В ту эпоху монгольское общество характеризовалось довольно значительной имущественной дифференциацией и классовым расслоением. В нем уже зарождались класс нойонов, т. е. феодалов, из числа родо-племенной знати, и класс аратов, т. е. простых скотоводов-кочевников.Жители Монголии..
Ослабление былых родовых связей и замена их чисто сословными или классовыми отношениями в монгольском обществе выразились в области хозяйственной деятельности в переходе от так называемого куренного («курэн» — «кольцо», «круг», «стан», «стойбище») способа кочевания к аильному («аил» — «семья», «группа семей»). Когда-то в древности, в пору господства первобытно-общинного строя, при перекочевках вся родовая община, ведшая общее хозяйство, располагалась кольцом вокруг юрты родового старейшины для защиты от хищных зверей и враждебных родов.
Но с появлением частной собственности на скот и ростом имущественного неравенства начался распад родовой общины. В ней появились богатые и бедные. Богатым членам общины-рода, собственникам крупных стад и большого числа рабов, нуждавшимся в более обширных пастбищах, чем пространства, расположенные вокруг таких стойбищ, не был выгоден куренный способ кочевания.
Перекочевки родами стали препятствием на пути дальнейшего накопления богатств, и куренный способ кочевания уступил место аильному. В конце XII в. монголы кочевали уже не куренями, а аилами, т. е. небольшими группами кровнородственных семей. Курень сохранялся только в военной тактике как прием круговой обороны от атакующего противника.