Это отчетливо прослеживается на примере империй Ранняя Цинь и Северная Вэй. Но внедрение иноплеменного элемента в китайскую среду определенным образом влияло и на изменение китайской культуры. Иначе говоря, процесс этнокультурной диффузии был двусторонним.
Если некоторые кочевые народы (сяньбийцы, южные сюнну и др.) в конечном счете растворились в китайском этносе, то последний, впитав эти новые компоненты и обогатившись инородным культурным влиянием, также претерпел изменения.
Отток китайского населения на Юг из охваченных войнами и нашествиями северных районов страны был особенно заметен в конце II — начале III в. и в IV—V вв. Только в IV в. прослеживаются три волны миграции (307—313, 326—342 и 345—356 гг.), а всего ми что столетие па Юг переселилось около I млн. человек. Переселение сопровождалось усилением колонизации значительных пространств южнее р. Янцзы, где обитало не китайское местное население, и проникновением на Юг китайской культуры.
В целом сдвиги, происшедшие н рассматриваемый периоде 1 этнической истории Китая, характеризуются изучавшим данную проблему М. В. Крюковым следующим образом: «Изменении затронули практически псе основные стороны этнической специфики древнекитайского этноса, наложив свой отпечаток на его язык, материальную и духовную культуру и, наконец, на его самосознание. Под воздействием интенсивных контактов с соседними народами существенно изменилась и внутренняя структура самой древнекитайской этнической общности».