Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадочные Сооружения

Добавлено: 04-дек-2018, 15:06

Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения»


Следы Богов на камнях - «Загадочные Сооружения»

В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина.


Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни.



Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.


В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен обутой человеческой ногой.




Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие.


И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла.


А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии.


«Следы Будды» в токийском храме Кийомизу





В то же время о камнях-следовиках (так их принято называть в научном мире) сложены и более поздние, уже буддистских и христианских времен, легенды. Суть таких легенд сводится к следующему: следы на камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами или святыми, например, Ильей Пророком, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни плавились под их ногами. Одновременно существуют следовики, отпечатки стоп на которых, согласно местным преданиям, оставил дьявол или черт.


Противоречий здесь нет — новая религия где-то подхватила языческие культы и «освятила» камни, а где-то сумела побороть языческое наследие, заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и дьявольскую, святую и проклятую распространялось и на воду, которая скапливалась во время дождя в следообразных углублениях на камне. Первая по преданиям считалась живой, лечебной, ею промывали глаза, окропляли тела больных, брызгали на детей. Вторая называлась мертвой, и пользоваться ею — значило наносить себе вред.


Таковы легенды. А что говорят ученые? Кто на самом деле оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные?


Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неведомые каменотесы?


Очевидно, чтобы понять назначение камней-следовиков, надо рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодняшний день. Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются гораздо реже, чем камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап зверей и птиц, выбитые на валунах изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, наконец, углубления в виде трапециевидных, треугольных или неправильной формы воронок или чашек (камни-чашечники). Интересно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания о лечебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет предположить, что оба вида камней были частью одного и того же культа. Одновременно все камни со знаками надо считать не отдельными памятниками магических обрядов языческих времен, а элементами единого культа — особенно если учесть, что многие из них найдены в составе древних святилищ.


Отпечаток человеческой руки на юго-западе штата Миннесота. По оценкам археологов, этим следам примерно 5 тысяч лет. Фото (Creative Commons license): Ben Schaffhausen





Число культовых камней, известных на территории России, исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых валунов), и открытия продолжаются. Священные камни хорошо известны в Прибалтике, Польше и Германии.


Можно очертить географию распространения культовых камней иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник. Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными символами религии.


Окончательная реконструкция культа священных камней — дело будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Впрочем, оттиск тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь.


Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились жертвы, совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее скотоводов.


Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов «Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После этого валун бросали в воду.


Местные жители объясняли этот обычай поверьем о том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах, и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней.


Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам.


Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию.


Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги, тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то был брошен Перун.


В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей, а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся. В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, обнаружен вот такой камень-следовик. Этот след как будто оставлен обутой человеческой ногой. Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие. И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии. «Следы Будды» в токийском храме Кийомизу В то же время о камнях-следовиках (так их принято называть в научном мире) сложены и более поздние, уже буддистских и христианских времен, легенды. Суть таких легенд сводится к следующему: следы на камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами или святыми, например, Ильей Пророком, которые либо спускались с небес, либо возносились, и камни плавились под их ногами. Одновременно существуют следовики, отпечатки стоп на которых, согласно местным преданиям, оставил дьявол или черт. Противоречий здесь нет — новая религия где-то подхватила языческие культы и «освятила» камни, а где-то сумела побороть языческое наследие, заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и дьявольскую, святую и проклятую распространялось и на воду, которая скапливалась во время дождя в следообразных углублениях на камне. Первая по преданиям считалась живой, лечебной, ею промывали глаза, окропляли тела больных, брызгали на детей. Вторая называлась мертвой, и пользоваться ею — значило наносить себе вред. Таковы легенды. А что говорят ученые? Кто на самом деле оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные? Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неведомые каменотесы? Очевидно, чтобы понять назначение камней-следовиков, надо рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодняшний день. Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются гораздо реже, чем камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап зверей и птиц, выбитые на валунах изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, наконец, углубления в виде трапециевидных, треугольных или неправильной формы воронок или чашек (камни-чашечники). Интересно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания о лечебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет предположить, что оба вида камней были частью одного и того же культа. Одновременно все камни со знаками надо считать не отдельными памятниками магических обрядов языческих времен, а элементами единого культа — особенно если учесть, что многие из них найдены в составе древних святилищ. Отпечаток человеческой руки на юго-западе штата Миннесота. По оценкам археологов, этим следам примерно 5 тысяч лет. Фото (Creative Commons license): Ben Schaffhausen Число культовых камней, известных на территории России, исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых валунов), и открытия продолжаются. Священные камни хорошо известны в Прибалтике, Польше и Германии. Можно очертить географию распространения культовых камней иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник. Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными символами религии. Окончательная реконструкция культа священных камней — дело будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Впрочем, оттиск тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь. Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились жертвы, совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее скотоводов. Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов «Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После этого валун бросали в воду. Местные жители объясняли этот обычай поверьем о том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах, и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней. Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами, зачастую хорошо известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пункта. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно называют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) или Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камней к языческим капищам. Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги,



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика