Теперь же в центре кладбища развалины. Молодежь даже не знает, что здесь была церковь, многие не слышали об этом никогда. А те, что постарше, вспоминают, как однажды приказали в церковь складывать сено, а потом уронили купола, за ними — и саму церковь. Колокольня стояла дальше, те, что учились в школе, расположенной рядом, в войну и сразу после войны, рассказывали, как лазали на уцелевшую колокольню. Пошехонье с нее было видно как на ладони, даром что двадцать верст расстояние. А потом люди уронили и ее. Подкопали, разожгли костры, и она упала в сторону Пошехонья. Брали кирпич на кладку печей, возили в соседний колхоз для строительства фермы. Вокруг развалин церкви заросли бузины, старые, в любой ветер готовые упасть березы, мелкий кустарник…
Надгробия и памятники — чугунные или из дорогого гранита — не пощадило злое безвременье. Валяются они как попало, уроненные, сдвинутые с мест. Помню, об одном из них сказала мне Екатерина Федоровна Климова, теперь уже покойная: «Его на фундамент для дома хотели взять, да тяжелый очень — увезти не смогли».
В последнее время ходить на кладбище стало модно, в праздники оно пестрит китайскими цветами, снова стали появляться дорогие надгробия. Но нет у кладбища единого хозяина, нет и порядка. То там, то тут возникают стихийные свалки, после праздников развал пустых бутылок, много бесхозных могил, за которыми уже давно никто не ухаживает, да и кустарник из центра кладбища наступает все нахальнее.
И вот произошло чудо. Иначе это и назвать нельзя. Пошли две бабушки из деревни Бабка в свой престольный праздник Егорий на кладбище, что расположено рядом с деревней, и ахнули: кладбище к празднику явно кто-то прибрал, не одну-две могилы, а все, полностью.
Совершенно очарованные, они позвонили мне, чтобы, значит, через газету поблагодарить благодетеля. Стала я такового искать и не нашла. Зато столько интересных версий выслушала, что решила ими с читателями газеты поделиться, ведь версии эти — не что иное, как тайные желания людей.
Одни сельчане сказали, что, мол, скорее всего, на кладбище поработала бригада коммунальщиков. И тут же возразили сами себе: они и город-то от грязи очистить не могут — куда уж им о деревне думать!
Другие подумали: это новый глава Пошехонской администрации Владимир Глебович Кабанов распорядился все кладбища в порядок привести, а наше — в первую очередь, потому как перед праздником. Вон он как городским владельцам и руководителям приказал все магазины к празднику нарядить — мол, должно быть у людей праздничное настроение. А с чего ему быть, не сказал, в кошельках-то по-прежнему у большинства пусто.
Третьи решили, что это Виктор Иванович Емельянов постарался — глава Пригородной администрации. Он о людях заботится, колодцы в деревнях ремонтирует. Вот и вопрос с выпиской дров на месте одним своим звонком решил. Только с освещением деревни никак не решается — видно, трудный вопрос. Тут же кто-то возразил: он на курсах был, не мог насчет кладбища распорядиться.
Версия четвертая: это кто-нибудь из богатых земляков нанял бригаду. Скорее всего, Юрий Николаевич Смирнов. Ведь взял же он однажды и сделал широкий жест — привез и подарил школе компьютер. Тем более что покоятся на этом кладбище его отец и брат. Только, скорее всего, не он, мы бы знали, все-таки его мать и сестра живут здесь.
Версия пятая. А вдруг приезжали волонтеры из молодежного агентства? И тут же в ответ: об этом давным-давно было бы в газете написано. Нет, не они, это точно.
Версия шестая. Скорее всего, это церковь. Может быть, приезжали монахи из Адрианова монастыря, говорят, крепкие ребята, работящие. И сделано все уж очень аккуратно, по-христиански, кустики вырублены и в кучки сложены. Тем более что просили мы их настоятеля приехать, деревню нашу освятить — слишком много страшных смертей за последнее время. Выбирает косая народ тот, что помоложе. Но и на эту версию нашелся Фома неверующий: строят, говорит, строят церкви, возрождают, миллионы тратят, а рядом голодные дети. Разные что-то цели у нынешней церкви и у народа. С душ надо начинать, а не с храмов.
Итог дискуссии подвел деревенский мужичонка-тракторист: «Наверное, это НЛО прилетало, надоело им там на нашу такую жизнь смотреть». А я думаю: может, в честь праздника солнышко выглянуло и бабушкам все показалось?