Только в районе старых столиц — Лояна и Чанъаня — в III— IV вв. насчитывалось около 180 буддийских храмов, монастырей и кумирен, а число переведенных буддийских сутр к началу IV в, составило более 1150 названий. В IV в. буддизм проникает во все слои китайского общества: появляются общины буддистов-мирян, его начинают ценить аристократия и правящие верхи. В начале V в. многие правители северокитанских царств покровительствовали буддизму.
Во второй половине того же столетня он становится практически официальной рели-гиен Северной Вэй. К 530 г. здесь насчитывалось до 30 тыс. буддийских храмов и около 2 млн. монахов.. Влияние нового для Китая учения не ограничивалось лишь севером страны. В начале VI в. буддизм становится господствующей религией в империи Ляп.
Значение принесенных проникновением буддизма сдвигов в идеологии и культуре трудно переоценить. Родилось новое, разветвленное и богатое направление философской мысли, изменились представления об окружающем мире, о месте в нем человека, появились иные изобразительное искусство и литература.
Вместе с тем, Лопав на китайскую почву, буддизм впитал и себя многие традиционные китайские идеологические установки и обряды, превратившись в особую, китаизированную ветвь этой мировой религии.
Вся совокупность перемен, происшедших в историческом развитии Китая в III—VI вв., свидетельствует, что к моменту нового стабильного объединения страны в рамках единого государства (конец VI—IX в.) он был уже далеко не таким, как и последние века до нашей эры.
Отмеченные перемены отделяют древний Китай времени централизованных империй Цинь и Хань от последующего развития. Этот этап, включая период III—VI вв., большинством советских историков отождествляется со становлением феодальных порядков и ранним средневековьем.