Ислам, оказавшись в Индии, тоже не остался без изменений. Исламским правителям Северо-Западной Индии достаточно скоро стало ясно, что надо приспосабливать политику и государственную идеологию к условиям, когда большинство подданных исламского правителя не принадлежат к мусульманской общине. Гражданское положение индусов отличалось от положения мусульман только в одном отношении: первые должны были платить дополнительный налог джизию. Но даже этот налог иногда отменялся.
В ислам переходили представители феодалитета, которым это обеспечивало получение должности, икта (джагира), хорошие шансы на карьеру. Группы, связанные с обслуживанием феодалов — городские торговцы и ремесленники, также нередко предпочитали перейти в религию своих патронов. Наконец, значительным был приток в ислам членов неприкасаемых каст, которым религия завоевателей сулила социальное равенство. Вместе с обращенцами в индийский ислам проникли многие социальные институты, характерные для индусов. Прежде всего это кастовая система. Конечно, мусульманские касты не отличаются столь строгой замкнутостью, как индусские, однако делят людей на иерархически соотнесенные социальные ранги или категории.
Основное деление мусульман — на шариф-зат (илиашраф) «благородных» и аджлаф-зат – «низких». К первым относились: сайиды, т. е. потомки пророки Мухаммеда, его дочери Фатимы и зятя Али; моголы, претендовавшие им клановую связь с правящей династией Моголов: патаны, т. е. лица пуштунского (афганского) происхождения, шейхи. Были среди них и принявшие ислам потомки кастово-сословной верхушки индусов (брахманы и раджпуты). Ко вторым, основной массе мусульман Индии, относились представители ремесленных каст — ткачей, маслобойщиков, виноделов, водоносов и т. п. .
В ислам проникали индусская обрядность, свадебные и прочие обычаи. Индусские праздники Холи, Дивали, Дашехра стали общими праздниками всех индийцев. Среди мусульман сохранилась вера в божества, в духов, н особую роль ряда животных.