Проксима Центавра b: нам всем нужно немного остыть (3 фото) - «Тайны Космоса» » «Территория Заблуждений»

Добавлено: 07-дек-2018, 21:44

Проксима Центавра b: нам всем нужно немного остыть (3 фото) - «Тайны Космоса»

• 1 Выдавать желаемое за действительное
  • 2 Вперед и с песней
  • 3 Глядя в зеркало

Выдавать желаемое за действительное

Вперед и с песней

Глядя в зеркало

Если в среду вы не были на Земле, то вы пропустили следующее: астрономы нашли планету, которая находится настолько близко к нам, насколько это вообще возможно — в ближайшей звездной системе Альфа Центавра. Планета под названием Проксима Центавра b завершает круг вокруг своей звезды каждые 11,2 дня. И да, она находится в «потенциально обитаемой зоне», зоне Златовласки, где жидкая вода может (пока только может) быть на поверхности. Ее масса — 1,3 земных — подразумевает, что планета должна (пока только должна) быть твердой. Неудивительно, что мы уже записали ее в список величайших открытий столетия. Но подождите минутку. Астрономы находили и другие планеты земного типа в обитаемых зонах в последние годы. По данным Лаборатории планетарной обитаемости при Университете Пуэрто-Рико, в настоящее время подтверждено существование 15 потенциально обитаемых экзопланет «земных размеров» (с позиции массы или радиуса). И хотя да, Проксима Центавра b имеет массу ну ооооочень близкую к земной, в остальных свойствах она может быть не такой уж и землистой. Что действительно выделяет эту планету на фоне конкурентов и что привлекло внимание в первую очередь, это ее местоположение. Точно так же, как ближайший супермаркет к дому станет самым посещаемым магазином для вас, Проксима Центавра b греет душу ученых своей близостью и привлекательностью. Впрочем, эта привлекательность пока остается под вопросом. Во-первых, ученые пока знают только минимальную массу Проксимы Центавра b — наименьшую массу, которая может быть у нее, — и не знают ее радиуса. То есть не знают наверняка, твердая она или нет. «Не забывайте, что у нас есть только минимальная масса этой планеты, — писала астроном Элизабет Таскер в Твиттере. — По этим показателям я буду близнецом большинства форм жизни на Земле». Кроме того, звезда укрывает планету высокоэнергетической радиацией, а значит давным-давно иссушила всю воду. Если же гидратация осталась хоть какая-то, она будет лишь в наиболее освещенных солнцем местах. И хотя «достаточно теплая, чтобы иметь воду» это важный факт, его нельзя приравнивать к фактической обитаемости. Рори Барнс, астроном из Университета штата Вашингтон, разработал индекс обитаемости, который оценивает потенциально приятные планеты, исходя из большого числа нюансов. И его выводы неутешительны. «Я пессимистично отношусь к тому, что хоть какая планета может быть обитаемой, поскольку слишком много требований должны быть удовлетворены», говорит он. «Но Проксима дает нам отличный шанс узнать, прав я или нет». Содержание 1 Выдавать желаемое за действительное 2 Вперед и с песней 3 Глядя в зеркало Выдавать желаемое за действительное В свете всей этой неопределенности, ажиотаж, или как его сейчас модно называть — хайп, по поводу этой планеты кажется преждевременным или просто откровенно неправильным. Но хайп определенно есть. «Я была удивлена, когда прочитала статью Европейской южной обсерватории, в которой было весьма четко сказано: это самая похожая на Землю планета из всех, что мы пока нашли», говорит Лиза Мессери, антрополог из Университета Вирджинии, «несмотря на то, что в этой же самой статье написали, что у планеты нет времен года, год длится 11 дней, небо должно быть красным, а Проксима Центавра является активной звездой с солнечными вспышками. Другими словами: это вообще необитаемый мир». Мессери не изучает экзопланеты. Она изучает людей, которые изучают планеты — следит за ними и интервьюирует много лет. Реакция на это открытие, говорит она, в большей степени связана с близостью Проксимы к нам. «Причина того, что нас волнует эта планета, в том, что это место, в которое мы можем попасть и быть». В случае с большинством планет, нам остается только воображать. Но Проксима Центавра b — это первая экзопланета, которая может стать физически достижимой. Земная география аналогичным образом влияет на наше восприятие. «Мы чувствуем себя связанными с местами, которые близки к нам, поскольку можем отправиться туда на выходных, — говорит Мессери. — Даже если я не собираюсь в Нью-Йорк в субботу, тот факт, что я могу, делает его частью моего мира». Вперед и с песней Хотя ученые не собираются к Альфе Центавра в субботу, они определенно намереваются совершить туда перелет. Инициатива Breakthrough Starshot, о которой было заявлено в апреле, планирует отправить к звезде зонды размером с почтовую марку. На момент анонса Проксимы, люди, стоящие за проектом, пока не определили, какую из звезд в тройной системе хотят посетить (но теперь выбор почти очевиден). Правда, обсуждать межзвездное космическое путешествие — в смысле, серьезно обсуждать — пока рановато. Ученые стараются держаться подальше от таких обсуждений. Но теперь есть повод и место, на которое можно указывать, говорит Мессери. Имея такое место, ученые могут вполне честно и с пристрастием публично говорить о межзвездных намерениях. Близость новой планеты также делает поиск инопланетной жизни более обоснованным. Есть реальная звезда, реальная землеподобная планета, реально рядом. Если бы из этой системы пришел сигнал в стиле «Контакта», можно было бы поспорить на миллион долларов, что правительства мировых стран объединятся и отправят туда людей. Потому что межзвездное путешествие с участием людей к Проксиме — это космическая версия выходной поездки Мессери в Нью-Йорк. Отправка межзвездного сообщения к инопланетянам вместо того, чтобы ждать получения оного, исторически считается философским упражнением. Сообщение может идти к пункту назначения много поколений, равно как и гипотетический ответ. Но с Проксимой мы получаем нечто вроде настоящего разговора с инопланетянами, будто встретились с незнакомцем, говорит Дуглас Вакоч, руководитель METI International. «Менее чем за десять лет мы могли бы отправить сообщение и получить ответ от заинтересованных центаврианцев». Более традиционные науки тоже поучаствует в разделении выгод: например, Европейский чрезвычайно большой телескоп сможет сделать снимки этой планеты, которые обеспечат хоть немного новой информации (а может и много). Она позволит ученым найти возможные биосигнатуры, указывающие на существование жизни. Ученые сходят с ума при одной мысли о такой возможности, поскольку чем ближе планета, тем больше информации о ней мы можем узнать. Глядя в зеркало И все же это не близнец Земли, независимо от того, что говорят заголовки, и ученые пока не нашли близнецов Земли. Горячие юпитеры — это круто; планеты со стеклянными дождями тоже веселят; суперземли — вообще что-то сверхъестественное. Составить полную перепись экзопланет будет очень ценным приобретением. Но большинство ученых, по мнению Мессери, на самом деле хотят просто найти еще одну Землю. Это отражается в научных приоритетах. Космический телескоп Кеплер, который нашел больше планет, чем кто-либо еще на этой планете, был «специально спроектирован для исследования части нашего региона галактики Млечный Путь в поиске десятков планет земных размеров в или возле обитаемой зоны», согласно NASA. Поиск «близнеца Земли» это стремление к платоническому идеалу, говорит Мессери. «Он позволяет нам видеть Землю в расцвете лет, какой мы хотели бы ее видеть, какая не обезображена изменением климата, войной или болезнью». Но такого места мы пока не нашли. И можем не найти никогда. В стремлении найти идеальную пару, вы обычно находите кого-то, кто очень клевый, но кричит на вас, когда голоден, или ненавидит вашу маму. В поисках идеальной работы вы обретаете себя в роли посудомойки. В этом смысле обнаружение Проксимы Центавра b является репрезентацией стремления человечества к совершенству, к чистой и девственной Земле. Скорее всего, такое будет происходить постоянно. Мы поставили перед собой великую цель и потерпели неудачу. Не потому что мы такие невезучие, а потому что были обречены на нее изначально, ведь в этом природа человечества: вечно стремиться к идеалу и никогда его не достигать.