Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадочные Сооружения

Добавлено: 04-дек-2018, 15:06

Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения»


Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения»

В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина.


Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни.



Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.


В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен обутой человеческой ногой.




Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие.


И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла.


А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии.


«Следы Будды» в токийском храме Кийомизу





В то же время о камнях-следовиках (так их принято называть в научном мире) сложены и более поздние, уже буддистских и христианских времен, легенды. Суть таких легенд сводится к следующему: следы на камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами или святыми, например, Ильей Пророком, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни плавились под их ногами. Одновременно существуют следовики, отпечатки стоп на которых, согласно местным преданиям, оставил дьявол или черт.


Противоречий здесь нет — новая религия где-то подхватила языческие культы и «освятила» камни, а где-то сумела побороть языческое наследие, заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и дьявольскую, святую и проклятую распространялось и на воду, которая скапливалась во время дождя в следообразных углублениях на камне. Первая по преданиям считалась живой, лечебной, ею промывали глаза, окропляли тела больных, брызгали на детей. Вторая называлась мертвой, и пользоваться ею — значило наносить себе вред.


Таковы легенды. А что говорят ученые? Кто на самом деле оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные?


Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неведомые каменотесы?


Очевидно, чтобы понять назначение камней-следовиков, надо рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодняшний день. Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются гораздо реже, чем камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап зверей и птиц, выбитые на валунах изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, наконец, углубления в виде трапециевидных, треугольных или неправильной формы воронок или чашек (камни-чашечники). Интересно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания о лечебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет предположить, что оба вида камней были частью одного и того же культа. Одновременно все камни со знаками надо считать не отдельными памятниками магических обрядов языческих времен, а элементами единого культа — особенно если учесть, что многие из них найдены в составе древних святилищ.


Отпечаток человеческой руки на юго-западе штата Миннесота. По оценкам археологов, этим следам примерно 5 тысяч лет. Фото (Creative Commons license): Ben Schaffhausen





Число культовых камней, известных на территории России, исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых валунов), и открытия продолжаются. Священные камни хорошо известны в Прибалтике, Польше и Германии.


Можно очертить географию распространения культовых камней иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник. Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными символами религии.


Окончательная реконструкция культа священных камней — дело будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Впрочем, оттиск тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь.


Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились жертвы, совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее скотоводов.


Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов «Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После этого валун бросали в воду.


Местные жители объясняли этот обычай поверьем о том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах, и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней.


Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам.


Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию.


Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги, тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то был брошен Перун.


В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся. В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен обутой человеческой ногой. Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие. И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии. «Следы Будды» в токийском храме Кийомизу В то же время о камнях-следовиках (так их принято называть в научном мире) сложены и более поздние, уже буддистских и христианских времен, легенды. Суть таких легенд сводится к следующему: следы на камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами или святыми, например, Ильей Пророком, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни плавились под их ногами. Одновременно существуют следовики, отпечатки стоп на которых, согласно местным преданиям, оставил дьявол или черт. Противоречий здесь нет — новая религия где-то подхватила языческие культы и «освятила» камни, а где-то сумела побороть языческое наследие, заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и дьявольскую, святую и проклятую распространялось и на воду, которая скапливалась во время дождя в следообразных углублениях на камне. Первая по преданиям считалась живой, лечебной, ею промывали глаза, окропляли тела больных, брызгали на детей. Вторая называлась мертвой, и пользоваться ею — значило наносить себе вред. Таковы легенды. А что говорят ученые? Кто на самом деле оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные? Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неведомые каменотесы? Очевидно, чтобы понять назначение камней-следовиков, надо рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодняшний день. Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются гораздо реже, чем камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап зверей и птиц, выбитые на валунах изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, наконец, углубления в виде трапециевидных, треугольных или неправильной формы воронок или чашек (камни-чашечники). Интересно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания о лечебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет предположить, что оба вида камней были частью одного и того же культа. Одновременно все камни со знаками надо считать не отдельными памятниками магических обрядов языческих времен, а элементами единого культа — особенно если учесть, что многие из них найдены в составе древних святилищ. Отпечаток человеческой руки на юго-западе штата Миннесота. По оценкам археологов, этим следам примерно 5 тысяч лет. Фото (Creative Commons license): Ben Schaffhausen Число культовых камней, известных на территории России, исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых валунов), и открытия продолжаются. Священные камни хорошо известны в Прибалтике, Польше и Германии. Можно очертить географию распространения культовых камней иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник. Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными символами религии. Окончательная реконструкция культа священных камней — дело будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Впрочем, оттиск тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь. Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились жертвы, совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее скотоводов. Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов «Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После этого валун бросали в воду. Местные жители объясняли этот обычай поверьем о том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах, и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней. Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам. Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги,



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости