Когда мы встретимся лицом к лицу с нашими внеземными соседями, что можно и нужно будет делать?
Недавно в Далласе (США) проходило мероприятие «Starship Congress», в ходе которого его участники обсуждали в основном продвижение человека в космос. Быстро стало очевидно, что если мыслить в масштабе освоения человеком глубин Галактики – это не научно-фантастическая концепция, а эволюционный императив, сообщается в Discovery News.
Давайте предположим на минуту, что мы преодолеем огромные технологические проблемы перемещения космических кораблей к соседним звездным системам и начнем НОВЫЙ век галактической колонизации. Давайте также предположим, что на глобальный вопрос «Одни ли мы во Вселенной?» будет найден ответ. Мы будем прокладывать дороги к звездам и убеждаться, что жизнь – это просто химическое соединение и, учитывая правильные условия, биология возможна где угодно.
И когда мы встретимся лицом к лицу с нашими внеземными соседями, что можно и нужно будет делать?
Этические проблемы
Участники «Starship Congress» затронули этические вопросы установления первого контакта с инопланетянами – независимо от того, разумные ли это существа или находящиеся в процессе эволюции одноклеточные микроорганизмы.
Строительство некоторой этической структуры было бы необходимо. В пример была приведена «Первая директива» из «Звездного пути», которая используется в вымышленной Вселенной, чтобы предотвратить культурное вмешательство продвинутой Федерации во внутренние дела другой цивилизации, ее естественное развитие и прогресс. Так вот: что должна включать такая структура? Сколько она должна взять от научной фантастики? И нужна ли она вообще?
Заместитель руководителя Отдела развитых технологий NASA в Центре космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле (США) Ле Джонсон обрисовал в общих чертах некоторые логические критерии для наших потомков, раскрывающие то, как нужно относиться к любой внеземной жизни, которую они когда-нибудь найдут.
1. Изучить все, что возможно изучить, прежде чем рискнуть чем-либо.
2. Если кажется, что живое, – не трогать.
3. Не доставлять образцы на Землю, если на 100% не уверены, что они совместимы с нашей экосистемой.
Президент Microwave Sciences Inc. Джим Бенфорд по поводу третьего критерия считает, что в первую очередь мы должны заботиться о себе, а не о каком-то инопланетном микробе. Также он считает, что нужно опасаться того, что может нас «заразить» или представлять угрозу для нашей биологии. В случае столкновения с иноземной жизнью Бенфорд предложил построить укомплектованную лабораторию, чтобы выполнить научные исследования на месте.
«Колонизировать» или не «колонизировать»?
Победитель премии Alpha Centauri Award Армен Папазиан считает, что наша политика и история исказили понятия «колонизация» и «исследование».
«Здесь есть лингвистическая и историческая проблемы, – говорит Папазиан. – То, что мы понимаем, когда говорим «колонизация» в контексте расклада политических сил, привязано к определенным историческим событиям. В этом отношении «колонизация» во всем мире имеет различные значения».
В конечном счете Папазиан заявил, что мы должны понять, для чего мы исследуем Галактику, и если мы приближаемся к ней с просвещенным отношением, мы должны быть способны исследовать ее по правильным причинам. «Мы собираемся обняться или мы собираемся использовать? Мы пытаемся экспортировать нашу экономику дефицита или мы пытаемся наслаждаться богатым космосом?» – спрашивает он.
Инженер-оптик Гавайского университета Джо Риттер попробовал ответить на вопрос с точки зрения личного опыта. Как житель Мауи он знает, что на этом небольшом острове было много проблем с экспансионистами: они не понимали и не принимали того, что было священно для островитян. Поэтому он сомневается, что люди будут способны не вмешиваться в иноземную жизнь и среду независимо от того, разумной она окажется или нет.
«По моему мнению, если мы просвещенные, то мы оставим их в покое… Способны ли люди на это? Не думаю», – заключил Риттер.
Вероятность найти жизнь на таком же этапе развития, как на нашей Земле, невероятно мала. Мы можем и не знать о контакте, если он был или будет; мы можем не признавать технологией используемые внеземной цивилизацией инструменты; мы можем не предполагать о возможности существования разновидности разума, которым обладает эта гипотетическая цивилизация. Но, тем не менее, кажется маловероятным, что во Вселенной безграничной на вид величины мы никогда не столкнемся с другим примером биологии, когда мы действительно выйдем на уровень межзвездных путешествий. Но пока это лишь чистая догадка. Единственные доказательства жизни находятся здесь, на Земле.
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ