Сторонники гипотезы об инопланетном происхождении человечества утверждают, что в незапамятные времена в Солнечную систему могла прибыть космическая экспедиция из центральной части галактики, где и звезды, и вращающиеся вокруг них планеты старше, значит, и жизнь зародилась и достигла высокого развития раньше, чем у нас.
Космические «прогрессоры» вначале обжили Фаэтон, который в ту пору, когда Солнце было моложе и горячее, был наиболее пригоден для жизни.
А когда на этой планете вспыхнула страшная война, расколовшая ее на части и превратившая в пояс астероидов, выжившая часть человечества обосновалась на Марсе. Через многие годы и марсианская цивилизация не смогла переступить в своем развитии «ядерный порог» и была уничтожена. Но выжили колонисты, которые уже осваивали Землю.
Сторонниками этой теории были не только писатели-фантасты (Александр Казанцев и др.). К примеру, в 1961 году советский ученый, математик и астроном, знаток древних языков Матест Агрест опубликовал статью «Космонавты древности». Автор считает, что некоторые артефакты и памятники прошлого являются свидетельством пребывания на Земле представителей какой-то высокоразвитой инопланетной цивилизации.
Он пишет: «…можно допустить, что обследование Солнечной системы космонавты производили малыми кораблями, стартуя с Земли. Для этих целей, возможно, понадобилось добывать на Земле добавочное ядерное горючее и построить специальные площадки и хранилища».
Рудник в Окло: реактор или…
Вполне возможно, что гипотезу Матеста Агреста подтверждает неожиданное открытие, сделанное в 1972 году. Одна французская компания добывала урановую руду на руднике Окло в Габоне. И вот во время проведения обычного анализа образцов руды обнаружилось, что процентное содержание урана-235 в ней ниже нормы.
Затем была зафиксирована недостача около 200 килограммов этого изотопа. Специалисты французского Комиссариата атомной энергетики забили тревогу. Ведь пропавшего вещества вполне достаточно для изготовления нескольких атомных бомб.
Дальнейшие исследования показали, что концентрация урана-235 в руднике Окло такая же, как в отработанном топливе из реактора атомной станции. Так что же это такое? Неужели ядерный могильник? Но как такое может быть, если он создан около двух миллионов лет назад?
Озадаченные атомщики нашли ответ в статье, опубликованной американскими учеными Джорджем Ветриллом и Марком Ингрэмом в 1956 году. Ученые высказали предположение о существовании в далеком прошлом природных ядерных реакторов. А Пол Курода, химик из Арканзасского университета, даже определил необходимые и достаточные условия для того, чтобы в теле уранового месторождения спонтанно возник процесс самоподдерживающегося расщепления.
В 1975 году в столице Габона Либревиле состоялась научная конференция, на которой обсуждался феномен Окло. Большинство ученых пришли к выводу, что рудник представляет собой единственный известный на Земле естественный ядерный реактор. Он запустился около двух миллионов лет назад самопроизвольно в силу уникальных природных условий и проработал 500 тысяч лет.
Что же это за условия? В дельте реки на крепком базальтовом ложе отложился слой песчаника, богатого урановой рудой. В результате тектонической активности базальтовый фундамент погрузился в землю на несколько километров вместе с ураноносным песчаником. Песчаник растрескался, в трещины стала проникать грунтовая вода.
В руднике Окло так же, как и в ядерных топках АЭС, топливо располагалось компактными массами внутри замедлителя. Замедлителем служила вода. В руде содержались глинистые «линзы». В них концентрация природного урана с обычных 0,5% повысилась до 40%. После того как масса и толщина слоев достигли критических размеров, возникла цепная реакция и установка начала работать.
Вода была естественным регулятором. Поступая в активную зону, она запускала цепную реакцию, которая приводила к испарению воды, уменьшению потока нейтронов и остановке реакции. Через 2,5 часа, когда активная зона реактора остывала, цикл повторялся.
Затем очередной катаклизм приподнял «установку» до прежнего уровня, либо уран-235 выгорел, и реактор прекратил работу.
Хотя за полмиллиона лет этот природный реактор выработал 13 миллионов киловатт-часов энергии, мощность его была невелика. Она в среднем была меньше 100 киловатт, что хватило бы для работы нескольких дюжин тостеров.
…ядерный могильник?
Но у многих атомщиков выводы конференции в Либревиле вызывают большие сомнения.
Ведь еще Энрико Ферми — создатель первого в мире ядерного реактора — утверждал, что цепная ядерная реакция может иметь только искусственное происхождение. С одной стороны, если природа каким-то невообразимым способом сумела ее запустить в Окло, то для постоянной поддержки реакции должен работать целый ряд факторов, вероятность одновременного наличия которых практически равна нулю.
В самом деле, малейший сдвиг пластов грунта в этом районе, который в ту пору отличался высокой тектонической активностью, привел бы к остановке реактора, а прежние условия для его запуска едва ли могли возникнуть снова. А если регулятором цепной реакции были грунтовые воды, то без отсутствия искусственной регулировки мощности реактора ее самопроизвольное увеличение привело бы к выкипанию воды и остановке процесса, и не факт, что он снова самопроизвольно запустился бы.
А с другой стороны, рудник в Габоне не слишком-то похож на ядерный реактор, созданный высокоразвитой цивилизацией. Слишком мала его мощность, овчинка, как говорится, не стоит выделки. Скорее, он напоминает место захоронения отработанного ядерного топлива. Причем оборудовано оно идеально. За почти два миллиона лет ни грамма радиоактивных веществ не проникло в окружающую среду. Уран надежно замурован в базальтовый «саркофаг».
В замкнутом круге
Но если есть могильник с отработанным ядерным топливом, значит, были и реактор, вырабатывающий атомную энергию, и высокоразвитая цивилизация, использующая ее. Куда же она делась?
В последнее время все чаще бытуют гипотезы, что нынешняя технократическая цивилизация — далеко не первая на Земле. Вполне возможно, высокоразвитые цивилизации, овладевшие могущественнейшими силами природы, существовали на нашей планете миллионы лет назад. Но только ни одна из них не сумела использовать эту мощь во благо, для созидания, а не для разрушения.
На определенном этапе технократического развития возникало противоборство двух или нескольких государственных образований, выливавшееся в мировую войну с использованием столь чудовищного оружия, что ядерное в сравнении с ним покажется детской забавой. В результате человечество уничтожало само себя, менялся сам лик планеты, а чудом выжившие люди впадали в первобытное состояние, утрачивая все знания и навыки.
В последний раз такая всемирная катастрофа произошла примерно 50 тысяч лет назад, когда арии (гипербореи) сошлись в смертельной битве с атлантами.
Пустив в ход тектоническое оружие, враги добились лишь Всемирного потопа, в результате которого ушли под воду и Гиперборея, и Атлантида, а из воды поднялись новые континенты, на которых теперь, через десятки тысяч лет, вновь развилась технократическая цивилизация, владеющая ядерным оружием и подбирающаяся к более страшным средствам уничтожения.
Сможет ли она в очередной раз не споткнуться об «ядерный порог»? Вырвется ли из этого замкнутого круга? Направит ли свою мощь на созидание, а не на разрушение? Нет ответа ни у науки, ни у религии.