Петергоф.Cергиевский парк
В Сергиевском парке — дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».
Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.
Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?
Копать здесь любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.
Возможно большой металлический шлем витязя крепился в отверстие на переносице.
Отверстие мы все видим.
Но вот большого шлема не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний.
В июле 1818 года молодой Александр Пушкин со своим другом Н. Раевским-младшим побывал в тенистом овраге около «спящей» головы.
В поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появляется сюжет, возможно, навеянный впечатлениями от увиденного в Сергиевке.
Правда, по некоторым устным версиям получается, что это голова какого-то шведского короля, которую еще шведы тащили к морю на корабль, но не дотащили и бросили.
Есть еще легенда, которая говорит, что голову высек работник Петергофской гранильной фабрики в память о Петре I, крестном дочери (некоторые говорят – сына) этого мастера.
Голову называют ещё «Старик» или «Адамова голова», или «Русич» и совсем редкое название — скульптура Святогора, еще называют «Голова Самсона».
Уже само по себе такое редкое разнообразие названий говорит о том, что в историю этих мест много вплетено легенд.