Тайны австралийских петроглифов Кимберли (7 фото) - «Загадочные Сооружения» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадочные Сооружения

Добавлено: 04-дек-2018, 14:06

Тайны австралийских петроглифов Кимберли (7 фото) - «Загадочные Сооружения»





Горные цепи Кимберли протянулись поперек всей северо-западной оконечности Австралии. На протяжении многих столетий эти неуютные и малонаселенные места служат домом для нескольких племен австралийских аборигенов — унамбал, уоррора, нгариньин и других.


Здесь, на плато Митчелл и в долинах рек Глинэлдж, Принца-Регента и Короля Эдуарда, в 60—80 милях от океанского побережья, в укрытых от человеческих глаз местах, в скалах и в многочисленных пещерах, таятся древние святилища этого народа — ритуальные места, посещаемые, как правило, лишь стариками, на которых племя возложило обязанности общения с духами.


Эти скалы и стены пещер расписаны удивительными рисунками, многие из которых насчитывают сотни, а то и тысячи лет. Среди них часто можно встретить изображения загадочных, лишенных рта существ с большими круглыми глазами. Как правило, они облачены в длинные одежды.


Их застывшие белые лица похожи на маски. Руки и ноги проработаны слабо, зачастую они едва намечены и почти сливаются со светлым, кое-где заштрихованным корпусом. На груди изредка выписаны ожерелья, но чаще изображен овальной формы предмет, обычно интерпретируемый как сердце или грудная кость.


Головы окружены странным подковообразным или дугообразным ореолом, весьма напоминающим нимбы у христианских святых. В верхней части картин иногда можно видеть загадочные знаки, напоминающие какие-то восточные письмена.






Священные для аборигенов Кимберли, эти изображения почитаются ими как образы таинственных могущественных существ, которые но времена глубокой древности пришли в эти края. Они научили местных обитателей пользоваться инструментами и оружием, дали им племенные законы, обряды и обычаи, после завершения своей миссии ушли — одни на небеса, другие под землю.


Эти загадочные существа называли себя вонджинами. Сегодняшние аборигены называют так духов воды.


Вода для этих иссушенных мест — это дождь. Дождь означает жизнь. Это источник всего, что дает земля. Духи воды — вонджины — являются владыками и распорядителями жизни, владыками и распорядителями всего, что есть на этой земле, ее верховными божествами Вокруг них часто изображаются различные животные и растения — это дети Вонджины.


Самый старый человек в племени или в группе охотников имеет за дачу ежегодно переписывать изображения Вонджины перед началом периода муссонов. Картина обновляется по старому контуру, полностью сохраняя все детали прежнего рисунка. Обновление изображений вонджин, согласно верованиям аборигенов, вызывает дождь. Туземцы верят, что, когда изображение стирается и Вонджина исчезает, тогда наступают засуха и голод.




Вонджины — часть повседневной жизни племен, в течение многих лет охотившихся в горах Кимберли. Вонджину изображают не только на скалах и стенах пещер, но и на колыбелях новорожденных малышей, на церемониальных бумерангах и щитах, на несметном числе различных талисманов, амулетов и прочих символических поделок.


Но при этом аборигены свято убеждены, что первые изображения вонджин сделали… не они. Авторство принадлежит неким загадочным людям другой расы, которые жили здесь много лет назад и исчезли неизвестно куда.


На протяжении многих десятилетий антропологи и этнологи ломают головы над загадкой происхождения вонджин. Многие предположения были высказаны на этот счет.


Наиболее экзотической выглядит гипотеза о том, что вонджины — это пришельцы из космоса. На это, по мнению авторов версии, указывает явно «внеземной» облик вонджин и странный ореол вокруг их голов, весьма напоминающий сферические шлемы астронавтов. Сторонники теории «палеовизита» ручаются, что фигуры вонджин являются изображениями инопланетян.


Есть и другие гипотезы на этот счет. Главная проблема состоит в том, что невозможно даже приблизительно определить, как давно к скалах Кимберли появились первые изображения вонджин: это могло произойти и две сотни, и две тысячи лет назад.




Австралийские аборигены живут только в двух временных измерениях: для них есть «первобытные времена», или времена Сотворения, когда возникло все живое на Земле, и настоящее. Прошлого нет, а будущее их не интересует. Счета годов у аборигенов тоже нет: их язык имеет числительные «один», «два» и «три», а для числительного «четыре» уже применяется термин «очень много».


Аборигены проводят четкое различие между произведениями искусства, которые они считают своими собственными, и теми, которые относятся к эпохе Сотворения. Изображения воджин они относят ко второй категории и своими не считают, хотя взяли на себя ответственность регулярно подновлять их в ритуальных целях.


У племен Северного Кимберли есть легенда, что предки их семейных кланов прибыли в Австралию на лодках во главе с людьми, называвшимися Вонджина, хотя каждый из них имел свое собственное имя. Эти пришельцы из-за моря нарисовали свои символические изображения в подземных галереях и на поверхности скал. Когда вонджины оставили эти места, они ушли под землю, оставив отпечатки своих ног на камне.


В легендах аборигенов ясно присутствуют вполне реальные обстоятельства прихода и ухода вонджин: лодки, на которых они приплыли и, возможно, уплыли; оружие и инструменты, которыми они обучили пользоваться аборигенов. Что скрывает под собой этот пласт древних сказаний?




Еще в 1930-х гг. первые исследователи наскальных росписей Кимберли предположили, что в образе вонджин могла воплотиться история моряков из Старого Света или Юго-Восточной Азии, спасшихся после крушения корабля, произошедшего несколько столетий назад.


Вполне возможно, что на северо-западном побережье Австралии некоторое время существовала крохотная колония моряков, потерпевших кораблекрушение — европейцев или малайцев. Судьбу ее трудно угадать — может быть, они покинули Зеленый континент, а может быть, были истреблены аборигенами.


После них остались только странные наскальные картины, в которых туземцы попытались осмыслить полученный ими исторический опыт общения с людьми иной, более продвинуто расы, и встроить его в систему своего мировоззрения и мифологии. Так родился образ Вонджины…


В попытках пролить свет на тайну загадочных рисунков исследователи обнаружили, что одежду, похожую на одеяния вонджин, носят жители северо-восточных островов Индонезии — Сяу и Сангихе, расположенных к северу от Сулавеси. А далеко к югу от Кимберли, в верховьях реки Гаскойн (Западная Австралия), Г. Джайлс встретил небольшую группку аборигенов, которые имели явно азиатские черты.


Сходство одеяний вонджин и одежды жителей некоторых индонезийских островов, присутствие азиатских (малайских) черт у отдельных групп аборигенов — все это, кажется, указывает направление, в котором следует двигаться, чтобы отыскать разгадку тайны рисунков Кимберли.


Однако некоторые исследователи предлагают еще одну версию происхождения загадочных вонджин. По их мнению, длинные одеяния, напоминающие рясы, и сияние вокруг голов этих таинственных существ происходят… от христианских икон!


Христианство пришло в Южную, а затем в Юго-Восточную Азию уже в довольно ранние времена. В VIII—XIV столетиях в Китае, особенно в портах южного побережья, проживали сотни тысяч христиан, а в XII—XIV вв. в Зайтуне (Цюаньчжоу) существовала епископия, поддерживавшая связи с Римом.


Может быть, когда-то у берегов северо западной Австралии потерпело крушение судно, на котором находились китайские христиане? Или это отзвук более поздних эпох, когда в прибрежных водах Зеленого континента появились португальские или испанские корабли?




Возможно, события развивались так: несколько христиан (неважно, были ли они китайцами, португальцами или кем-то еще) по воде обстоятельств оказались вынуждены прожить несколько месяцев иди лет среди аборигенов Кимберли. Может быть, у кого-то из них были с собой икона, или кто-то из моряков нарисовал на скале образы святых.


Аборигены с интересом наблюдали за странными обычаями загадочных пришельцев. Они видели, что эти люди знают и умеют гораздо больше, чем австралийцы; эту успешность они связывали с благодатной помощью неизвестных им божеств в длинных одеяниях и с нимбами вокруг головы, которым поклонялись пришельцы.


И когда чужие люди покинули их — уйдя или обратно в море, или попросту в мир иной, — аборигены стали в подражание им поклоняться этим существам, которые постепенно стали частью их мифологии и обрели новые, чисто австралийские черты, став вонджинами — повелителями жизни и всего сущего…


Все это, конечно, гипотезы, и достоверного ответа на эту загадку нет, но очевидно, что аборигенам северо-западной Австралии однажды пришлось столкнуться с чем-то столь необычным, что их мифология навсегда запечатлела это событие в образе могущественных и таинственных вонджин, изображения которых отныне стали для них священными.


И кем бы ни были люди, первыми создавшие эти росписи, совершенно уверенно можно сказать, что они не были австралийцами.


Горные цепи Кимберли протянулись поперек всей северо-западной оконечности Австралии. На протяжении многих столетий эти неуютные и малонаселенные места служат домом для нескольких племен австралийских аборигенов — унамбал, уоррора, нгариньин и других. Здесь, на плато Митчелл и в долинах рек Глинэлдж, Принца-Регента и Короля Эдуарда, в 60—80 милях от океанского побережья, в укрытых от человеческих глаз местах, в скалах и в многочисленных пещерах, таятся древние святилища этого народа — ритуальные места, посещаемые, как правило, лишь стариками, на которых племя возложило обязанности общения с духами. Эти скалы и стены пещер расписаны удивительными рисунками, многие из которых насчитывают сотни, а то и тысячи лет. Среди них часто можно встретить изображения загадочных, лишенных рта существ с большими круглыми глазами. Как правило, они облачены в длинные одежды. Их застывшие белые лица похожи на маски. Руки и ноги проработаны слабо, зачастую они едва намечены и почти сливаются со светлым, кое-где заштрихованным корпусом. На груди изредка выписаны ожерелья, но чаще изображен овальной формы предмет, обычно интерпретируемый как сердце или грудная кость. Головы окружены странным подковообразным или дугообразным ореолом, весьма напоминающим нимбы у христианских святых. В верхней части картин иногда можно видеть загадочные знаки, напоминающие какие-то восточные письмена. Священные для аборигенов Кимберли, эти изображения почитаются ими как образы таинственных могущественных существ, которые но времена глубокой древности пришли в эти края. Они научили местных обитателей пользоваться инструментами и оружием, дали им племенные законы, обряды и обычаи, после завершения своей миссии ушли — одни на небеса, другие под землю. Эти загадочные существа называли себя вонджинами. Сегодняшние аборигены называют так духов воды. Вода для этих иссушенных мест — это дождь. Дождь означает жизнь. Это источник всего, что дает земля. Духи воды — вонджины — являются владыками и распорядителями жизни, владыками и распорядителями всего, что есть на этой земле, ее верховными божествами Вокруг них часто изображаются различные животные и растения — это дети Вонджины. Самый старый человек в племени или в группе охотников имеет за дачу ежегодно переписывать изображения Вонджины перед началом периода муссонов. Картина обновляется по старому контуру, полностью сохраняя все детали прежнего рисунка. Обновление изображений вонджин, согласно верованиям аборигенов, вызывает дождь. Туземцы верят, что, когда изображение стирается и Вонджина исчезает, тогда наступают засуха и голод. Вонджины — часть повседневной жизни племен, в течение многих лет охотившихся в горах Кимберли. Вонджину изображают не только на скалах и стенах пещер, но и на колыбелях новорожденных малышей, на церемониальных бумерангах и щитах, на несметном числе различных талисманов, амулетов и прочих символических поделок. Но при этом аборигены свято убеждены, что первые изображения вонджин сделали… не они. Авторство принадлежит неким загадочным людям другой расы, которые жили здесь много лет назад и исчезли неизвестно куда. На протяжении многих десятилетий антропологи и этнологи ломают головы над загадкой происхождения вонджин. Многие предположения были высказаны на этот счет. Наиболее экзотической выглядит гипотеза о том, что вонджины — это пришельцы из космоса. На это, по мнению авторов версии, указывает явно «внеземной» облик вонджин и странный ореол вокруг их голов, весьма напоминающий сферические шлемы астронавтов. Сторонники теории «палеовизита» ручаются, что фигуры вонджин являются изображениями инопланетян. Есть и другие гипотезы на этот счет. Главная проблема состоит в том, что невозможно даже приблизительно определить, как давно к скалах Кимберли появились первые изображения вонджин: это могло произойти и две сотни, и две тысячи лет назад. Австралийские аборигены живут только в двух временных измерениях: для них есть «первобытные времена», или времена Сотворения, когда возникло все живое на Земле, и настоящее. Прошлого нет, а будущее их не интересует. Счета годов у аборигенов тоже нет: их язык имеет числительные «один», «два» и «три», а для числительного «четыре» уже применяется термин «очень много». Аборигены проводят четкое различие между произведениями искусства, которые они считают своими собственными, и теми, которые относятся к эпохе Сотворения. Изображения воджин они относят ко второй категории и своими не считают, хотя взяли на себя ответственность регулярно подновлять их в ритуальных целях. У племен Северного Кимберли есть легенда, что предки их семейных кланов прибыли в Австралию на лодках во главе с людьми, называвшимися Вонджина, хотя каждый из них имел свое собственное имя. Эти пришельцы из-за моря нарисовали свои символические изображения в подземных галереях и на поверхности скал. Когда вонджины оставили эти места, они ушли под землю, оставив отпечатки своих ног на камне. В легендах аборигенов ясно присутствуют вполне реальные обстоятельства прихода и ухода вонджин: лодки, на которых они приплыли и, возможно, уплыли; оружие и инструменты, которыми они обучили пользоваться аборигенов. Что скрывает под собой этот пласт древних сказаний? Еще в 1930-х гг. первые исследователи наскальных росписей Кимберли предположили, что в образе вонджин могла воплотиться история моряков из Старого Света или Юго-Восточной Азии, спасшихся после крушения корабля, произошедшего несколько столетий назад. Вполне возможно, что на северо-западном побережье Австралии некоторое время существовала крохотная колония моряков, потерпевших кораблекрушение — европейцев или малайцев. Судьбу ее трудно угадать — может быть, они покинули Зеленый континент, а может быть, были истреблены аборигенами. После них остались только странные наскальные картины, в которых туземцы попытались осмыслить полученный ими исторический опыт общения с людьми иной, более продвинуто расы, и встроить его в систему своего мировоззрения и мифологии. Так родился образ Вонджины… В попытках пролить свет на тайну загадочных рисунков исследователи обнаружили, что одежду, похожую на одеяния вонджин, носят жители северо-восточных островов Индонезии — Сяу и Сангихе, расположенных к северу от Сулавеси. А далеко к югу от Кимберли, в верховьях реки Гаскойн (Западная Австралия), Г. Джайлс встретил небольшую группку аборигенов, которые имели явно азиатские черты. Сходство одеяний вонджин и одежды жителей некоторых индонезийских островов, присутствие азиатских (малайских) черт у отдельных групп аборигенов — все это, кажется, указывает направление, в котором следует двигаться, чтобы отыскать разгадку тайны рисунков Кимберли. Однако некоторые исследователи предлагают еще одну версию происхождения загадочных вонджин. По их мнению, длинные одеяния, напоминающие рясы, и сияние вокруг голов этих таинственных существ происходят… от христианских икон! Христианство пришло в Южную, а затем в Юго-Восточную Азию уже в довольно ранние времена. В VIII—XIV столетиях в Китае, особенно в портах южного побережья, проживали сотни тысяч христиан, а в XII—XIV вв. в Зайтуне (Цюаньчжоу) существовала епископия, поддерживавшая связи с Римом. Может быть, когда-то у берегов северо западной Австралии потерпело крушение судно, на котором находились китайские христиане? Или это отзвук более поздних эпох, когда в прибрежных водах Зеленого континента появились португальские или испанские корабли? Возможно, события развивались так: несколько христиан (неважно, были ли они китайцами, португальцами или кем-то еще) по воде обстоятельств оказались вынуждены прожить несколько месяцев иди лет среди аборигенов Кимберли. Может быть, у кого-то из них были с собой икона, или кто-то из моряков нарисовал на скале образы святых. Аборигены с интересом наблюдали за странными обычаями загадочных пришельцев. Они видели, что эти люди знают и умеют гораздо больше, чем австралийцы; эту успешность они связывали с благодатной помощью неизвестных им божеств в длинных одеяниях и с нимбами вокруг головы, которым поклонялись пришельцы. И когда чужие люди покинули их — уйдя или обратно в море, или попросту в мир иной, — аборигены стали в подражание им поклоняться этим существам, которые постепенно стали частью их мифологии и обрели новые, чисто австралийские черты, став вонджинами — повелителями жизни и всего сущего… Все это, конечно, гипотезы, и достоверного ответа на эту загадку нет, но очевидно, что аборигенам северо-западной Австралии однажды пришлось столкнуться с чем-то столь необычным, что их мифология навсегда запечатлела это событие в образе могущественных и таинственных вонджин, изображения которых отныне стали для них священными. И кем бы ни были люди, первыми создавшие эти росписи, совершенно уверенно можно сказать, что они не были австралийцами.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости