На земли сид собственникам выдавался «нерушимый документ», который гарантировал им бессрочное господство и над землей, и над проживавшим на ней населением. В результате успешных завоеваний площадь земель сид резко возросла. С конца VIII в. в Тибете появились и монастырские земли. Земли цэнпо обрабатывали лично свободные крестьяне, которые платили ему налог. Земли сид и кхолюл обрабатывали трэны — крестьяне, личная свобода которых была ограничена. «Трэны — это те непосредственные производители, которые обрабатывали земли или пасли скот своих владельцев, находились в личной зависимости от них и эксплуатировались ими».
Процесс децентрализации сопровождался началом характерного позже для Тибета сращения светской и религиозной власти, концентрации ее в руках одной семьи (клана), члены которой были как светскими правителями региона, так и буддийскими, духовными наставниками его населения.История Тибета…
В основе этого лежало стремление к сосредоточению в одних руках власти над землей и людьми. Каждый местный центр постепенно заводил свой монастырь и воспитывал своих духовных лидеров, нередко предварительно обучив их в Индии.
Регионализм экономический, подкрепленный природной изоляцией отдельных районов Тибета, имел в известной мере своим следствием и сложение различных школ (сект) тибетского буддизма. Так возникли школы последователей Падмасамбхавы — Ньингмапа, Ати-ши — Кадампа, Догми Лоцав — Сакья, Марпы и Миларепа — Кагьюпа (от последней позже отпочковалась школа Кармана). Формирование школ буддизма оформило децентрализацию Тибета идеологически. В ряде регионов страны монастыри постепенно стали брать верх над светской властью.