Еще при подготовке к проведению ежегодного слета «Уфокома» в д. Узла, мы посещали Мядельский р-н для осмотра места будущего лагеря. Во время этой поездки мы разговорились с одним встреченным нами в деревне мужчиной, как оказалось, уроженцем Поставского р-на.
Он стал рассказывать нам про интересные достопримечательности в районе своей родной деревни Дашки-Лучайские: каменные кресты, перекинутый за одну ночь мост через реку, места, где можно внезапно заплутать и т. д. Но особенно нас заинтересовал один объект, который наш информант (Мелец Семен Семенович, 1967 г.р.) назвал Говорящим камнем.
Об этом камне ему стало известно от дедушки – Мелец Гавриила Васильевича (1917 г.р.). Последний вел дневник (на польском языке), где, в частности, описал некий Камень-Крикун, находящийся рядом с деревней в урочище Крыкало или Криково. Кстати, неподалеку расположен и хутор Крикалы.
Камень этот, якобы, раньше находился «на границе землеподела», т.е. примерно метрах в пятистах от своего нынешнего местоположения, и со временем сам приполз в это урочище. Причем на границе остался еще один схожий валун. Хочется подчеркнуть, что Говорящий камень или Камень-крикун, Камень-ревун, Камень-свистун – это названия, которые употребил наш информант, честно признавшись, что не помнит точно, как его называли в его деревне.
А в 70-х годах XX в. к нему бегала вся ребятня, в том числе и он сам. Прибегали и внимательно прислушивались. Либо взрослые пустили слух, либо это было какое-то природное явление, но со временем от камня, или с его стороны, начинали доноситься некие утробные звуки. Такой звук слышал и наш информант. Причем, масла в огонь таинственности подливало и том, что Камень-Свистун, по легенде, откликался на любой сильный свист.
«Однажды мне дедушка сказал, что есть камень, который издает звуки. Ну, гудит, ревет, в общем, издает звуки. А также есть такая версия, что он якобы откликается на свист. Если свистнуть, то вдали от него повторится новый свист. Ну и я сам лично слышал какой-то звук в районе этого камня. Я не стоял вплотную с ним, ну метров там, может, в 20… 10…
Непосредственно где-то в районе камня был нечленораздельный какой-то звук непонятного происхождения. Продолжительность его я не помню, не то, что оно пискнуло, но оно гудело минуту, две, три… Ну и то, что, скажем так, по нашим примитивным замерениям, которое состояло из того, что рядом с камнем вбивался колышек вертикально.
Дедушка, говорил еще, чтоб по уровню – помню такой уровень. Вбивал колышек, потом через какое-то время мы приходили к нему, смотрели… Дед опять смотрел уровень, вдруг там колышек поехал. Уровень стоит, а от камня там пару сантиметров он уже отстоит в стороне. Такое чувство, что будто бы камень двигается».
Мелец Семен Семенович, 1967 г.р., д. Дашки-Лучайские Поставского р-на Витебской обл., опросил И. Бутов в сентябре 2016 года.
В начале сентября мы созвонились с очевидцем и попросили показать загадочный камень. Информант согласился, и 3 сентября 2016 года развед-экспедиция «Уфокома» выехала в Поставский р-н (И. С. Бутов, А. И. Павловский, И. В. Гришкевич и С. С. Мелец). Стоит сразу отметить, что ныне д. Дашки является нежилой, соответственно найти каких-либо непосредственных свидетелей «походов к камню» уже невозможно.
Нормальной дороги к этим заброшенным хуторам нет, приходится оставлять машину примерно в 1,5 км от деревни, а затем пробираться через заросли. Но и это еще не все. Почувствовав, что цивилизация отступила, здесь существенно выросла популяция бобров, которые запрудили значительные участки суши. Увы, камень оказался прямиком в такой запруде. Пройти к нему оказалось очень непросто.
Ныне камень лежит на небольшом сухом участке посреди болота и медленно движется… теперь уже не в сторону, а погружается в болотную почву. Его размеры 1,4 x 1,1 x 0,9 м, по словам С. С. Мельца, значительно меньше тех, которые были раньше. Наш проводник предусмотрительно взял с собой свисток. Посмотрим, откликнется ли валун. Нет, сегодня камень с нами говорить отказывается…
В процессе обсуждения возможных естественных причин звуков, издаваемых камнем, нами было высказано множество предположений. Например, что в ближайшей к камню сажалке жила выпь, которая реагировала на свист своим характерным утробным ревом… Как нам подтвердила орнитолог М. Г. Дмитренок, многие птицы действительно откликаются на свист (точных данных по выпи у нее нет).
Интересную гипотезу о «говорящих» скалах приводит известный «разоблачитель» чудес В. А. Мезенцев. Он рассказывает об убежденности южноамериканских индейцев, живущих в районе р. Ориноко, в том, что души умерших живут в скалах. Подтверждение этому – стоны, доносившиеся оттуда.
Однако немецкий путешественник А. Гумбольдт пришел к выводу, что виной всему большое количество трещин в скальной породе, покрытых тоненькими листочками слюды. Из-за суточного перепада температуры скалы «стонали»: теплый воздух из глубоких трещин выходил наружу, «обдувая слюдяные листочки и заставляя их звучать».
А в г. Куршумлия, на юге Сербии, также есть одно «дьявольское место». Расположенные там природные каменные изваяния ночью пугали людей еще и некими звуками, которые суеверные люди воспринимали не иначе, как козни дьявола.
Кроме скал могут «кричать» и камни. Один такой «кричащий камень» или «звуковой камень» находится в Ирландии. Он носит название – камень Фал (Лиа Фаил), известный тем, что он вскрикивал под Верховными королями Ирландии («вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией»).
На юге Англии, в графстве Оксфордшир, расположена группа камней Шепчущиеся рыцари (Whispering Knights). Женщины прикладывали уши к пустотам камня, чтобы услышать ответы на свои вопросы, которые нашептывал им мегалит.
Во Франции, чуть выше городка Жюрвьель (Jurvielle) у истока ручья лежит еще один «говорящий камень». Утверждали, что в нем жила «инкантада» – «заколдованная душа». Она входила в камень и выходила наружу через дверь, вырезанную в граните.
Если человек прикладывал ухо к маленькому углублению в камне, он мог услышать, как эта душа шепчет ему что-то. Считалось, что «инкантады» (incantadas) – это ангелы, которые, когда происходила решающая битва добра со злом, заняли нейтральную позицию. За это Бог изгнал их на землю с одним условиям – они должны были мыться до тех пор, пока не станут достаточно чистыми, чтобы получить разрешение вернуться на небо.
Место, где стоял «говорящий камень», как раз очень хорошо подходило для этого: одежды, выстиранные рядом с ним, становились белее белого.
В России «говорящий» камень находится в Кингисеппском р-не Ленинградской обл. неподалеку от д. Нижние Логи. Среди местного населения известно несколько его названий: Звенячий, Гремящий, Поющий, Говорящий. Валун расположен очень своеобразно – буквально зажат в висячем положении соседними камнями.
Пол Деверо описывает странное явление у стоячего камня Слепой Скрипач (Blind Fiddler) около г. Пензанс (Англия, графство Корнуолл): «В точный момент заката [во время солнцестояния в разгар лета, мы услышали] приглушенный внезапный раскат грома, слышимый, но исходящий из-под земли». Автор задается вопросом: могло это быть примером естественного явления, которое интерпретировали как сверхъестественное в более ранние века?
Позже геологи помогли нам установить, что материал обнаруженного нами камня – гранит пегматитовый (рапакиви) с обилием кристаллов кварца и полевого шпата. Скорее всего, он был принесен в нашу страну ледником из Ленинградской обл. или Финляндии. Поверхность камня выветрелая но просматриваются очертания овоидов полевого шпата т. е. он как раз подпадает под описание «природных литофонов».
Кстати, по воспоминаниям нашего информанта, звук он услышал вечером, как и Деверо. Правда, нужно признать, что эта гипотеза слишком красивая, чтобы быть правдой. С точки зрения белорусского геолога В. Ф. Винокурова, для соблюдения «условий задачи» внутри камня или на его поверхности должны быть полости, что этой породе нехарактерно.
Поверхность камня
На обратном пути мы опросили жителей близлежащей жилой д. Васевичи на предмет того, не слышали ли они об издающем звуки камне. К сожалению, никого, кто мог бы что-либо рассказать о подобном объекте, найти не удалось. Зато В. Б. Синица рассказала нам о другом камне, располагавшемся ранее в районе Васевич, с не менее нетипичной историей-быличкой о подхваченном в воздух мальчике, лежащем на этом камне.
— Во вецер, вiхры такiе круцiць. А маленькiй был, сена грабiлi. Разаслалi сена яму там. I яго палажылi. А вецер як падскочыў, ды схапiў ета сена i яго. [I камень?] Камень не, яго скiнуў з камяня. Мальчыка. У яго была назва ў гэтага камяню. Цi ciвы, цi якi там. Можа сiвы. […] [Его нету уже сейчас?] А кто его знает, мы там не ходзiм ужо. Ну мелiрацыя як была, так яго ваабшчэ сапхнулi с таго места.
Синица Вероника Болеславовна, 1936 г.р., д. Васевичи Поставского р-на, опросил И. Бутов в 2016 году.
В итоге, мы так и не смогли подтвердить слова информанта о говорящем камне из каких-либо независимых источников. А для такой нехарактерной для Беларуси истории это было бы очень кстати.
Однако еще остаются небольшие шансы, что удастся найти тот самый дневник Г. В. Мельца. И тогда, вероятно, к уже известным в нашей стране ревущим криницам, озерам и курганам добавится еще и Ревущий камень.