Общение со звёздами - «Тайны космоса» » «Территория Заблуждений»

Добавлено: 01-дек-2018, 00:03

Общение со звёздами - «Тайны космоса»

Общение на расстоянии является важной частью нашей культуры. Собственно, письменность изначально планировалась вовсе не для того, чтобы хранить какую-либо информацию; её основным предназначением была именно передача информации на расстояние. Поэтому абсолютно все цивилизации содержали в том или ином виде структуру, которую впоследствии назвали почтой. Государство могло не иметь, например, полиции или системы образования, но почта присутствовала в нём обязательно. Большинство революционных изобретений в первую очередь находили применение именно в системах связи. Так было с электричеством, которое более 120 лет с момента изобретения первого телеграфа использовалось исключительно для передачи информации. Даже такое не связанное с коммуникациями изобретение, как паровая машина, нашло применение в связи; не прошло и двух лет с момента её патентования, как уже была предложена и реализована пневматическая почта с применением парового двигателя. С появлением телефона и радио, а также всех устройств, которые последовали за ними, возможность общения в пределах обитания человечества достигла своего пика. Действительно, в масштабе планеты Земля никакие расстояние не являются препятствием для передачи информации. Однако, мы не были бы сами собой, если бы не задумывались о расширении своих возможностей. Необходимо сказать, что менее ста лет назад человечество вообще понятия не имело о масштабах мира, в котором оно обитает. Это кажется удивительным: были сделаны фундаментальные открытия в квантовой физике, осуществлена первая ядерная реакция, человечество познакомилось с цветной фотографией и впервые наблюдало видео со звуком, однако даже в учёном мире не знали масштабов нашей Вселенной. И только наблюдения и открытия Эдвина Хаббла показали, насколько огромен наш мир. Дальнейшее развитие его идей породило такую науку, как радиоастрономия. А там, где есть приставка «радио», всегда есть возможность если не что-нибудь сказать, то, как минимум, что-нибудь услышать… Человечеству понадобилось более 40 лет с момента изобретения радиосвязи, чтобы начать слушать «голоса» Вселенной; но, в наше оправдание можно сказать, что это имело чисто практическую подоплёку: сигналы космоса несколько специфичны, а у человечества до появления определенных технических средств не было возможности исследовать мир микроволн. Прослушивание космоса принесло много интересных результатов: были объяснены многие физические явления и за какие-то десятилетия люди узнали больше о Вселенной, чем за всю историю науки. Но самое интересное заключалось в том, что из разных уголков нашего мира приходили сигналы, наиболее вероятными источниками которых могли быть другие цивилизации. Тогда-то у человечества и возникла идея впервые заявить о себе путём послания сообщений жителям других миров. Поначалу эта идея вызывала скепсис не только у простых обывателей, но и у научного мира. Причины этого скепсиса были самые разные – от сугубо практических до социальных. Огромные расстояния между звёздами и ограниченность скорости распространения сигнала давали мало шансов осуществлять нормальные сеансы связи. Не было понятно, как и что необходимо передавать «братьям по разуму», чтобы они нас поняли – ведь неизвестно, кто они и как устроено их мышление. Социальный же аспект выражался в банальном страхе перед намерениями инопланетян – а что, если они окажутся враждебными по отношению к нам, и мы сами подпишем себе смертный приговор, когда просто обратимся к ним? Однако, как бы то ни было, в 1962 году первые послания к звёздам были отправлены. Пионерами межзвёздных переговоров стали учёные из Советского Союза. С помощью комплекса Дальней космической связи были отправлены простые сообщения при помощи азбуки Морзе в направлении Венеры. В дальнейшем космические послания были уже более сложными и разрабатывались таким образом, чтобы быть более понятными возможным адресатам. Был даже разработан специальный язык для межзвёздного общения – линкос, в котором посредством математических абстракций объяснялись довольно сложные понятия (такие, как цвета, эмоции, отношения и т.д.) Однако, наибольшую популярность получили послания, в которых передавались зашифрованные изображения в виде чёрно-белых картинок. Картинки рисовались с помощью двоичного кода и полученные последовательности передавались с помощью радиотелескопов. Первым подобным опытом было «послание Аресибо», отправленное в направлении шарового скопления М13 в 1974 году. Оно представляло собой картинку размерами 23 на 73 точки и включало в себя базовые сведения о человечестве, его мире и месте обитания. Эксперимент носил, скорее, символический характер, поскольку расстояние до скопления превышало несколько тысяч световых лет и ожидать ответа на это послание было бы слишком уж оптимистично. Последующие послания были более практическими. Серии посланий «Космический зов» содержали в себе несколько картинок 127 на 127 точек и отправлялись в направлении ближайших солнце-подобных звёзд. Картинки содержали в себе сведения о Земле и людях, о наших достижениях и нашем мире. Сообщения достигнут адресатов уже в XXI веке. Иногда сообщения носили и немного иной характер. Например, отправленное в 2008 году послание к Полярной звезде, называемое «Сквозь Вселенную» содержало в себе записи музыки и песен жителей нашей планеты с инструкциями, каким образом эти песни можно воспроизвести. Пока что Космос молчит в ответ на зов землян. Возможно, сообщения ещё не нашли своих абонентов, возможно, поблизости просто никого нет. Однако, не надо отчаиваться. В безграничном океане Вселенной жизнь не может существовать только в одном месте. Рано или поздно мы найдём тех, с кем сможем поговорить, несмотря на все различия, которые будут между нами. Интересный факт. В 2010 году у звезды Глизе 581, находящейся от нас на относительно небольшом расстоянии, были обнаружены три планеты. В момент передачи первого «послания звёздам» в 1962 году Венера находилась в том же квадранте, что и звезда Глизе 581. Отправленный более полувека назад радиосигнал уже достиг этих трёх планет, находящихся в другой звёздной системе. И если там есть разумная жизнь, возможно, мы получим оттуда ответ…