Я стал гражданином Асгардии (Asgardia), новой космической нации, которая займется мирным освоением космоса во имя всего человечества. Руководит ей Игорь Ашурбейли, председатель научного космического комитета ЮНЕСКО и основатель Аэрокосмического международного исследовательского центра в Вене. На первый взгляд, идея прекрасна. На второй взгляд, любой ученый от слова «космос» тоже скажет, что она прекрасна.
Если верить сайту Асгардии, она предлагает «независимую платформу, свободную от ограничений законодательства находящейся на земле страны. Она станет местом на орбите, которое не принадлежит ни одному человеку». Первая цель состоит в том, чтобы запустить в октябре 2017 года спутник, в честь 60-летия запуска того самого первого «Спутника». Вторая цель состоит в создании «защитного щита» для жизни на Земле: от космического мусора, выбросов корональной массы и астероидов.
Проект был представлен на пресс-конференции в Париже 12 октября и призывает всех людей присоединиться к числу новых граждан. Ашурбейли сказал, что когда число заявок превысит 1000, организация может официально обратиться к ООН за статусом государства. Претензии, конечно, колоссальные. Но что это на самом деле: мираж, утопия или проект с будущим?
В скандинавской мифологии Асгард был одним из девяти миров древних богов, которым правит Один. Находясь в небе, он сообщается с Землей через радужный мост Биврёст. Выбрав название «Асгардия» для нового «национального государства», создатели призывают своих потенциальных граждан к созданию мира мирного научного сотрудничества. Но разве мифологический мир Асгарда будет лучшей моделью для такого стремления? В конце концов, самый большой зал в Асгарде — это Валгалла, где пируют и дерутся погибшие в бою воины.
Более уместным, пожалуй, будет описание Асгарда в вымышленной вселенной Marvel. Там это мир, который «существует в другом измерении и по размерам с США». По истории Marvel, Асгард был создан богом Тором на Земле, где он приобрел собственность. Но Железный человек восстал против Тора и его строительства и «после короткого, но горячего спора Железный человек предложил Тору сделать Асгард отдельной нацией, как иностранное посольством». Вот последняя часть — это та же Асгардия.
Нужно держаться корней
Но давайте отвлечемся от мифологии и супергероев. Что такое Асгардия? Зачем она нужна? Чем она будет заниматься? Как работать? Кто будет в правительстве? Кто будет платить? Организация не дает ответы на эти вопросы.
У нас уже есть Международная космическая станция как пример международного сотрудничества в космосе, включая правительственные и частные организации. Можно также припомнить проект «Венера», который безнадежно заглох. Потому что хотя МКС работает нормально, им заправляют космические агентства и воинствующая бюрократия. Если Асгардия просто хочет сделать космос и космические эксперименты достоянием общественности, то это похвально, но будет тесно завязано на разного рода бюрократии и деньгах, что, в общем-то, одно и то же.
Что касается защиты Земли от космического мусора, нам нужно немного больше, чем просто запуск спутника. Было бы интересно узнать, кто чем занимается. Где и как будут строить спутник. Как Асгардия собирается добиться того, чего еще не удалось добиться ни стране, ни содружеству стран, ни отдельной компании.
Есть вопросы и к Концепции Асгардии. В частности, имеются жалобы на тот факт, чо «экономические и политические убеждения часто берут верх над исключительно научными и этическими границами и считаются необходимыми для поддержания безопасности». В ответ на это «Асгардия продемонстрирует, что возможны независимые, частные и неограниченные исследования». Но ведь… этические границы необходимы? Особенно на тот случай, когда появляется некто, кто планирует заниматься неограниченными исследованиями, которые будут «свободны от ограничений законов наземного государства». История полна примеров, когда неограниченные исследования приводили к неприемлемым последствиям — например, нацисты проводили кучу неэтичных и ненаучных исследований.
В настоящее время существуют законы и договоры, которые регулируют мирное использование космоса, признаны всеми космическими (или почти всеми и почти космическими) державами и управляются силами ООН. Возможно, они не совершенны и требуют пересмотра, учитывая нарастающие темпы развития космических технологий и роли частных компаний в освоении космоса. Но, по крайней мере, они представляют собой рамки, в которых должны действовать государства.
Важно отметить, что эти законы утверждают, что нация, запускающая спутник — или организующая запуск такового — несет ответственность за любой ущерб, причиненный им. Кроме того, она обязуется вести международный реестр всех объектов, запущенных в космическое пространство, и помогать в мониторинге космического мусора.
Если намерения Асгардии серьезны и она хочет стать независимым игроком в освоении космоса, ей придется начать с выполнения обязанностей перед ООН. Любая попытка стать космической державой или запустить спутник накладывает ответственность на Асгардию, если что-то пойдет не так. Как-то трудно соотнести это с намерением Асгардии быть «свободной от всех наземных законов».
Возможно, мои сомнения и опасения безосновательны и Асгардия действительно выполнит свое обещание действовать на благо человечества. При всем при том число граждан Асгардии неуклонно растет.