На территории Европы встречается достаточно много так называемых следовиков – камней с отпечатками рук или ног. Эти следы на камне молва приписывает святым или божествам. Они различны и по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и даже по характеру самих изображений.
Интересно, что представляют собой эти необычные камни на самом деле? Об этом рассказал известный карельский этнограф, вице-президент общества «Расея» Алексей Попов.
Камни российского Севера
– Алексей, почему для своих исследований вы выбрали именно Карелию?
– Дело в том, что Карелию, которая расположена на северо-западе России, можно назвать полноценным мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся важной частью культурного ландшафта в целом. Он нес отпечатки живой традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины тысячелетий.
– Официальная наука подтверждает необычные свойства этих валунов?
– Современное отношение официальной науки к священным камням звучит как приговор: «При современном состоянии источников научной базы значительная часть так называемых «священных” валунов должна быть изъята из научного оборота в силу непроверяемости сведений о них и неосуществимости комплексного изучения объектов».
Много священных камней уже погибло: их разбили, зарыли, утопили. Гибнут они и сегодня. Энтузиасты спасают их, как живых существ, создавая сады и музеи камней. Но вырванный со своего места священный камень теряет свою «святость», свое окружение, свои легенды…
Учение древних народов
– Откуда пошел культ камней?
– Во II веке нашей эры древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал: «Существует исконное древнее учение, которым занимались древнейшие народы, государства и мудрые люди – египтяне, ассирийцы, гиперборейцы, кельтские друиды и геты…» Очень немногое из этого «исконного учения» сохранилось до наших дней. Одна из самых больших загадок такого рода реликтов –
мегалитические сооружения, выполнявшие некогда религиозные, астрономические и магические функции и служившие, как показывают современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными скрытыми силами природы.– О каких мегалитах идет речь?
– Наибольшее распространение имеют, несомненно, почитаемые камни с изображениями, получившие в России название «следовики». Изображения варьируются в широком диапазоне: от явно рукотворных, с четкой проработкой контуров, до маловыразительных, практически наверняка являющихся игрой природы. Но их общей чертой всегда остается то, что в народном восприятии данные изображения являются именно следами – «божьими», «бесовыми», «чертовыми», следами Богородицы, различных святых и т.д. – даже в тех случаях, когда само изображение лишь отдаленно напоминает по форме след.
Индоевропейский след
– С кем же чаще всего у людей ассоциируется камень-следовик: с бесами или святыми?
– Камни-следовики очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от обычных до огромных), и их природа (известны, помимо человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и предположительно определяемый возраст следов. Тогда как существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке приводит исследователей известная связь камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы.
Сегодня никто не может точно сказать, какое назначение имели подобные камни, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было. Хотя целый ряд серьезных исследователей связывает их появление с древнейшими арийскими верованиями, в частности, с легендой о трех шагах Вишну, символизирующих движение Солнца от восхода до заката через точку в зените. Камни-следовики – немые свидетели древнейшего продвижения с севера на юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов.
Свидетели древних знаний
– В чем суть этих культов?
– На протяжении веков многим из этих памятников сопутствовали предания, повествующие о происхождении камней или знаков на них, а также обрядовая практика – молебны; культовым камням приписывались чудодейственные целебные свойства. Большинство таких камней-следовиков лежат около троп или дорог. В стародавние времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди не только понимали язык зверей и растений, но и при помощи магии могли изменять структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова легенда, до сих пор бытующая в Карелии. Местное население бережно хранит легендарные страницы прошлых эпох. К науке, конечно, это не имеет отношения, но, как говорят старики, имеет отношение к жизни. Существует много свидетельств и целебных свойств следовиков. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в углублениях, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Сельское население Карелии свято верит в волшебную силу загадочных камней.
Тени прошлого на скалах Белого моря
– Какие следовики в Карелии наиболее известны?
– У нас только официально «зарегистрированных» камней-следовиков достаточно много, но самыми известными могут, пожалуй, считаться знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трех сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Это так называемые «Бесовы следки». По большей части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы). На фоне этого разнообразия особенно интересна цепочка следов, ведущая к изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся символом некоего божества.
На рисунке изображен человек, стоящий на одной ноге, с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом. Эта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и российских исследователей не получила серьезного осмысления. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга» или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» человека (шамана, мага), стоящего в этой позе, прямо связана с архаическими культами богов смерти и магии (сравните одноглазого Одина в скандинавской традиции, одноногую Бабу-ягу – в славянской, одноногих стражей иного мира в валлийском эпосе и т.д.).
В древности считалось, что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым – иной мир (мир духов).
Таким образом, данное изображение, на мой взгляд, является именно изображением шамана (мага) в сакральной позе и прямо связано с традиционным северорусским шаманизмом.
Образ является ключом к сакральным тайнам Белого моря, к далекому гиперборейскому прошлому современного российского Северо-Запада. Поэтому и выбитая на скалах цепочка следов, с заложенным в них глубоким магическим смыслом, выполняет свою вполне конкретную роль, не понятую учеными, но прекрасно осознаваемую коренными жителями этих мест: дольмены, сейды, каменные лабиринты, камни-следовики – все это «входы» в невидимый мир таинственных сил, которым поклонялись древние…
Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ