Общество древнего Китая - «История древнего мира» » «Территория Заблуждений»
Меню

История древнего мира

Добавлено: 01-дек-2018, 00:05

Общество древнего Китая - «История древнего мира»



Общество древнего Китая - «История древнего мира»
Как показывают многочисленные и разнообразные исторические памятники, общество того времени предстает перед нами в виде пирамиды, состоящей из нескольких иерархически соподчиненных социальных слоев, или рангов. Вершину пирамиды занимает правитель — ван, «единственный среди людей». Ему подчинены представители высшей знати — чжухоу, к которым ван относится, говоря словами источника, «как к своим слугам». Чжухоу, в свою’очередь, подчиняют себе среднюю знать — дафу. Следующий социальный слой — низшая знать — ши. Основание пирамиды составляют простолюдины—шужэнь. Поскольку каждый последующий социальный ранг подчиняется предыдущему, согласно представлениям чжоусцев, «на всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя».

Принадлежность к тому или иному социальному рангу определяла положение человека в обществе и, в свою очередь, выражалась внешне в целом ряде атрибутов, имевших отношение к материальной и духовной культуре. Существовала строгая ранговая регламентация одежды, пищи, жилища, утвари, ритуальных предметов. По качеству и количеству используемых материальных благ представители различных рангов четко отличались друг от друга. Эта особенность наглядно прослеживается на материале чжоуских погребений. Простолюдины, в частности, не имели права пользоваться бронзовыми сосудами для жертвоприношений: в их могилах находят лишь глиняную посуду. Что же касается ши, дафу и чжухоу, то в соответствии со своим статусом они могли иметь различные наборы бронзовых сосудов для мяса и зерна, причем число первых было нечетным (1, 3, 5, 7, 9), а вторых — четным (2, 4, 6, 8). В высшей степени характерно, что различия в социальном положении представителей соподчиненных рангов проявлялись не только в количестве и качестве тех или иных предметов, на обладание которыми давал право ранг, но и в языке. В чжоуское время не существовало многих привычных для нас слов, выражающих общечеловеческие состояния или действия. Так, нельзя было просто сказать о человеке, что он умер: для обозначения понятия «умереть» в эпоху Чжоу существовало пять различных слов, соответствующих статусу усопшего.

Принадлежность к рангу определялась принципом генеалогического родства. Старший сын наследовал социальное положение отца, младшие — на ступень ниже. Поэтому дети вана, за исключением первенца, получали ранг чжухоу, младшие сыновья чжухоу — ранг дафу и т. д. Таким образом, уже в тот момент, когда человек рождался на свет, не возникало сомнений относительно его положения в общественной иерархии. При жизни человека ни понижения, ни повышения его статуса не могло произойти ни при каких обстоятельствах. Вертикальная социальная мобильность в чжоуском обществе была практически равна нулю.


Как показывают многочисленные и разнообразные исторические памятники, общество того времени предстает перед нами в виде пирамиды, состоящей из нескольких иерархически соподчиненных социальных слоев, или рангов. Вершину пирамиды занимает правитель — ван, «единственный среди людей». Ему подчинены представители высшей знати — чжухоу, к которым ван относится, говоря словами источника, «как к своим слугам». Чжухоу, в свою’очередь, подчиняют себе среднюю знать — дафу. Следующий социальный слой — низшая знать — ши. Основание пирамиды составляют простолюдины—шужэнь. Поскольку каждый последующий социальный ранг подчиняется предыдущему, согласно представлениям чжоусцев, «на всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя». Принадлежность к тому или иному социальному рангу определяла положение человека в обществе и, в свою очередь, выражалась внешне в целом ряде атрибутов, имевших отношение к материальной и духовной культуре. Существовала строгая ранговая регламентация одежды, пищи, жилища, утвари, ритуальных предметов. По качеству и количеству используемых материальных благ представители различных рангов четко отличались друг от друга. Эта особенность наглядно прослеживается на материале чжоуских погребений. Простолюдины, в частности, не имели права пользоваться бронзовыми сосудами для жертвоприношений: в их могилах находят лишь глиняную посуду. Что же касается ши, дафу и чжухоу, то в соответствии со своим статусом они могли иметь различные наборы бронзовых сосудов для мяса и зерна, причем число первых было нечетным (1, 3, 5, 7, 9), а вторых — четным (2, 4, 6, 8). В высшей степени характерно, что различия в социальном положении представителей соподчиненных рангов проявлялись не только в количестве и качестве тех или иных предметов, на обладание которыми давал право ранг, но и в языке. В чжоуское время не существовало многих привычных для нас слов, выражающих общечеловеческие состояния или действия. Так, нельзя было просто сказать о человеке, что он умер: для обозначения понятия «умереть» в эпоху Чжоу существовало пять различных слов, соответствующих статусу усопшего. Принадлежность к рангу определялась принципом генеалогического родства. Старший сын наследовал социальное положение отца, младшие — на ступень ниже. Поэтому дети вана, за исключением первенца, получали ранг чжухоу, младшие сыновья чжухоу — ранг дафу и т. д. Таким образом, уже в тот момент, когда человек рождался на свет, не возникало сомнений относительно его положения в общественной иерархии. При жизни человека ни понижения, ни повышения его статуса не могло произойти ни при каких обстоятельствах. Вертикальная социальная мобильность в чжоуском обществе была практически равна нулю.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика