Загадки Шигирского идола (8 фото) - «Загадочные Сооружения» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадочные Сооружения

Добавлено: 04-дек-2018, 14:18

Загадки Шигирского идола (8 фото) - «Загадочные Сооружения»





Шигирский идол, найденный в конце XIX столетия на Урале, на сегодняшний день считается древнейшей в мире деревянной скульптурой. Он содержит множество загадок, которые пока не под силу угадать современным историкам и археологам.


Деревянное изваяние было найдено 24 января 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника в окрестностях уральского города Невьянска, на глубине четырех метров. Еще в середине XIX века на восточном склоне Среднего Урала близ деревни Калата (ныне Кировград) было открыто золотое месторождение, и рабочие-золотоискатели не раз находили предметы древней культуры, изготовленные из рога, кости, дерева, камня и глины.


В XIX — начале XX столетия в этих местах побывали экспедиции из Москвы, Петербурга, Казани и Парижа, обнаружившие «следы доисторического селища», как писали тогда в газетах. Большая часть находок составила знаменитую Шигирскую кладовую Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).


Деревянное изделие сохранилось плохо, и его пришлось извлекать из торфа по частям. В результате были извлечены отдельно верхняя часть туловища с головой и нижний фрагмент в форме конуса с выемкой в основании, образующей выступы, похожие на ноги. Интересно, что туловище имело форму плоской, прямоугольной в сечении доски, а остальные «части тела» были объемными.




В отличие от большинства подобных изваяний, которые обычно вкапывали нижней частью в землю, эта скульптура, по-видимому, была просто прислонена или прибита к какой-то вертикальной поверхности.


Граф А.А. Стенбок-Фермор, на чьей земле была сделана находка, передал ее в музей УОЛЕ в Екатеринбурге (ныне Свердловский областной краеведческий музей).


Тогдашнему хранителю археологической коллекции музея Д.И. Лобанову удалось воссоздать предполагаемый облик идола. Правда, при этом высота фигуры составляла всего 2,8 метра, а некоторые фрагменты оказались не задействованы. В 1914 году археолог В.Я. Толмачев предложил новый вариант реконструкции памятника, в ходе которой идол «вырос» до 5,3 метра. Тогда экспонат получил наименование «Большой Шигирский идол».


В годы Великой Отечественной войны нижняя часть туловища длиной 195 сантиметров была утеряна, и теперь ее можно увидеть лишь на рисунке Толмачева.




Содержание

  • 1 Исследования наших дней
  • 2 Скандал вокруг памятника
  • 3 Новые загадки

Исследования наших дней


В 1997 году сотрудники петербургского Института истории материальной культуры и московского Геологического института РАН произвели радиоуглеродный анализ проб внутренних слоев древесины, из которой состоит древний памятник. Было определено, что идол изготовлен 9,5 тысячи лет назад, в эпоху мезолита.


С 2003 года Шигирский идол хранился в музее, в стеклянном саркофаге. Летом 2014 года совместная команда ученых Германского археологического института, департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии и московского Института археологии РАН решила провести исследования с целью уточнения датировки возраста скульптуры.


Как сообщает ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Михаил Жилин, взять пробы близко к поверхности не представлялось возможным из-за воздействия консервантов. Для исследования были взяты образцы древесины на глубине 2-3 сантиметров.


— Идол относится к монументальному искусству охотников-рыболовов и собирателей Урала, — прокомментировал Жилин. — Сделан из расколотого ствола лиственницы возрастом не менее 157 лет. Работы велись по свежесрубленному стволу каменным орудием. Также на идоле видны следы орнамента.


Кроме того, ученый упоминает о том, что похожие скульптуры изготавливали древнейшие земледельцы Ближнего Востока.




Скандал вокруг памятника


Чтобы выяснить точный возраст, исследователи распилили нижний фрагмент изваяния, что стало поводом для обвинения в порче памятника культуры. Заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов написал заявление в полицию в связи с нанесением музейному экспонату серьезного ущерба. Против археологов было возбуждено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей».


Между тем экспертиза новых проб позволила изменить первоначальную датировку памятника.


— По результатам совместных исследований российских и немецких ученых возраст Шигирского идола — 11 тысяч лет, — поведала на пресс-конференции журналистам директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова. — Таким образом, его возраст примерно в два раза больше египетских пирамид.




Хотя руководство музея допускает, что экспонат мог получить повреждения в процессе исследования, оно утверждает, что ученые не нарушали закон.


— Изначально Шигирский идол уже был разделен на 10 фрагментов, — говорит Ветрова. — При отборе материала для исследования он был не распилен, а надпилен. Взято менее двух граммов древесины. Такой способ отбора проб не нанес ущерб реликвии.


Новые загадки


По мере исследования памятника он стал преподносить ученым все новые загадки. В разных частях монумента было найдено семь изображений лиц (личин). Одна из этих личин располагалась, где ей и положено, — в районе головы идола, а остальные шесть — на туловище: три спереди и три сзади.




На рисунке Толмачева таких личин только пять: три на лицевой стороне и две на оборотной. При монтаже экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 года на задней стороне туловища обнаружилась еще одна личина, несколько отличавшаяся от других: если остальные имели носы прямоугольной формы, нос этой фигуры был вытесан из сучка дерева и в итоге оказался короче, чем у остальных. Он имел коническую форму и выглядел более выступающим, что придавало ему сходство со звериной мордой.


Недавно, в процессе изучения артефакта под микроскопом, нашлась еще одна личина, расположенная в верхней части.


— Вероятно, духовный мир древних уральцев, живших в каменном веке, на самом деле был гораздо сложнее, чем мы думали до этого, — считает главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала Свердловского об-
ластного краеведческого музея Светлана Савченко.


Кроме того, вся поверхность статуи испещрена резным геометрическим орнаментом и письменами. Расшифровать их на сегодняшний день так никому и не удалось. Эксперты предполагают, что это старейшая в мире система письма. До того считалось, что письменность у человечества появилась примерно семь тысяч лет назад.




По всей вероятности, авторами скульптуры являлись представители достаточно развитой цивилизации. По «внешности» идола можно представить, как именно выглядели эти древние люди: у изваяния высокие скулы и прямой нос.


О чем могли говорить письмена на поверхности статуи? Можно только строить различные предположения. По мнению некоторых специалистов, это некий «секретный код», несущий информацию о сотворении мира. Возможно, каждая часть изваяния несет определенный смысл. Так, у него семь граней, и только одна является трехмерной. А вырезанные на памятнике личины могут обозначать духов, которым поклонялись древние люди.


Расположение изображений на передней и задней плоскостях может указывать на то, что эти божества принадлежат к разным мирам. Не исключено также, что в изображениях на памятнике «зашифрованы» мифы о происхождении мира и человека. Вертикальная компоновка символов может указывать на последовательность событий, считают эксперты.


Они полагают, что можно выделить среди изображений персонажи, связанные с Верхним и Нижним мирами. Под
Верхним миром большинство древних цивилизаций подразумевали мир небесный, а под Нижним — подводный или подземный. Все они были населены своими обитателями.




Также можно рассмотреть на поверхности изваяния фигуры, символизирующие мужское и женское начала, миры растений и животных.


К сожалению, одни и те же иероглифические письмена могут иметь несколько значений, что затрудняет работу переводчиков. Поэтому остается тайной, что за люди изготовили эту скульптуру, с какой целью и что они хотели сказать, вырезая на нем рисунки и письмена…


Может быть, создатели как раз рассчитывали на то, что рано или поздно отдаленные потомки найдут этот артефакт и узнают, как устроен мир и каким он был в прежние времена? А с чего мы взяли, что сегодня знаем о мире больше, чем наши предки, верившие в божеств и духов?


По словам Михаила Жилина, Шигирский идол остается «абсолютной загадкой для современного человека».


— Это шедевр, несущий гигантскую эмоциональную ценность и силу, — говорит ученый. — Это уникальная скульптура, ничего подобного нет в мире.


Шигирский идол, найденный в конце XIX столетия на Урале, на сегодняшний день считается древнейшей в мире деревянной скульптурой. Он содержит множество загадок, которые пока не под силу угадать современным историкам и археологам. Деревянное изваяние было найдено 24 января 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника в окрестностях уральского города Невьянска, на глубине четырех метров. Еще в середине XIX века на восточном склоне Среднего Урала близ деревни Калата (ныне Кировград) было открыто золотое месторождение, и рабочие-золотоискатели не раз находили предметы древней культуры, изготовленные из рога, кости, дерева, камня и глины. В XIX — начале XX столетия в этих местах побывали экспедиции из Москвы, Петербурга, Казани и Парижа, обнаружившие «следы доисторического селища», как писали тогда в газетах. Большая часть находок составила знаменитую Шигирскую кладовую Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Деревянное изделие сохранилось плохо, и его пришлось извлекать из торфа по частям. В результате были извлечены отдельно верхняя часть туловища с головой и нижний фрагмент в форме конуса с выемкой в основании, образующей выступы, похожие на ноги. Интересно, что туловище имело форму плоской, прямоугольной в сечении доски, а остальные «части тела» были объемными. В отличие от большинства подобных изваяний, которые обычно вкапывали нижней частью в землю, эта скульптура, по-видимому, была просто прислонена или прибита к какой-то вертикальной поверхности. Граф А.А. Стенбок-Фермор, на чьей земле была сделана находка, передал ее в музей УОЛЕ в Екатеринбурге (ныне Свердловский областной краеведческий музей). Тогдашнему хранителю археологической коллекции музея Д.И. Лобанову удалось воссоздать предполагаемый облик идола. Правда, при этом высота фигуры составляла всего 2,8 метра, а некоторые фрагменты оказались не задействованы. В 1914 году археолог В.Я. Толмачев предложил новый вариант реконструкции памятника, в ходе которой идол «вырос» до 5,3 метра. Тогда экспонат получил наименование «Большой Шигирский идол». В годы Великой Отечественной войны нижняя часть туловища длиной 195 сантиметров была утеряна, и теперь ее можно увидеть лишь на рисунке Толмачева. Содержание 1 Исследования наших дней 2 Скандал вокруг памятника 3 Новые загадки Исследования наших дней В 1997 году сотрудники петербургского Института истории материальной культуры и московского Геологического института РАН произвели радиоуглеродный анализ проб внутренних слоев древесины, из которой состоит древний памятник. Было определено, что идол изготовлен 9,5 тысячи лет назад, в эпоху мезолита. С 2003 года Шигирский идол хранился в музее, в стеклянном саркофаге. Летом 2014 года совместная команда ученых Германского археологического института, департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии и московского Института археологии РАН решила провести исследования с целью уточнения датировки возраста скульптуры. Как сообщает ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Михаил Жилин, взять пробы близко к поверхности не представлялось возможным из-за воздействия консервантов. Для исследования были взяты образцы древесины на глубине 2-3 сантиметров. — Идол относится к монументальному искусству охотников-рыболовов и собирателей Урала, — прокомментировал Жилин. — Сделан из расколотого ствола лиственницы возрастом не менее 157 лет. Работы велись по свежесрубленному стволу каменным орудием. Также на идоле видны следы орнамента. Кроме того, ученый упоминает о том, что похожие скульптуры изготавливали древнейшие земледельцы Ближнего Востока. Скандал вокруг памятника Чтобы выяснить точный возраст, исследователи распилили нижний фрагмент изваяния, что стало поводом для обвинения в порче памятника культуры. Заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов написал заявление в полицию в связи с нанесением музейному экспонату серьезного ущерба. Против археологов было возбуждено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей». Между тем экспертиза новых проб позволила изменить первоначальную датировку памятника. — По результатам совместных исследований российских и немецких ученых возраст Шигирского идола — 11 тысяч лет, — поведала на пресс-конференции журналистам директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова. — Таким образом, его возраст примерно в два раза больше египетских пирамид. Хотя руководство музея допускает, что экспонат мог получить повреждения в процессе исследования, оно утверждает, что ученые не нарушали закон. — Изначально Шигирский идол уже был разделен на 10 фрагментов, — говорит Ветрова. — При отборе материала для исследования он был не распилен, а надпилен. Взято менее двух граммов древесины. Такой способ отбора проб не нанес ущерб реликвии. Новые загадки По мере исследования памятника он стал преподносить ученым все новые загадки. В разных частях монумента было найдено семь изображений лиц (личин). Одна из этих личин располагалась, где ей и положено, — в районе головы идола, а остальные шесть — на туловище: три спереди и три сзади. На рисунке Толмачева таких личин только пять: три на лицевой стороне и две на оборотной. При монтаже экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 года на задней стороне туловища обнаружилась еще одна личина, несколько отличавшаяся от других: если остальные имели носы прямоугольной формы, нос этой фигуры был вытесан из сучка дерева и в итоге оказался короче, чем у остальных. Он имел коническую форму и выглядел более выступающим, что придавало ему сходство со звериной мордой. Недавно, в процессе изучения артефакта под микроскопом, нашлась еще одна личина, расположенная в верхней части. — Вероятно, духовный мир древних уральцев, живших в каменном веке, на самом деле был гораздо сложнее, чем мы думали до этого, — считает главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала Свердловского об- ластного краеведческого музея Светлана Савченко. Кроме того, вся поверхность статуи испещрена резным геометрическим орнаментом и письменами. Расшифровать их на сегодняшний день так никому и не удалось. Эксперты предполагают, что это старейшая в мире система письма. До того считалось, что письменность у человечества появилась примерно семь тысяч лет назад. По всей вероятности, авторами скульптуры являлись представители достаточно развитой цивилизации. По «внешности» идола можно представить, как именно выглядели эти древние люди: у изваяния высокие скулы и прямой нос. О чем могли говорить письмена на поверхности статуи? Можно только строить различные предположения. По мнению некоторых специалистов, это некий «секретный код», несущий информацию о сотворении мира. Возможно, каждая часть изваяния несет определенный смысл. Так, у него семь граней, и только одна является трехмерной. А вырезанные на памятнике личины могут обозначать духов, которым поклонялись древние люди. Расположение изображений на передней и задней плоскостях может указывать на то, что эти божества принадлежат к разным мирам. Не исключено также, что в изображениях на памятнике «зашифрованы» мифы о происхождении мира и человека. Вертикальная компоновка символов может указывать на последовательность событий, считают эксперты. Они полагают, что можно выделить среди изображений персонажи, связанные с Верхним и Нижним мирами. Под Верхним миром большинство древних цивилизаций подразумевали мир небесный, а под Нижним — подводный или подземный. Все они были населены своими обитателями. Также можно рассмотреть на поверхности изваяния фигуры, символизирующие мужское и женское начала, миры растений и животных. К сожалению, одни и те же иероглифические письмена могут иметь несколько значений, что затрудняет работу переводчиков. Поэтому остается тайной, что за люди изготовили эту скульптуру, с какой целью и что они хотели сказать, вырезая на нем рисунки и письмена… Может быть, создатели как раз рассчитывали на то, что рано или поздно отдаленные потомки найдут этот артефакт и узнают, как устроен мир и каким он был в прежние времена? А с чего мы взяли, что сегодня знаем о мире больше, чем наши предки, верившие в божеств и духов? По словам Михаила Жилина, Шигирский идол остается «абсолютной загадкой для современного человека». — Это шедевр, несущий гигантскую эмоциональную ценность и силу, — говорит ученый. — Это уникальная скульптура, ничего подобного нет в мире.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости