Религия и культура Индии - «История древнего мира» » «Территория Заблуждений»
Меню

История древнего мира

Добавлено: 01-дек-2018, 00:05

Религия и культура Индии - «История древнего мира»



Религия и культура Индии - «История древнего мира»
Хотя буддизм проник в Шри-Ланку и укрепился там, в самой Индии он оставался преимущественно религией монашества и преобладающего влияния в массах не добился. Поэтому в начале нашей эры в нем на первый план начинает выдвигаться течение махаяна («большая колесница», т. е. широкий путь спасения), называвшееся .так в отличие от зафиксированного в «Палийском каноне», за которым утвердилось название хинаяна («малая колесница», т. е. узкий путь спасения). Если в хинаяне достижение конечного «спасения» требовало вступления в монахи, то согласно махаяне нирваны мог достичь и мирянин, старательно исполняющий буддийские моральные предписания. В хинаяне каждый верующий должен был самостоятельно идти по пути, указанному Буддой, а в махаяне же он мог рассчитывать на помощь бодхисатв — святых, уже вплотную подошедших к тому, чтобы стать буддами, но добровольно воздержавшихся от этого ради оказания помощи страждущему человечеству.

Происходит обожествление Будды и его изображений, создается обширный пантеон будд и бодхисатв. Возникают обряды богослужения, молитвенный ритуал, большое значение приобретают заклинания, реликвии, амулеты. Буддийские монахи из отрешившихся от всего земного проповедников учения Будды превращаются в служителей культа. Буддизм таким образом сближается с идолопоклонническими религиями, для которых характерным оставалось богопочитание, жертвоприношение и насыщенная элементами мзгии сложная обрядность. Это облегчило его превращение в мировую религию и способствовало успеху в странах, далеких от Индии не только географически, но и по условиям жизни.


Религия и культура Индии .


В первые века нашей эры буддизм в форме махаяны распространяется в Средней Азии, проникает в Китай, а через него в Корею и Японию, всюду встречая поддержку местных правительств.


Индийцы делают большие успехи в области математики и астрономии. Крупнейшим вкладом в мировую науку явилось создание и внедрение в обиход десятичной позиционной системы счисления и нумерации с применением нуля. Получившие всеобщее распространение «арабские цифры» в действительности заимствованы (с некоторыми изменениями) арабами у индийцев; сами арабы называют их «индийскими». Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицей синусов. Астроном Арьябхата (V в) знал, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных и притом огромных расстояниях от Земли, что Земля движется в космосе. Относительно познаний индийцев в других науках (механике, гидравлике, химии) мы не  имеем достаточных письменных свидетельств, но можем судить по их практическим достижениям в строительстве зданий, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Индийская медицина (аюрведа — наука о долголетии) славилась далеко за пределами страны, и высшая знать других стран охотно приглашала к себе индийских врачей. Нельзя не упомянуть и о том, что Индия является родиной шахмат.



Идеалистическая философия была неизбежно тесно’связана с богословием. Но религии были разными, да и у приверженцев одной и той же религии существовали различные подходы к решению основной проблемы— «спасения». Только в индуистской философии насчитывалось шесть основных ортодоксальных систем, в буддийской — четыре, не считая множества сектантских учений; кроме того, существовала развитая философская школа у джайнов, приверженцев религии, возникшей одновременно с буддизмом и имеющей немало сторонников и в настоящее время. К достижениям древнеиндийской идеалистической философской мысли следует отнести учение буддистов о постоянной изменчивости мира, в индуистской философии высказывались идеи об атомистическом строении Вселенной, рассматривались проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разрабатывались системы логической аргументации и толкования древних текстов.


Уже упоминалось о существовании и в Индии с очень глубокой древности атеизма. Это не было проявлением простого нигилизма. Атеисты чарваки (называвшиеся и локаятиками) имели и свою материалистическую философию. Единственной реальностью они считали материю, а единственным достоверным источником познания — чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из соединений основных первоэлементов — воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование богов, бессмертной души, отвергали учение об аде и рае, о переселении душ и закон кармы, религиозные обряды и священные писания, сочиненные, как они утверждали, из корыстных соображений невеждами и мошенниками.


К концу древности былая изолированность Индии ушла в прошлое. Укрепляются ее экономические, культурные и политические связи с внешним миром. Морские путешествия в другие страны становятся все более обычным явлением. Начинается переселение индийцев не только на близлежащую Шри-Ланку, но и в более отдаленные страны Юго-Восточной Азии. Распространялись индийские религии, литература и театр, а с ними языки: в Шри-Ланке до сих пор, как и в древности, говорят на индийских языках — сингальском и тамильском, а в языки народов других соседних стран проникло огромное число заимствований.


Когда в I—II вв. часть Средней Азии и часть Индии вошли в состав Кушанской империи, культурное взаимодействие народов этих стран оказалось весьма плодотворным. В Центральную и Среднюю Азию проникает буддизм. Советские археологи • обнаружили в среднеазиатских республиках много развалин буддийских пещерных и наземных монастырей, иногда огромных размеров. Сюда проникли индийская литература, языки,, предметы культа и т. д. ^ ^ЗШв I Отношения между Индией и Китаем вплоть до рубежа на- I шей эры были только эпизодическими. И здесь картина изменилась с распространением в Китае буддизма. Достоверные сведения о его проникновении в Китай относятся к I в., когда сюда прибыли первые миссионеры. Китайскому буддийскому духовенству требовалось огромное количество религиозной литературы, предметов культа. При чтении, изучении, переводе на китайский язык и переписывании оригиналов китайские буддисты изучали языки Индии, религиозную и научную терминологию, понятия, знакомились с литературными жанрами, осваивали опыт строительства храмов и монастырей, производства предметов культа. Обратное китайское влияние на Индию не было значительным. Если в Китай из Индии ехали миссионеры и наставники, то в Индию только почтительные паломники. Некоторые из последних (Фа Сянь, Сунь Юн, а несколько позже Сюань Цзан и И Цзин) оставили описания своих путешествий, содержащие ценные сведения об Индии в древности и раннем средневековье.


Через Китай культурное влияние Индии распространялось и на другие страны Дальнего Востока (Корею, Японию), непосредственные контакты которых с Индией были слабыми. Огромным было влияние индийской культуры на Тибет.


Хотя буддизм проник в Шри-Ланку и укрепился там, в самой Индии он оставался преимущественно религией монашества и преобладающего влияния в массах не добился. Поэтому в начале нашей эры в нем на первый план начинает выдвигаться течение махаяна («большая колесница», т. е. широкий путь спасения), называвшееся .так в отличие от зафиксированного в «Палийском каноне», за которым утвердилось название хинаяна («малая колесница», т. е. узкий путь спасения). Если в хинаяне достижение конечного «спасения» требовало вступления в монахи, то согласно махаяне нирваны мог достичь и мирянин, старательно исполняющий буддийские моральные предписания. В хинаяне каждый верующий должен был самостоятельно идти по пути, указанному Буддой, а в махаяне же он мог рассчитывать на помощь бодхисатв — святых, уже вплотную подошедших к тому, чтобы стать буддами, но добровольно воздержавшихся от этого ради оказания помощи страждущему человечеству. Происходит обожествление Будды и его изображений, создается обширный пантеон будд и бодхисатв. Возникают обряды богослужения, молитвенный ритуал, большое значение приобретают заклинания, реликвии, амулеты. Буддийские монахи из отрешившихся от всего земного проповедников учения Будды превращаются в служителей культа. Буддизм таким образом сближается с идолопоклонническими религиями, для которых характерным оставалось богопочитание, жертвоприношение и насыщенная элементами мзгии сложная обрядность. Это облегчило его превращение в мировую религию и способствовало успеху в странах, далеких от Индии не только географически, но и по условиям жизни. Религия и культура Индии . В первые века нашей эры буддизм в форме махаяны распространяется в Средней Азии, проникает в Китай, а через него в Корею и Японию, всюду встречая поддержку местных правительств. Индийцы делают большие успехи в области математики и астрономии. Крупнейшим вкладом в мировую науку явилось создание и внедрение в обиход десятичной позиционной системы счисления и нумерации с применением нуля. Получившие всеобщее распространение «арабские цифры» в действительности заимствованы (с некоторыми изменениями) арабами у индийцев; сами арабы называют их «индийскими». Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицей синусов. Астроном Арьябхата (V в) знал, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных и притом огромных расстояниях от Земли, что Земля движется в космосе. Относительно познаний индийцев в других науках (механике, гидравлике, химии) мы не имеем достаточных письменных свидетельств, но можем судить по их практическим достижениям в строительстве зданий, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Индийская медицина (аюрведа — наука о долголетии) славилась далеко за пределами страны, и высшая знать других стран охотно приглашала к себе индийских врачей. Нельзя не упомянуть и о том, что Индия является родиной шахмат. Идеалистическая философия была неизбежно тесно’связана с богословием. Но религии были разными, да и у приверженцев одной и той же религии существовали различные подходы к решению основной проблемы— «спасения». Только в индуистской философии насчитывалось шесть основных ортодоксальных систем, в буддийской — четыре, не считая множества сектантских учений; кроме того, существовала развитая философская школа у джайнов, приверженцев религии, возникшей одновременно с буддизмом и имеющей немало сторонников и в настоящее время. К достижениям древнеиндийской идеалистической философской мысли следует отнести учение буддистов о постоянной изменчивости мира, в индуистской философии высказывались идеи об атомистическом строении Вселенной, рассматривались проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разрабатывались системы логической аргументации и толкования древних текстов. Уже упоминалось о существовании и в Индии с очень глубокой древности атеизма. Это не было проявлением простого нигилизма. Атеисты чарваки (называвшиеся и локаятиками) имели и свою материалистическую философию. Единственной реальностью они считали материю, а единственным достоверным источником познания — чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из соединений основных первоэлементов — воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование богов, бессмертной души, отвергали учение об аде и рае, о переселении душ и закон кармы, религиозные обряды и священные писания, сочиненные, как они утверждали, из корыстных соображений невеждами и мошенниками. К концу древности былая изолированность Индии ушла в прошлое. Укрепляются ее экономические, культурные и политические связи с внешним миром. Морские путешествия в другие страны становятся все более обычным явлением. Начинается переселение индийцев не только на близлежащую Шри-Ланку, но и в более отдаленные страны Юго-Восточной Азии. Распространялись индийские религии, литература и театр, а с ними языки: в Шри-Ланке до сих пор, как и в древности, говорят на индийских языках — сингальском и тамильском, а в языки народов других соседних стран проникло огромное число заимствований. Когда в I—II вв. часть Средней Азии и часть Индии вошли в состав Кушанской империи, культурное взаимодействие народов этих стран оказалось весьма плодотворным. В Центральную и Среднюю Азию проникает буддизм. Советские археологи • обнаружили в среднеазиатских республиках много развалин буддийских пещерных и наземных монастырей, иногда огромных размеров. Сюда проникли индийская литература, языки,, предметы культа и т. д. ^ ^ЗШв I Отношения между Индией и Китаем вплоть до рубежа на- I шей эры были только эпизодическими. И здесь картина изменилась с распространением в Китае буддизма. Достоверные сведения о его проникновении в Китай относятся к I в., когда сюда прибыли первые миссионеры. Китайскому буддийскому духовенству требовалось огромное количество религиозной литературы, предметов культа. При чтении, изучении, переводе на китайский язык и переписывании оригиналов китайские буддисты изучали языки Индии, религиозную и научную терминологию, понятия, знакомились с литературными жанрами, осваивали опыт строительства храмов и монастырей, производства предметов культа. Обратное китайское влияние на Индию не было значительным. Если в Китай из Индии ехали миссионеры и наставники, то в Индию только почтительные паломники. Некоторые из последних (Фа Сянь, Сунь Юн, а несколько позже Сюань Цзан и И Цзин) оставили описания своих путешествий, содержащие ценные сведения об Индии в древности и раннем средневековье. Через Китай культурное влияние Индии распространялось и на другие страны Дальнего Востока (Корею, Японию), непосредственные контакты которых с Индией были слабыми. Огромным было влияние индийской культуры на Тибет.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика