Казалось, катастрофа НЛО близ американского городка Розуэлл в 1947 году давно ушла в далёкое прошлое, но, тем не менее, старая сенсация порой даёт новые круги на воде. Очередным таким эхом Розуэлла стали обошедшие в середине девяностых годов весь мир документальные киносъёмки, запечатлевшие вскрытие предполагаемого инопланетного существа.
Удачная сделка
Рэй Сантилли был осевшим в Великобритании итальянцем. Осел он там весьма удачно: открыл свой музыкальный бизнес и занимался изучением рынка, рекламой и юридическими делами записывающихся на пластинки артистов. Была у него и своя небольшая компания звукозаписи под названием «Мерлин Групп», и исключительные права на эксплуатацию звуковых дорожек всех фильмов Уолта Диснея в Англии.
Дела шли хорошо. В июле 1992 года он направился в США в поисках архивных записей периода становления рок-н-ролла. Сантилли в очередной раз повезло. У человека, представившегося как Джек Барнетт, он приобрел пленку с парой записей малоизвестных песен Элвиса Пресли. Но этим дело не ограничилось. 82-летний «Джек» неожиданно посвятил бизнесмена в страшную тайну: у него на продажу есть нечто куда более сенсационное, а именно киноматериалы, снятые им в Розуэлле в том самом 1947 году. Затем старик принес проектор и установил экран. С первых кадров Сантилли понял, что перед ним воистину величайшая сенсация столетия. И большая куча денег.
Впрочем, старик запросил за кадры с инопланетными персонажами весьма нешуточную сумму — 100 ООО долларов. По некоторым альтернативным сведениям — 150 ООО.
Необходимые деньги итальянец британского подданства раздобыл к 1994 году, успев заодно проконсультироваться с рядом уфологов. В поисках финансовых средств бизнесмен пытался привлечь к покупке дружественную ему фирму «Полиграм», но та рисковать не захотела. Мистер «Барнетт», и без того тяжело больной, здорово приуныл, но все еще надеялся, что итальянец найдет необходимую сумму и тем самым обеспечит ему свадьбу любимой внучки. И в конечном итоге Сантилли не обманул его ожиданий. Улов же владельца «Мерлин Групп» составил 22 катушки в различном состоянии сохранности на 91 минуту просмотра.
Сенсация
В марте 1995 года Сантилли предоставил Филиппу Мэнтлу, руководителю крупнейшей британской уфологической ассоциации BUFOR, видеокассету с копией низкокачественной пленки, на которой было запечатлено, как некие люди в белых халатах оперируют странное существо гуманоидного типа. Позже этот эпизод получил условное наименование «В палатке». Бизнесмен также организовал закрытый просмотр для группы прибывших на берега Туманного Альбиона сотрудников ФБР. После этого некая юридическая фирма из Вашингтона от имени пожелавшего остаться неизвестным лица предложила ему 1 миллион 800 тысяч долларов, а Главное контрольное управление Конгресса США принялось искать и изучать документы, в которых можно было обнаружить следы событий 1947 года. «Депутатский запрос» направлялся даже в ЦРУ, но ответ из штаб-квартиры американских шпионов пришел отрицательный: «Поиск по ключевым словам «Розуэлл, Нью-Мексико» в базе данных ничего не дал».
Когда Мэнтл объявил, что летом организует конгресс уфологов, на котором будут показаны документальные кадры со вскрытием инопланетянина, первая реакция прессы оказалась скорее ехидной. Журналисты лондонской «Дейли Мэйл», например, выдали на-гора статью под заголовком «Маленькие зеленые человечки или большие зеленые доллары?» В известном смысле, они как в воду глядели. В конечном итоге Сантилли заработает на сенсационных кадрах существенно больше, чем ему предлагал американский аноним.
Итальянец делал все, чтобы раздуть сенсацию. Он всячески воздерживался от комментариев, зато придумывал всевозможные ловкие трюки, подогревавшие интерес к происходящему. Так, 5 мая 1995 года в помещении Британского музея в Лондоне были продемонстрированы эпизоды, известные сегодня как «Вскрытие» и «Обломки». Когда демонетрация фильма закончилась, и включили свет, публика, ожидавшая появления Сантилли, так его и не увидела. Присутствующие обсуждали увиденное без «виновника торжества». Ситуация была на грани скандала.
Большая премьера состоялась, как и было заранее объявлено, в августе, на уфологическом конгрессе в Шеффилдском университете. В двух больших аудиториях собралось 1 200 человек. Фильм Сантилли отодвинул все остальные новости на второй план. Тогда же состоялся одновременный показ по телевидению отрывков из эпизодов со вскрытием и обломками в Великобритании и США.
В Италии, Англии, Франции и США появились видеокассеты с этими киноматериалами и комментарии к ним. Право показа отрывков из «Вскрытия» приобрело как минимум 27 телекомпаний.
Скептики и оптимисты
Реакция уфологической общественности на сенсационные материалы оказалась весьма неоднозначной. Скептики обнаружили на черно-белых кадрах целый ряд сомнительных моментов. Американец Кевин Д. Рэндл отметил, что обломки «летающей тарелки» больше всего напоминают фрагменты космического корабля будущего, каким люди воображали его в пятидесятые годы. По современным меркам, они кажутся совершенно допотопными. Правда, некоторые фрагменты напоминали современные ноутбуки. В эпизоде со вскрытием многим показался подозрительным висящий на стене телефон со спиральным шнуром. Утверждалось, что таких шнуров в 1947 году еще не было. Другим не нравились висящий под потолком микрофон и часы на стене. Скептики утверждали, что таких в год событий в Розуэлле еще не было.
Однако вскоре выяснилось, что попавшие в кадр настенные часы появились на рынке еще в 1936 году, а свешивающийся с потолка микрофон изготовлен фирмой «Шур Бразерс» и продавался с 1945 года. Стало также известно, что спиральные провода к телефонам можно увидеть во французских каталогах первой половины сороковых годов. Американский журнал «Тайм» окончательно прояснил вопрос: «По заключению историка фирмы AT&T Шелдона Хокайзера, показанное в фильме не может быть оспорено из-за несоответствия телефона времени съемки. Эта модель телефона датируется 1946 годом, а спиральный шнур предлагается покупателям с 1939 года». Оказалось, что армия и вовсе заказывала телефоны только со спиральным шнуром.
Было много и другой критики. Одним скептикам казалось, что патологоанатомы во фрагменте со вскрытием действуют слишком медленно, другим — слишком уверенно, словно они вскрывают уже не первое такое существо. Впрочем, почему бы и не так? Ведь в розуэлльском НЛО, судя по воспоминаниям очевидцев, было четыре инопланетянина. На пленках Сантилли тоже фигурируют, судя по всему, три гуманоида, а отнюдь не один. А именно: тело с обширной раной на правом бедре, тело с повреждением левого предплечья и тело без видимых повреждений. Много неясностей было и с личноетью «Джека Барнетта». Уфологи искали следы этого человека: обращались к военным, в студии документальных фильмов, в Голливуд. Разыскали несколько Джеков Барнеттов, но ни один из них не подходил. Сантилли тоже что-то темнил, вдруг заявив, что настоящая фамилия человека, который вел съемки в Розуэлле и продал ему пленки, на самом деле не Барнетт, а Баретт. Он стал утверждать, что этот человек сотрудничал с проектом «Манхэттен» и вел киносъемки атомных испытаний. Уфологи разузнали, что руководителя соответствующего подразделения звали Берлин Брикснер. Они нашли Брикснера, который оказался весьма дружелюбным человеком, готовым помочь, чем сможет. Увы, выяснилось, что никакого кинооператора по фамилии Барнетт или Баретт в его подразделении никогда не было.
В итоге сложилась во многом парадоксальная ситуация. Сама пленка с наибольшей долей вероятности является подлинной. Экспертиза, проведенная специалистами фирмы «Кодак», показала, что пленки с розуэлльскими эпизодами действительно были выпущены в 1947 году. Срок годности, в период которой их должны были использовать, составляет два года. Так что о поздней инсценировке говорить не приходится. А вот кем на самом деле является «Джек Барнетт» установить теперь вряд ли удастся. Был ли он действительно кинооператором? Действительно ли снимал те таинственные события, отправляя проявленные пленки в Вашингтон? Действительно ли он оставил часть пленок, требовавших специальной обработки себе, обработал их через некоторое время, но руководство сочло их уже не нужными? Или он кто-то другой? Кто знает. Во всей этой истории по-прежнему много слабых мест и неясностей.
Трудно сказать, и что за существа запечатлены на кадрах? Извлекаемые патологоанатомами их внутренние органы выглядят очень странными, не имеющими ничего общего с человеческими, характерными для низших позвоночных, порой и вовсе похожими на некие «тяги» и «устройства». Может быть, это — не что иное, как созданные пришельцами биороботы? Или же это и вовсе созданные именно в 1947 году самими американцами для некой инсценировки куклы? Впрочем, это уже отдельная тема.
Виктор БУМАГИН