Человечество стоит на пороге новых потрясений. На этот раз вызов исходит от клонирования – нового направления генной инженерии.
Напомню, что различается две разновидности этого метода биотехнологии – репродуктивное и терапевтическое клонирование. В первом случае речь идет о искусственном воспроизводстве живых существ, включая человека. Во втором – о выращивании отдельных органов и видов тканей в донорских и фармацевтических целях. Безусловно, подобные новшества затронут многие сферы человеческой жизни. И мне, как психоаналитику, хотелось бы рассмотреть те психологические сложности, которые могут возникнуть в обозримом будущем.
Содержание
- 1 ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ОВЕЧКИ ДОЛЛИ
- 2 СЕКТЫ И ЛЮДИ: КЛОНИРОВАНИЕ СКАНДАЛА
- 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО КЛОНА
- 4 ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ГЕНЕТИКИ
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ОВЕЧКИ ДОЛЛИ
Эта проблема привлекла к себе внимание в 1997 году, когда исследователь И. Уилмут из шотландского Университета Рослин (Эдинбург) методом клонирования создал овечку Долли. Для этого осуществил пересадку ядра клетки вымени, принадлежавшего биологической матери будущей знаменитости, в яйцеклетку другого животного. Особенностью примененного способа было то, что в результате эксперимента с половой клеткой-носителем была соединена частица обычного биологического материала. Университет получил от Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности патент на этот метод сроком до 2017 года, а .видеозапись этого животного была распространена средствами массовой информации по всему миру.
В конце этого же состоялось еще одно сенсационное открытие. Научные журналы сообщили о рождении овечки Полли, которая в некотором смысле была уже мутантом-кентавром. В ее организме присутствовал человеческий ген фактора IX, участвующего в процессе свертывания крови. Декларировалось, что этот кровеостанавливающий белок будет использован для лечения людей, больных гемофилией (несвертываемостью крови). А спустя два года все в той же Великобритании были выведены поросята, имеющие человеческие сердца. Ожидалось, что эти открытия дадут мощный толчок развитию трансплантологии – науке, изучающей пересадку человеческих органов и тканей. Заговорили о подходах к искусственному бессмертию человека.
Однако уже в 1999 году в этой пасторальной картинке наметилась трещина – ученые заметили, что биологический материал овечки Долли был более старым по сравнению с аналогичными пробами, взятыми у ее сверстниц, которые родились обычным способом. А в 2003 г. грянул гром — знаменитость пришлось усыпить из-за неизлечимого заболевания легких. Это известие послужило толчком к распространению клонофобии – массовому страху перед возможным риском, связанным с применением таких биотехнологий. Позже ученые подтвердили, что у детей, рожденных посредством искусственного оплодотворения, возрастает риск появления генетических уродств.
СЕКТЫ И ЛЮДИ: КЛОНИРОВАНИЕ СКАНДАЛА
У этой истории обнаружился еще один скандальный аспект, связанный с религией. С 1997 года активно заявила о себе секта раэлитов, созданная бывшим французским автогонщиком и спортивным журналистом Клодом Ворийоном. По некоторым данным в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования. В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании «Клонэйд», близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева. Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира. В большинстве случаев традиционалистские круги общественности выступали с осуждением подобной практики. В числе прочих обвинений – нарушение биологического разнообразия, ведущее к негативным последствиям для окружающей среды.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО КЛОНА
Итак, раннее старение клонов, генетически обусловленные уродства, необратимые нарушения биологического ландшафта, морально-этические вопросы религиозного характера – исчерпываются ли на этом проблемы, связанные с развитием и распространением обсуждаемого биотехнологического метода? Отнюдь нет. Представляется, что джин уже выпущен из бутылки и основные трудности у человечества еще впереди.
Эту ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что по своему душевному складу человеческие «клоны» будут существенно отличаться от людей, появившихся на свет обычным путем. На мой взгляд, психический портрет клонов определят следующие факторы.
Во-первых, клонирование лишено атмосферы взаимного влечения друг к другу будущих родителей ребенка из-за чего он появится на свет, лишенный внутриутробного опыта любви. При этом подразумевается, что договаривающиеся стороны должны были обладать способностью к эмоциональному сопереживанию. Нетрудно заметить, что естественный отбор направлен в сторону накопления чисто человеческих качеств, позволяющих строить с другими людьми отношения. Напрашивается вывод о том, что людям из «пробирки» будут присущи эмоциональная холодность, черствость, неумение налаживать контакты с окружающими.
Во-вторых, у такого ребенка будет отсутствовать опыт внутриутробного общения с матерью, психологически крайне важный для человека. Известно, что при этом мать общается с ребенком через сны, поскольку видит вместе с ним одни и те же сновидные сюжеты. Подобным способом будущий младенец приобщается к общечеловеческой или архетипической памяти, отражением которой являются мифы и сказки. Не имеющий опыта таких переживаний клон едва ли будет способен в минуты воодушевления пережить нечто поэтическое и ощущать свою причастность ко всему человечеству. Поэтому мы вправе констатировать наличие у клонов чувства тотального одиночества, отчуждения, замкнутости.
В-третьих, такие личности не пройдут через опыт родовой травмы, описанный С. Грофом в качестве своеобразных психологических матриц, соответствующим второй и третьей стадиям родового процесса. Иначе говоря, в памяти этих людей не останутся специфических переживаний, полученных в момент сжатия матки и момента самого рождения. По словам американского психотерапевта, этим переживаниям соответствуют инициирующие ритуалы «смерти и возрождения», весьма распространенные в архаичных обществах, что подчеркивает их важность для духовного развития человека. Это означает, что искусственно воспроизведенные индивиды не смогут воспользоваться целительными возможностями религиозных переживаний, источниками которых являются архетипическая память и инициирующий ее опыт прохождения через роды.
В-четвертых, наличие каких-либо больших или малых уродств, риск возникновения генетических расстройств внесет свой вклад в формирование у таких личностей затаенного чувства внутренней ущербности. Дополнительным поводом к этому станет и то, что природа позаботится о снижении у клонов возможности к сексуальной жизни, поскольку такого рода действия не имеют для них эволюционного смысла. Подобный комплекс неполноценности, скорее всего, будет компенсирован беспочвенным ощущением своей технологической «чистоты» и превосходства над «дикими», природными людьми.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ГЕНЕТИКИ
Перечисленные черты, включая эмоциональную холодность, будут способствовать формированию у клона таких качеств как особая жестокость, усиливаемая расчетливостью и повышенным прагматизмом, проявляемым по отношению к другим людям. Я вполне допускаю, что уже через поколение после массового появления клонированных граждан наш менталитет разделится на два противоположных и изолированных друг от друга психических типа. Для первого из них будет характерна мягкость и непоследовательность (люди, рожденные естественным путем). Для второго — безжалостность и расчетливость, усугубляемая внутренней ущербностью (личности искусственного происхождения).
Итак, в чем же суть этой проблемы? А в том, что с одной стороны намечается тенденция к расслоению общества по биологическим признакам. С другой — такие эксперименты могут привести к созданию явно ущербных существ, внутренняя организация которых весьма существенно будет отличаться от человеческой. Налицо все условия для возникновения масштабных социальных конфликтов совершенно нового типа. Психологическая подоплека последних — бескомпромиссная эволюционная борьба за собственное выживание. Именно поэтому я всячески приветствую усилия тех законодателей, которые хотят оградить нас от безответственности отдельных ученых.
Подчеркну, что наш обзор — это всего лишь гипотеза. Однако внедрение научных открытий в нынешнюю социальную действительность протекает подчас весьма драматично. Предвидеть отдаленные последствия любых фундаментальных вмешательств в природу человека нужно уже сегодня.