Актуальнейшим в уфологии вопросом является поиск рационального объяснения феномена НЛО. Традиционно всем приятна инопланетная гипотеза и, в то же самое время, ее модно отрицать.
Придумана она не учеными-уфологами — ими лишь подхвачена красивая легенда о пришельцах из космоса и внеземных захватчиках, развивающаяся к тому моменту уже на протяжении целого столетия писателями-фантастами. Идея прижилась в сознании людей, и о пришельцах уже не то чтобы думали, их уже ждали.
Не будет открытием и то, что мы по природе своей мечтатели и фантазеры. Многие изобретения предвкушены фантазиями, многие исторические факты впоследствии переписаны на другой лад. Fortis imaginatio generat casum («Сильное воображение рождает событие» — лат.).
«Война миров» Г. Уэллса изобразила инопланетян в виде оккупантов Земли — Розуэльские события 1947 года родили легенду о захвате инопланетного корабля и использовании технологий пришельцев. «Машина времени» того же писателя помогла объявить инопланетян пришельцами из будущего — нашими далекими потомками.
Дж. Адамски, одним из первых «встретив» инопланетян, принялся рассказывать о них и показывать фото «тарелок» — благо он был фантазером и приноровился фотографировать птичьи кормушки, подбрасывая их в воздух. Странности «Тунгусского метеорита», среди прочих гипотез, объясняются появлением и самоликвидацией НЛО (навеяно повестью А. Казанцева «Взрыв»).
Исследования Эйнштейна в области теории единого поля, покрывшись дымкой неизвестности, родили миф о Филадельфийском эксперименте. Прикрываемые дезинформацией секретные проекты правительств многих стран, в частности, в разработке летательных аппаратов экзотических форм, привели к появлению мифа о «сокрытии правительствами данных о НЛО».
Романтически настроенные уфологи США сотворили слух о «зеленой комнате» — помещении, где хранятся тела инопланетян и куда водят вновь избранных президентов. Другие журналисты-романтики из России «открыли» Пермскую зону и объявили себя сталкерами, мечтая принять участие в «Пикнике на обочине» Стругацких.
Символ Уммо французской уфологической мистификации века вдруг обнаружился на НЛО, наблюдавшихся в Воронеже в 1989 г. — «утки» летят отовсюду. Случайные очевидцы засекреченных испытаний ракет, начитавшись о «летающих тарелках», начинают красочно рассказывать о прожекторах, иллюминаторах и гуманоидах в них, мигающих огнях и телепатических контактах.
Визитеры с других планет — это не пилоты НЛО, а плод мышления и фантазий человека эпохи научно-технического прогресса XX века. Парапсихологические феномены не существуют там, где нет человека, так как являются порождением его интеллекта. Доказано, что интеллект — это больше, чем людям нужно для выживания. Об этом свидетельствует взаимодействие человека с природой — он «убивает» ее. Такого интеллекта до появления Хомо сапиенс не было в природе в принципе.
Где же объяснение НЛО? Понять его нужно, прежде всего, как социальный феномен. Уфология, как наука, должна иметь предмет исследований, и, к сожалению, на сегодняшний день это не препарированные корабли инопланетян, а обыкновенные очевидцы. Их опрашивают, обследуют, проводят уфологические расследования.
У любого человека присутствуют психологические черты, такие как склонность к радости и вдохновению, к унынию и зависти, к злости и ненависти, к вере в Бога и поиску смысла бытия, к вере в инопланетян и потусторонний мир. С одной стороны — это проявления внутреннего мира индивида, с другой — рефлексия на внешнее окружение. Личное дело каждого, верить ли в инопланетян.
Человек обладает разумом и познает природу. Все, что он познал — «все его». Но есть целый ряд парадоксов, тайн, неизученных областей, громко говорящих о недостатке знаний. Не понимая, что такое НЛО, называть их кораблями инопланетян просто поспешно и безответственно.
Из-за ограниченности познания человек сам себе загадка. Чтобы полностью осознать свою сущность, нужно снять маску человека и посмотреть беспристрастно на самого себя в зеркало. Сделать это мы не сможем никогда.
Андрей Власов для «Украины Аномальной»