Рассказывает главный уфолог России Почетный президент Академии уфологии Владимир Георгиевич Ажажа – мой давний знакомый. Сегодня он профессор кафедры философии Института бизнеса и политики в Москве, ведет группу аспирантов и докторантов
К нему относятся с пиететом, как к аксакалу. Пишет книги. Невероятно продуктивен.
В прошлом году выпустил пять книг, в этом году выходят четыре.
В 70-е годы я начинал свою карьеру в Агентстве печати «Новости» в Москве и пригласил бывшего подводника, энтузиаста ис-следований НЛО В.Г. Ажажу на один из наших журналистских клубных «четвергов». Тогда тема «летающих тарелок» была под запретом. Лекция Ажажи об этом феномене, предназначенная для узкого круга, неожиданно получила скандальную известность из-за того, что одно из западных информагентств обнародовало содержание и тезисы его выступления. Самиздатовские экземп-ляры лекции стали гулять по стране. Меня и моих коллег по клубу пожурило начальство, но вспыхнувшую славу Ажажи затмить уже никто был не властен.
Потерянную на долгие годы связь с Владимиром Георгиевичем я восстановил благодаря случаю. На Неделе российского кино в Нью-Йорке в октябре прошлого года ко мне подошла милая американка, отборщица кинофестиваля в Сиэтле со странной фамилией Ajaja. Оказалось, это жена его сына, который работает генеральным представителем «Аэрофлота» в Сиэтле. У профессора еще есть дочь, она живет в Москве, а также четверо внуков и трое правнуков.
— Владимир Георгиевич, а вы помните скандал с вашей лекцией в АПН?
— Ну, конечно. И даже упомянул его в одной из моих книженций.
— За эти почти тридцать лет вы утвердились в своих взглядах на НЛО или вас гложет червь сомнения?
— Ни в коем разе! Я не только укрепился, я теперь многое знаю. Ведь я же исследователь, ученый. К 7 ноября прошлого года, когда я отметил 80-летие, коллеги составили мой послужной список, очень впечатляющий, должен сказать.
— Ну я вас задним числом поздравляю, это большая дата.
— Несмотря на возраст, я в себе чувствую проявление некоторой детскости. Считаю это главным в человеке – чтобы он чувствовал интерес и азарт к жизни.
— Назовите самые яркие события за три последних десятилетия, которые укрепили ваше убеждение в реальности НЛО.
— С 1990 по 1995 год я был руководителем общественного уфологического центра. На меня работали тысячи уфологов, и нам удалось со-брать массу убедительной информации. На основании ее я уверился в том, что существует сверхцивилизация, отличающаяся от человече-ской уровнем развития. Я располагаю данными о ее сверхтехнологичности. Человечество как носитель разума во Вселенной не одиноко. Хотим мы этого или нет, но рядом с нами живет сосед. В 2000 году мы получили международный патент на открытие «неединственности разума во Вселенной». 5 января 2001 года я на эту тему выступал в Нью-Йорке, в здании ООН, в рамках конференции об ответственности интел-лектуальных лидеров за устойчивое развитие мира.
— Так что, на Земле существует неведомая нам цивилизация?
— Я не сказал — на Земле. Я сказал, что в некоем околоземном пространстве существует цивилизация, а на Земле она себя проявляет. Люди побывали на Луне, но это не значит, что мы там обитаем. Я веду речь о ближнем космосе, на дальний нам Бог еще не дал рогов.
— Эта цивилизация себя специально обнаруживает, чтобы ее заметили, или попадает в наше поле зрения случайно?
— Мы еще вернемся к этому вопросу. Хочу обратить ваше внимание на целое направление в уфологии – подводные НЛО. Вышло несколько документальных фильмов, были опрошены десятки командиров подводных лодок. Разговорился по телевидению бывший главком ВМФ Чер-нявин. Я комментировал все эти фильмы. Когда-то, в 1976 году, Главное разведывательное управление Минобороны заказало мне исследовательскую работу «Гидросферный аспект НЛО». Я написал инструкцию по наблюдению за НЛО с кораблей и судов. Затем ее модифицировали для других родов войск.
— Что конкретно удалось выяснить в результате подводных изысканий?
— Когда российские подлодки выходили на боевое патрулирование с ракетами, на разных частотах появлялись мешающие звуки, так на-зываемые «квакеры», напоминающие кваканье лягушек. Я сам по первой профессии морской офицер и хорошо знаю, что главное оружие подводной лодки — это скрытность. А тут возникает ощущение, что ты обнаружен. И как командир не пытается отвернуть от этих «квакеров», они всегда оказываются прямо по курсу. Попытки привязать их появление к конкретным географическим точкам проваливаются, они меняют местоположение мгновенно. Получается, что «квакеры» – технологически организованные, защитные, маневрирующие препятствия, управляемые разумом. Участились случаи, когда над подлодками новых модификаций, выходящими из порта в открытый океан, — а они выходят всегда в надводном режиме, а потом погружаются, — появляются НЛО. Были случаи, когда НЛО ныряли вниз, под воду, были случаи, когда они вылетали из-под воды. Возникло предположение о существовании зон интенсивных появлений неопознанных объектов – называли районы острова Пуэрто-Рико, озера Байкал, остров Гуам. Подлили масла в огонь выступления премьер-министра Гренады в 1977-78 годах в ООН, он громко сетовал на НЛО, мешающие гренадцам жить. Проанализировав показания более двух тысяч заслуживающих уважения свидетелей, я пришел к тому, что на Земле существует примерно 150 постоянно действующих баз НЛО, из них примерно 50 – подводных.
— Ну, и каковы доказательства существования пришельцев? Уж совсем фантастичны истории о похищении ими людей.
— Ничего фантастичного. На упомянутом острове Пуэрто-Рико есть люди, которых человекообразные пришельцы уговаривали работать на их базах, есть люди, которых они похищали. Самое любопытное, что входы в эти базы охраняют американские военнослужащие. Эти факты опубликованы в моей монографии «Подводные НЛО», которая вскоре выйдет в свет. Известно много фактов, подтверждающих, что пришельцы в качестве топлива для своих транспортных средств используют пресную воду, которую разлагают на кислород и водород, который сильно сжимают. Это их ядерное топливо. Ряд аварий НЛО, таких, как взрыв на пляже Убатуба в Бразилии, выявил наличие на месте ката-строф изотопов металлов, которые являются материалами для корпуса их транспортных средств. Крупные базы НЛО находятся на Пиренеях и в Гималаях. Как говорил Рене Декарт, правильно выбирайте слова и вы освободите человечество от половины недоразумений. Наступает эра кончины термина НЛО, по-английски UFO. Мы уже накопили достаточно сведений, чтобы называть их движущимися объектами пришельцев — ДОП. И науку уфологию следует переименовать. Я предлагаю – в ксенологию. От греческого ксено – чужой.
— А ваших противников будут называть ксенофобами.
— Совершенно верно (смеется).
— Но почему все-таки пришельцы не вступают с нами в прямой контакт?
— Мы же не вступаем в контакт с подопытными мышами и кроликами. А мы для них – именно такие подопытные существа.
— С кроликами сравнение некорректно. Если бы они обладали разумом, то уж как-нибудь нам подмигнули, спасаясь от злодейских опытов. Но они же не вступают с нами в контакт!
— Одну минуточку. Я бывал в Розуэлле, в Альбукерке, я Сиэтле, встречался с крупнейшими американскими учеными, специалистами по НЛО. Они все подтверждают существование пришельцев.
— Но они же все земляне. С представителями инопланетной цивилизации вы не встречались?
— Я встретился с пришельцем в 1978 году. Разговора не было никакого. Была немая сцена. Этот единственный близкий контакт описан в моей книге «Погоня за НЛО». Издательство «Вече» в честь моего 80-летия решило издать шеститомник, так вот эта книга – второй том. А третий том – «Хроника времен летающих тарелок». В ней упоминается такое интересное открытие. Француз Лефевр обнаружил в черепе Наполеона ме-таллический «чип». Вы читали об этом?
— Да, но в сугубо фельетонном контексте, где вас высмеивают как лжеученого и фальсификатора, а «открытие» Лефевра на-зывают чушью. Вас громят в этой статье со страшной силой, а еще цитируют основоположника российской уфологии Феликса Зигеля, где он дает вам нелицеприятную оценку.
— В моей книге «Погоня за НЛО» есть глава «Косыгин» — я у него был на приеме в 76-м году, – а следующая глава называется «Зигель». Она заканчивается фразой: «как жаль, что железный Феликс оказался ржавым изнутри». А ведь Зигель был для меня кумиром. Он просто не терпел соперников. Оценку Зигеля я никогда не скрывал, я сам ее цитирую. А те, кто пишет про меня всякую чепуху, — я на них просто не обращаю внимания.
— А как вы объясняете, что когда возвращаются будто бы похищенные пришельцами люди, у них нет никаких материальных подтверждений похищения – ни вещей, ни сувениров, ни видеозаписей?
— В этом особенность проблемы. В историях похищений – а их тысячи! — ничего нельзя типизировать. Видимо, пришельцы не разрешают ничего с собой брать. Заметьте, я не люблю термин «инопланетяне», — нет никаких доказательств, что это визитеры с других планет. Где они обитают? Везде и нигде. В 1993-95 годах геостационарные спутники сделали серию фотоснимков в районе Мексики, Чили и Боливии. В инфракрасных лучах были сфотографированы летающие объекты – только не падайте со стула – диаметром от 300 до 450 километров. Ми-ниатюрный вариант такого летающего города в форме шеврона или угла в марте 1997 года прошел над городом Финиксом в Аризоне, и днем там было затмение. Возникла паника, поднимали два истребителя. Короче, ОНИ живут на летающих городах и работают с человечеством. Мы им нужны. Пришельцы есть и среди нас. Гибриды. Ведь похищенные женщины нередко возвращаются беременными.
— Вы поддерживаете концепцию палеокосмонавтики, ранних посещений Земли пришельцами?
— Да. С того момента, как люди начали ощущать себя людьми, стали фиксироваться странности. И вспомните: первые наскальные рисунки – сцены охоты, разведение огня и летающие тарелки.
— Как объяснить, что число скептиков не уменьшается — несмотря на накопление визуальных наблюдений?
— Недавно ко мне обратилась газета «Московский комсомолец». Задали вопрос: что нужно, чтобы оживить уфологию? Я им сказал: нужно, чтобы пришельцы прилюдно похитили лабрадора Кони (любимая собака президента Путина – О.С.). Тогда на следующий день будет определен головной институт, отдельной строкой выделено финансирование, и уфология из Золушки превратится в полновластную научную ма-трону. МК напечатали материал с заголовком: «Академик Ажажа: нужно, чтобы пришельцы похитили лабрадора Кони». Представляете, какой шум был?
— Есть вариант проще: если они посадят свой летательный аппарат на Красной площади в Москве или у Белого дома в Вашинг-тоне. А лучше — и здесь, и там.
— Главное, что тормозит прогресс — доминирование концепции Академии наук России, провозглашенной еще много лет назад. Мол, НЛО не существует, все это заблуждения людей, связанные с неумением разбираться в атмосферных явлениях и в технических проявлениях человеческой деятельности. Трудно человеку отказаться от сложившихся стереотипов. Созданная в АН комиссия по лженауке не только игнорирует все, что пишут на тему НЛО, но и пытается затыкать уши другим. Это преступление.
— Вас эта комиссия считает лжеученым.
— Конечно! Но ничего сделать со мной не могут. Кандидатскую диссертацию о подводном гидроакустическом поиске я защищал в Институте океанологии АН СССР. В ученом совете за меня подали голоса 22 члена при двух «против» – это считается отличным результатом. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, которую я защитил в 1997 году, называлась «Концептуальные основы уфологии». В 1999 году меня избрали действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). В 2002 году моим именем по представлению РАЕН назвали звезду в созвездии Скорпиона.
— Люди делятся на тех, кто верит в НЛО, и тех, кто не верит. По этому принципу уфологию можно считать не наукой, а рели-гией. Веришь или не веришь.
— Ученый не имеет права верить. Не все знают, что Иван Петрович Павлов, который был верующим и не пропускал ни одного молебна, однажды сказал: «Бога в свою лабораторию я не допускаю». Если я не знаю, я обязан стремиться к знанию.
— Происхождение вашей экзотической палиндромной фамилии — инопланетное?
— Можете и так написать (смеется). Но по правде отец у меня с Украины, и, говорят, мой дальний предок служил кашеваром у Богдана Хмельницкого. Когда грозный гетман спрашивал, а где кашевар, ему показывали куда-то вдаль и говорили «Аж, аж, аж», то есть далеко отстал. На Полтавщине есть село, где живут триста родственников с фамилией Ажажа.