От последнего корпуса санатория «Кисегач” (Южный Урал) его отделяют метров 400 лесной тропы. Дорогу к странному камню мне показала Любовь Алексеевна из Челябинска. Расколотый камень в окрестностях здравницы под названием «Разбитое сердце” вызывает у нее недоумение, сопряженное с волнением, что сердечникам категорически противопоказано.
Но, как ни странно, именно у этого «сердца”, как призналась моя проводница, она чувствует себя куда комфортнее, чем на приеме у кардиолога. Наступает необъяснимое умиротворение, сердечный ритм нормализуется, а давление, отдававшее с утра головной болью, куда-то улетучивается. Приближенные к валуну кусты и деревца увешаны сотнями тряпочек, целлофановых пакетиков и всем, что можно привязать к веткам. Это знаки то ли благодарности силе камня, то ли языческие отметины о своем знакомстве с чудом природы.
Валун, длиной метра три и высотой под два, идеально разошелся до самой подошвы. И не сланец какой-то, чтобы расколоться по трещине, а гранитная порода. Лишь в самом низу (это заметно на снимке) случился откол, как бывает, когда одна тяжеленная масса отходит от своей половинки. Есть еще один срез, но куда меньшей части камня. Только его условный распил грубее первого.
За поиском ответа отправился в музей санатория. Но и здесь в череде славных свершений ни слова о каменном соседе. Лишь заведующая клубом Надежда Петровна Кольцова рассказала легенду. Чисто санаторную. Двое отдыхающих открылись друг другу в чувствах. Но там, за воротами здравницы, их ждали семьи, к которым они обязаны были вернуться. В последний день взобрались на валун и так синхронно рыдали, что камень под ними разошелся.
Легенда мне показалась пресноватой, и я предложил замену. В ней был злой хан, его луноликая дочь Айгуль, красавец пастух. Они полюбили друг друга и сбежали. Хан – за ними. Вот-вот схватит. Обнялись молодые так крепко, что сердца их слились и окаменели. Пробила совесть хана, забрался он на горячий еще камень и заплакал. Результат тот же.
На Владимира Попова, геофизика с 35-летним стажем, отличника разведки недр РФ, ни одна из легенд не произвела впечатления. Он внимательно вгляделся в снимок и озадачился.
— Впервые такое вижу. Впечатление, будто прошлись алмазной тросиковой пилой или алмазным большим диском – камнерезной машиной Столярова. Если бы работали солнце и вода, то рез был бы извилистым. И порода не сланцевая, а гранит или гранодиорит. Подобная идеальная поверхность с учетом природных явлений может образоваться только после идеального удара молнии. Во всяком случае, я ни о чем подобном не слышал. Ничего не могу сказать и о целебных свойствах камня: не специалист.
Вот такая загадка есть в окрестностях санатория «Кисегач”. Может, кто-то ее уже разгадал. Будем рады услышать.