Один из самых амбициозных советско-российских проектов в области освоения космоса вступает в фазу непосредственной практической реализации. Это резко изменит ситуацию и в околоземном пространстве, и на самой Земле.
На сегодняшний день полёты в околоземное пространство осуществляются на ракетах, которые движутся за счёт сгорания в их двигателях жидкого или твёрдого топлива. За прошедшие полвека эта ракетная технология была отработана во всем мире до мелочей. Но и сами ракетостроители признают, что дальше развивать её проблематично.
«Из существующих ракетных двигателей, будь это жидкостные или твердотопливные, грубо говоря, выжато всё, и попытки увеличения тяги, удельного импульса просто бесперспективны. Ядерные же энергодвигательные установки дают увеличение в разы. На примере полёта к Марсу – сейчас надо лететь полтора-два года туда и обратно, а можно будет слетать за два-четыре месяца», – комментировал в своё время ситуацию экс-глава Федерального космического агентства России Анатолий Перминов.
В России с 2010 года выполняется не имеющий аналогов в мире проект создания транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса.
И вот на днях директор Центра имени Келдыша, академик Анатолий Коротеев сообщил, что ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ) будет готова к полёту в 2018 году. Таким образом, в России к концу нынешнего десятилетия планируют создать космический корабль для межпланетных путешествий на ядерной тяге.
«У нас срок определен – к 2018 году изделие должно быть готово к летным испытаниям, а к 2015 году должна быть завершена основная отработка двигателя. Дальше – ресурсные испытания и испытания всего агрегата в целом», – говорил в 2017 году начальник отдела электрофизики Исследовательского центра имени М.В. Келдыша, профессор факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ Олег Горшков.
Такие корабли позволяют резко активизировать деятельность и в околоземном пространстве и дают реальную возможность началу колонизации Луны (уже есть проекты строительства на спутнике Земли атомных станций).
«Использовать ЯЭДУ с ионными двигателями можно на межорбитальном многоразовом буксире. К примеру, возить грузы между низкими и высокими орбитами, осуществлять полеты к астероидам. Можно создать многоразовый лунный буксир или отправить экспедицию на Марс», – считает профессор Горшков.
В то же время, член спецкомиссии NASA по пилотируемым полетам Эдвард Кроули, считает, что на корабле для международного полёта к Марсу должны стоять российские ядерные двигатели.
«Востребован российский опыт в сфере разработки ядерных двигателей. Я думаю, у России есть очень большой опыт, как в разработке ракетных двигателей, так и в ядерных технологиях. У нее есть также большой опыт адаптации человека к условиям космоса, поскольку российские космонавты совершали очень долгие полёты», – сказал Кроули после лекции в МГУ, посвященной американским планам пилотируемых исследований космоса.
Эксперты подчёркивают, что подобные корабли резко меняют экономику освоения космоса. По мнению специалистов, ракета-носитель на ядерной тяге даёт возможность снизить стоимость выведения полезного груза на окололунную орбиту более чем в два раза по сравнению с жидкостными ракетными двигателями, пишет журнал «Эксперт».
Кроме того, этот проект считается одним из наиболее прорывных для России, поскольку в ходе реализации этого проекта новые материалы и технологии будут разработаны и затем внедрены в другие отрасли промышленности — металлургию, машиностроение и т.д.