– Сразу скажу: нельзя делать однозначный вывод, что феномен НЛО – это проявление инопланетного разума. Я, признаться, и сам так думал поначалу. Еще в середине 70-х годов прошлого столетия, на заре отечественной уфологии, казалось, что это именно так и других вариантов быть не может. Однако, прослушав лекцию одного из родоначальников советской уфологии Феликса Зигеля, пересмотрел свое мнение. В настоящее время термин «летающие тарелки» для меня и моих коллег означает всего-навсего неопознанные объекты, образования и не более того.
– Действительно, наблюдали. И не придавали им особого значения. Например, в Лос-Анджелесе в 1943 году береговая батарея сделала около 300 выстрелов по неким летящим шарам непонятного происхождения, о чем было доложено председатель Комитета начальников штабов.
Ситуация резко изменилась после Второй мировой войны, когда стала набирать силу война холодная. Американцы задались вопросом: НЛО – это новое оружие потенциального противника или результат каких-либо экспериментов? Поводом стал инцидент в Скалистых Горах в 1947 году, когда Кеннет Арнольд наблюдал девять летящих шаров неизвестного происхождения.
Справедливости ради замечу, что и в СССР испытывали недоверие к бывшим партнерам, которые вывезли из Германии огромное количество архивов, связанных с разработкой новейших видов вооружения. Так, на приеме в Кремле вождь показал Сергею Королеву уйму фотографий с изображением немецких разработок ФАУ-7, а также дисколетов, работающих на новых принципах, и поинтересовался, представляют ли эти объекты угрозу. После тщательного изучения конструктор пришел к выводу, что на тот момент развития технической мысли эти разработки не представляют опасности.
– И не только в Штатах. У нас тоже изучали неопознанные объекты в атмосфере. Ученые, военные пытались идентифицировать эти непонятные проявления. Исследования проходили примерно по схеме: похоже это на самолет? Если да, значит, это самолет.
Интерес к этим явлениям то затухал, то вспыхивал в зависимости от складывающейся международной ситуации. Новый всплеск интереса появился у американцев, когда стала разрабатываться система противоракетной обороны с элементами космического базирования «Стратегическая оборонная инициатива». Важнейшее место в этой системе занимала идентификация целей. В электронной памяти должна находиться информация, по каким сигнальным характеристикам объекта его можно поражать. Что касается НЛО, то неучет данных о характеристиках этих объектов однозначно увеличивает опасность их неправильной идентификации. Тогда, например, массовый полет НЛО по траекториям, близким к траекториям боевых блоков ракет, может быть расценен компьютерными системами как нападение.
– Увы, мировая история знает подобные прецеденты. Так, осенью 1960 года американские радарные системы засекли летящие через полюс в сторону США многочисленные «цели». Все бомбардировщики авиабазы Тревис в Северной Калифорнии были приведены в состояние повышенной боевой готовности для атаки на СССР. Неожиданно «цели» с экранов пропали. Облегченно вздохнувшие специалисты впоследствии объяснили этот эффект радарным отражением от Луны. По другой версии, это была огромная стая гусей…
НЛО ПОРОДИЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
– Влияют. Года четыре назад, во время пребывания в Иране делегации Федерального космического агентства России, иранские коллеги обратились к нам за помощью в изучении НЛО. Над иранской территорией стало появляться огромное количество объектов неизвестного происхождения. Особую тревогу вызывали те, что летали над ядерными и военными объектами, крупными городами. Началось брожение в умах рядовых граждан. Иранцы задавались вопросами: это разведывательные беспилотные средства или непонятные геофизические явления?
После этого наша ассоциация два года плотно сотрудничала с иранскими коллегами. Мы поделились знаниями в области НЛО и пограничных вопросах, посоветовали, как реагировать на появление неопознанных объектов, какую позицию должна занять общественность, религиозные круги. После этого иранцы создали в городе Ном, что примерно в 80 километрах от Тегерана, центр по изучению плазмы, ядерных процессов.
– Еще в 1972 году в Техасе под руководством полковника Стэнфорда была создана станция слежения за НЛО. Вокруг нее в радиусе 300 метров установили 100 мощнейших прожекторов. Выяснилось, что при включении количество неопознанных явлений возрастает. В том же году был зафиксирован пролет некоего объекта, который изменил траекторию полета под прямым углом без изменения скорости. Ни одно известное летательное средство этого сделать не может! При этом произошел срыв сопровождения – радары его попросту потеряли. Обратились к ученым, которые за короткий промежуток времени разработали сверхскоростные датчики. Пентагон закупил их и использовал во время войны во Вьетнаме. Суть изобретения заключалась в том, что во время артобстрела они по траектории снаряда за доли секунды могли определять местонахождение батареи противника и ответным огнем уничтожать ее. Это было первое прикладное использование вроде бы несуществующего явления.
Другой пример – проект ТРАСТ. Еще в советские времена кандидат наук Авраменко задался вопросом, почему НЛО летают беззвучно, не создавая ударной волны. Он пришел к выводу, что вокруг этих объектов создается слой холодной плазмы, которая как бы раздвигает воздух и поэтому не возникает турбулентности и шума. Группа советских ученых разработала излучатель, который, чуть-чуть нагревая воздух в определенной точке атмосферы, мог менять его параметры. Кстати, это изобретение могло иметь огромное значение для обороны страны. Боевые блоки ракет, попадая в слой разогретой плазмы, теряли скорость и разрушались. На реализацию проекта требовалось всего-навсего 300 миллионов долларов. Решили подключить американцев. Они выслушали наши предложения и вежливо отказались. А спустя 7 лет создали систему HAARP, работающую на тех же принципах.
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ
– У нас чаще воспринимают эти явления как шар; у них – как нечто похожее на технические формы. Думаю, это связано с тем, что шар является идеальной конфигурацией, он гармоничен, так сказать, ближе к природе по сравнению с другими фигурами. Большинство наших наблюдателей в психофизическом плане еще не оторвалось от природы, истоков. А западные страны более индустриально развиты, тамошний обыватель больше думает о машинах, поэтому и восприятие у них соответственное.
НЛО воспринимается по-разному в зависимости от местоположения наблюдателя. Как-то на пляже во время съемок закатного неба появился неопознанный объект. Его наблюдали несколько человек. Потом выяснилось, что один видел звезду, другой – шар, третий – туман, четвертый ничего не увидел, пятый – треугольник, а аппарат заснял туманную полосу. Каждый видит то, что его мозг может описать.
– Насколько я понял, вы не очень-то верите в существование инопланетных гуманоидов. Так что же такое, на ваш взгляд, НЛО, в чем его природа?
– Вопрос непростой. Общепринято, что в природе всего четыре измерения. Однако сейчас некоторые всемирно известные ученые полагают, что на самом деле их гораздо больше. Есть мнение, что Вселенная состоит из двух, наложенных один на другой, очень слабо связанных, почти прозрачных друг для друга миров. Так что, вполне возможно, по соседству с нами, в том же пространстве и времени существует параллельный мир-невидимка.
Впрочем, не следует сбрасывать со счетов вполне земной характер происхождения этих необъяснимых явлений. Например, так называемый пьезоэлектрический эффект, о котором я уже упоминал. Одно из самых активных в мире «окон», где с 1982 года регулярно наблюдаются явления типа земных огней – норвежская долина Хессдален. Исследования показали, что эти неизвестные атмосферные явления не что иное, как разновидность плазмы, которая светится в атмосфере и свободно плывет под действием электромагнитных потоков.
Другое объяснение – рукотворная природа этих явлений. Немцы, как известно, пытались создать «тарелки», работающие на совершенно иных принципах. Группа ученых, которую я возглавляю, уже разработала летательный аппарат, работающий на принципах электромагнетизма, за счет эффектов динамической сверхпроводимости: во время раскрутки диска возникает подъемная сила. Мы уже провели первые испытания. Но дальше дело не пошло – все упирается в отсутствие финансирования. А что, если кто-то, у кого есть средства, уже создал подобные аппараты? Словом, знать, кто или что летает, – один из важнейших факторов как национальной, так и международной безопасности.