Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» публикует исследования свойств дольменов, которые показали, что мегалиты являются идеальными звуковыми резонаторами. Согласно одной из версий, их могли применять как в военном деле, так и в строительстве.
Современная цивилизация кажется настолько развитой, что изобретения прошлого выглядят весьма примитивными. Однако многие технологии, превосходящие по своим свойствам современные, были утрачены и до сих пор не открыты вновь.
Это касается, например, римского цемента, способного расширяться и сжиматься под воздействием температуры. Здания, построенные с его использованием, простояли тысячелетия, но какие компоненты использовали римляне, так никто и не выяснил. То же самое можно сказать и про греческий огонь (что-то вроде современного напалма), горевший даже в воде. Точный состав этого огня до сих пор неизвестен.
Но наиболее загадочной и исчезнувшей технологией можно считать технологию использования свойств звука. На сегодняшний день люди используют потенциал звука максимум на 10 процентов, хотя спектр его применения довольно широк — медицина (УЗИ), сельское хозяйство (селекция растений), мореходство (эхолокация) и, конечно, музыка. Что касается строительства, то только недавно ультразвук, то есть частоты выше 20 тысяч герц, стали применять, например, в резке металла, что гораздо быстрее и проще, чем при использовании фрезерного станка. Наши же далекие предки, как оказалось, еще четыре тысячи лет назад могли получать ультразвук в специальных каменных резонаторах…
Дольмены-резонаторы
Мегалитические каменные «коробки», оставленные по всей планете некой древней цивилизацией, официально считаются погребальными сооружениями. Хотя лишь в некоторых из них находили человеческие останки. То же самое касается и таврских ящиков, крымских дольменов — они, как правило, тоже обнаруживались археологами пустыми. По одной версии, были разграблены, по другой — костей в них никогда и не было, а редкие групповые захоронения можно объяснить более поздним использованием народами, населявшими впоследствии Крымский полуостров. Для чего же тогда древние народы, тавры либо кто-то еще, строили дольмены?
Оригинальную гипотезу о предназначении дольменов высказали ученые из Киева Роман Фурдуй и Юрий Швайдак. Они доказали, что мегалиты издают импульсы ультразвука, причем наиболее сильные — перед восходом солнца. Во время равноденствий излучение наиболее интенсивно и продолжительно, а во время солнцестояний — минимально.
В свою очередь специалисты Российской академии наук Прохоров и Шестаков в 90-х годах провели исследования свойств дольменов на Кавказе и пришли к выводу, что каменные ящики являются звуковыми резонаторами, по типу так называемых резонаторов Гельмгольца, которые в тысячи раз усиливают колебания, приходящие извне, и посылают их устойчивой волной в строго определенном направлении. Но куда именно и зачем?
Сила ультразвука
Еще в 1680 году английский ученый Роберт Гук, проводя исследования в Оксфордском университете, случайно заметил, что при воздействии звука на предметы его формы меняются. Вплотную изучением воздействия звуковых колебаний на предметы спустя полтора века занялся немецкий исследователь Эрнст Хладни. В процессе опытов он сумел звуком «нарисовать» картины, воздействуя им на песок, рассыпанный на металлической пластине. Получившиеся рисунки, представлявшие собой геометрически правильные формы, были названы фигурами Хладни.
Александр Рыбась, кандидат физико-математических наук:
«Предположим, у нас есть пластина из любого материала, на который мы насыплем песок, затем подключим эту систему к генератору колебаний, к примеру одного килогерца. Что произойдет на этой пластине? Пластина станет резонатором, и на ней возникнут линии, которые соответствуют точкам максимума или минимума, которые представят эту картину. Соответственно, если у нас будут колебания не одной длины волны, а нескольких длин волн, то таких пиков будет некоторое количество. Причем они будут пропорциональны тем длинам волн, которыми мы это все озвучиваем. Ну и на выходе получаются такие картины».
Однако до сих пор опыты Хладни никто не продолжил, а киматика — наука, изучающая свойства звука, многими учеными не воспринимается всерьез.
Но, что любопытно, некоторые из фигур Хладни идентичны древнеарийским рунам, а их изображения на крымских дольменах, когда они еще были целыми, встречали путешественники XVIII–XIX веков.
Сергей Архипов, крымский исследователь:
«Вполне возможно, что крымские дольмены использовали для строительства пещерных городов, ведь до сих пор в обществе продолжается спор о том, какие технологии использовали для создания многочисленных пещерных камер по всему полуострову, а объем выработки поражает — это несколько десятков кубометров как мягких, так и достаточно твердых горных пород».
А ведь что стоит изменить форму камня с помощью ультразвука, если даже строители приспособились обрабатывать им металл!
Александр Рыбась:
«Главное разрушение от звука — это его мощность, то есть чем сильнее звук, тем выше вероятность того, что он приведет к разрушениям. Но основная проблема — это поймать резонансные частоты, то есть те частоты, на которых система даст мощный отклик и на которых все разрушится».
В 1905 году в Санкт-Петербурге обрушился Египетский мост. Официальное заключение гласит, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных. А 2 марта 1907 года обвалился потолок здания Государственной думы — всего лишь от работы электровентилятора на чердаке…
Справка
Дольмены — это мегалитические сооружения, сложенные из четырех плит и накрытые крышкой. Они встречаются по всему миру. Некоторые из них считаются культовыми, другие — погребальными. Характерной особенностью большинства дольменов является круглое отверстие по центру одной из плит. В Крыму такие сооружения принято называть «таврскими ящиками», поскольку их авторство приписывают исчезнувшему народу полуострова — таврам, появившимся, как принято считать, на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры.
Денис СИМОНЕНКОЕженедельник «Крымский