Среди богатых на чудеса мест России Карелия, бесспорно, занимает почетное первое место. А лидером по загадочности считается Воттоваара, именуемая в народе «Гора смерти». Особенно любителей эзотерики и просто туристов привлекает знаменитая каменная лестница, расположенная на вершине горы и ведущая в никуда.
За несколько десятилетий исследований Воттоваары ни один ученый так и не смог предложить логичной версии создания каменных ступеней, пока в начале 2014 года известный этнограф Алексей ПОПОВ не выдвинул удивительную, подкрепленную древними монастырскими записями, версию создания этой лестницы в никуда.
— Алексей, что это за место — Воттоваара?
— Гора Воттоваара — самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад в том месте, где сегодня находится Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный небольшими озерами и выступами скал.
— Когда гора стала лидером среди аномальных мест Карелии?
— Фактически несколько тысячелетий назад. Именно в то время на Воттовааре был создан некий сакральный центр древней цивилизации. В наше время, благодаря публикациям в СМИ, гора превратилась в место активного паломничества последователей самых различных мистических направлений, утверждающих, что Воттоваара — это место средоточия злых сил и мостик в иной мир. На ее вершине, на площади примерно в 6 кв. м, находятся огромные камни прямоугольной формы, кромлехи и около 1 600 камней-сейдов. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые из них поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше. Это притом, что вес таких камней доходит до трех тонн!
— Что такое «сеид»?
— Это культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер выделения которого из окружающей среды полностью очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. По мнению ряда исследователей, корень слова «сейд» — очень древний, возможно, он восходит к тому палеолитическому северному праязыку, который отчасти реконструировали отечественные лингвисты.
В легендах кельтов «сейды» — это некие эльфы, ушедшие в иной, волшебный мир через невидимые для людей врата в холмах и горах. Слово «сейд» также означало «тайное знание». Именно в этом значении оно употребляется в древнейшем скандинавском эпосе Старшая Эдда, в сюжете обретения рун богом Одином.
Одним словом, сейд — это место поклонения языческим богам и камням, которых саамы наделяли сверхъестественными магическими свойствами и силой, место проведения древнейших шаманских ритуалов, о смысле которых мы сейчас можем только догадываться. Как сказал однажды английский археолог Пол Девере: «Камни начинают приоткрывать некоторые из своих секретов, но пока мы всего лишь несмышленые малыши в мегалитическом детском саду. Нам еще многому предстоит научиться».
— Исследования горы позволили ученым установить время жизни и гибели древней цивилизации, создавшей этот сакральный комплекс?
— Увы. Ничего, что говорило бы о времени создания этого сакрального комплекса, учеными обнаружено не было. Правда, геологи все же пробурили дно озера в центре амфитеатра и взяли образцы фунта. Анализ показал наличие мощного пласта фосфора, образовавшегося в течение ограниченного периода времени. Одна из версий «фосфорной аномалии» — многочисленные акты жертвоприношений людей и животных возле сейдов, в результате которых появились залежи костей. Обычно подобные объекты относятся к саамской традиции.
Однако, как предполагает карельский археолог Марк Шахнович, комплекс на Воттоваара, по всей видимости, гораздо древнее и входит в комплекс мегалитических сооружений, возведенных в бронзовом веке по всему европейскому побережью Атлантики, от Испании до Норвегии. Существует версия, что возраст комплекса более 2 000 лет, а идея его сооружения принадлежит потомкам жителей древней северной страны Гипербореи. По саамским же поверьям, это место является средоточием злых сил: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы.
— Но самое удивительное в Воттовааре — это лестница в небо…
— Да, это одна из самых больших загадок комплекса — неизвестно кем и когда вырубленные в скале тринадцать ступеней вверх, заканчивающихся у глубокого обрыва. Археологи со всей ответственностью заявляют: у здешних племен в древности просто не существовало «идеи лестницы», как у других племен не существовало «идеи колеса».
Различный возраст камней указывает на то, что комплекс, возможно, формировался довольно продолжительное время. Скорее всего, тут мы имеем дело с грандиозным, не имеющим аналогов в мире культовым комплексом, где в течение столетий совершались жертвенные обряды.
— Вам удалось разгадать загадку «лестницы в небо»?
— Отчасти. Мне посчастливилось получить интересную информацию от одного человека, который имеет доступ к библиотекам карельских монастырей. Работая с древними манускриптами, он обнаружил описание лестницы на Воттовааре, а также объекта, некогда находившегося на ее вершине. Однако прежде он рассказал мне историю одного священнослужителя, позднее причисленного к лику святых. Только благодаря этому монаху до наших дней дошли сведения об истинном предназначении легендарной каменной лестницы.
Речь идет о Симоне Воломском, основателе Крестовоздвижен-ского монастыря. В молодости будущий святой, появившийся на свет неподалеку от Волоколамска в 1585 году, много путешествовал. Известно, что в поисках места для своей обители он побывал в Новгороде, Ладоге, Кореле, Москве, Вологде и Устюге. В том числе несколько лет он провел в качестве ученика в Соловецком монастыре, а в 1613 году основал собственную обитель в Воломских лесах.
Житие этого святого хорошо известно и не подвергается сомнению. Однако нигде не говорится о путешествии Симона незадолго до принятия пострига в сопровождении отряда новгородских дружинников на Воттоваару. Случилось это в начале XVII века. Как утверждал мой собеседник, много лет проработавший в церковных библиотеках, когда отряд прибыл на гору, то, помимо большого количества сейдов, дружинники обнаружили на горе и ту самую лестницу. А на небольшой площадке, куда вели тринадцать каменных ступеней, Симон вместе с новгородскими дружинниками увидел огромный каменный трон, выдолбленный из цельного куска огромного камня!
Местные саамы уверяли, что трон, как и сейды, был установлен в этих местах представителями некой древней цивилизации. Единственное, что могло косвенно говорить о принадлежности трона, так это надпись, выполненная на его обратной стороне славянской руницей: «Нашим великим потомкам от великих предков». На спинке трона был выполнен рисунок, напоминающий созвездие Большая Медведица. Посчитав трон языческим святилищем, Симон с дружинниками повалили его на бок и скинули с вершины горы. А на обратном пути большинство участников экспедиции погибли от неизвестной болезни.
— Что произошло с троном дальше?
— Опрокинутый трон, упав с горы, не разбился, а так и остался лежать у ее основания. Но в середине XX в. археологи его не обнаружили. В то же время хорошо известно, что во время Великой Отечественной войны за эти места шли ожесточенные бои. Всего в нескольких десятках метров от Воттоваары находится Сопка смерти, названная так из-за того, что вся она была перепахана взрывами.
А вот на саму Воттоваару не упало ни одного снаряда. Мало того, гора неоднократно переходила из рук в руки, и каждый раз немцы не стреляли, а пытались взять ее врукопашную! Интересно отметить и то, что брали Воттоваару элитные дивизии СС. Как они тут оказались? Загадка. Ведь в этой части Карелии не было ни стратегических объектов, ни полезных ископаемых, лишь памятники языческой старины! Очевидно, именно они и были нужны немцам, жадным до сакральных, обладающих необычными свойствами, святынь. Полгода воевали немцы за Воттоваару, а взяв, наверняка вывезли множество саамских святынь, включая древний трон.
— Каково было предназначение трона? Может быть, где-то еще в Карелии есть аналогичные сооружения?
— В Белом море, на острове Русский Кузов, где тоже находят множество артефактов, сохранился аналогичный каменный трон весом более пятнадцати тонн. Его предназначение мне не известно. Могу лишь предположить, что оба трона находились в неких священных местах, а садящийся на них человек получал сакральные знания. Я уверен, что трон, некогда стоявшей на площадке, куда вели каменные ступени Воттоваары, предназначался для получения знаний из потустороннего мира. Не зря же с древних времен Воттоваару зовут Горой смерти.
Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ