О.В.Эстерле
(г. Алма-Ата) ЦЕЛОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ — КЛЮЧ К ПОЗНАНИЮ «АНОМАЛЬНЫХ» ЯВЛЕНИЙ Показано, что суть аномальных явлений может быть познана при построении целостной научной картины мира. Известно, что мир существует, потому что развивается. Поэтому фундаментальными законами природы являются универсальные законы развития, среди которых наиболее общий — принцип абсолютной относительности: физических параметров, равных нулю или бесконечности, не существует. Отсюда вытекает, что лестница мироздания свернута в кольцо, материя и разум — это единое неразделимое целое (разум развился из гомеостаза животных, который развился по принципу Ле Шателье-Брауна, который в свою очередь развился из способности сопротивляться внешнему воздействию) .
В кольце мироздания важное место занимает ступень более фундаментальная, чем студень элементарных частиц. Это эфир или по-современному, физический вакуум (пустое искривленное пространство А.Эйнштейна оказалось фикцией), дебройлевский дуализм применительно к эфиру приводит к представлению о частицах эфира как о протяженных на многие километры струн (волокон, силовых линий), то есть к частицам эфира понятия размеров и границ частица — среда неприменимы. А значат, эфир объединяет в себе представления о праматерии, гравитационном поле, среде, в которой происходит энергоинформационный обмен, о биополе (ауре), «тонкой» материи «хрональном» поле А.И. Вейника и т.п.
«Волокнистая» структура эфира может быть неупорядоченной (изотропной)и. упорядоченной(анизотропной). Эфир может взаимодействовать с периодическими структурами: кристаллами пирамидами, решетками, сотами, геологическими разломами, живым веществом (элементарные частицы — это вихрь, «клубка» эфира). Параметры взаимодействия эфира с веществом мозга и тела человека можно менять волевыми усилиями. Скорость вдоль «волокон» упорядоченного эфира может во много раз превышать скорость света.
Эта модель позволяет объяснить механизмы различных «аномальных» явлений: телекинеза, левитации, примагничивания предметов и телу, ясновидения, телепатии, «патогенных» зон, НЛО, биолокации, лечебной экстрасенсорики, астрологии, «астрального» тела, переселения «душ», действия заклинаний, мантр и молитв и т.д. I. «Аномальные» явления — миф или реальность? Сегодня известно большое число так называемых «аномальных» явлений. Это телекинез или психокинез (перемещение волевым усилием предметов, остановка или запуск часов, отклонение луча лазера, получение нужного результата выбрасыванием игральных костей, изменение показаний чувствительных измерительных приборов и т.д.), телепатия (непосредственная мысленная связь на любом расстоянии), ясновидение (получение информация из прошлого, будущего или удаленного места), биолокация или психолокация (обнаружение подземных объектов, например, полезных ископаемых, предметов, представляющих археологический интерес, и т.д.), медицинская экстрасенсорика (диагностика и лечение болезней, в том числе удаление больных органов филиппинскими хилерами); полтергейст (самопроизвольное перемещение или исчезновение предметов, их возгорание, появление воды и пр.), левитация (волевое изменение собственного веса), НЛО (наблюдение светящихся и «безынерционно» перемещающихся объектов, разумных существ, контакты с ними), колдовство и т.д.
Для объяснения каждого из этих явлений выдвинуто большое число гипотез. Это и атмосферные явления после запуска ракет, и массовый гипноз, и проявления шизофрении, и стремление прославиться любой ценой, и т.д.
На одном краю в спектре отношений к «аномальным» явлениям находятся ортодоксальные материалисты (обычно маститые ученые), которые убеждены, что «этого не может быть потому, что не может быть никогда». Их позицию наглядно выразил профессор А.И.Китайгородский: «Для меня экстрасенсорное восприятие — бессмыслица… Но можно ли априори отрицать что бы то ни было? Очевидно, можно. Правда, лишь в том случае, если признаешь абсолютную справедливость каких-либо принципов. У меня такие принципы есть» /I/.
На другом краю стоят энтузиасты-любители, не очень обремененные знаниями современной науки. Они легко перечеркивают научные достижения предыдущих поколений, выдвигают оригинальные гипотезы-экспромты, которые, с их точки зрения, эпохальны и открывают новую эру в истории познания.
Первые, находясь у кормила науки, серьезно тормозят исследовательский процесс, вторые, с большим напором прорываясь к массовому читателю и зрителю, дискредитируют идею и, в конечном итоге помогают первым создать впечатление, что вся эта мистика не имеет отношения к науке в серьезные люди этим не занимаются.
В средней части спектра отношений к «аномальным» явлениям находятся исследователи которые ни в чем не убеждены абсолютно (такую убежденность могут позволить себе только догматики и фанатики), которые признают, что современная научная картина мира не абсолютно точно отражает реальность и не целостна, фрагментарна, что в вей есть белые пятна и искаженные «участки. Они считают, что попытки найти в этой картине мира место для аномальных явлений, так чтобы они органически «вписались» в окружающий «пейзаж», вполне уместны и представляют собой достойную научную проблему. Автор относит себя к таким исследователям.
Представим себе картинную галерею. Вы пришли в нее, чтобы изучить такой-то шедевр. Но администрация галереи ставит перед вами совершенно не логичные условия (на то она и администрация!): картину можно рассматривать только издалека либо отдельные ее участки вблизи через лупу, можно и постепенно приближаться к картине, но при этом нужно смотреть на нее через цветные очки.
Впечатления, которые мы получим при таком рассматривании картины, будут отрывочны. Их можно сравнить с вашими представлениями об окружающем нас мире и о нас самих. Вид издалека символизирует философия, разглядывание через лупу — конкретные науки, а наблюдение сквозь цветные очки — интегрирующие науки: математика «смотрит» сквозь очки количества, кибернетика с теорией информации видят только информационные процессы, термодинамика — только энергетические и т.д.
Рассматривать мир с разных расстояний и под разными ракурсами позволяет системный подход, но он видит только статичный мир, а мир динамический, развивающийся может изучать системная теория развития, или эволюционика,, ветвь системного подхода. Автор попытался обобщить, в рамках эволюционики, принципы и законы развития, известные в естествознании и гуманитарных науках /2/. Эти принципы должны представлять наши знания о мире в концентрированном, плотно упакованном виде, так как еще Гельвеции сказал, что знание принципов заменяет знание фактов. Почему именно принципы эволюционики являются универсальными принципами природы, сейчас ясно: природа существует только благодаря тому, что развивается. 2. Универсален ли принцип относительности? В системе принципов эволюционики особый интерес для обсуждаемой нами темы представляет принцип относительности. Насколько универсален этот принцип?
Галилей показал относительность движения и покоя, но Ньютон склонялся н абсолютному времени. Эйнштейн показал относительность времени, но не отвергал абсолютность ускорения вращательного движения (в его мысленных опытах нет вращающихся лифтов), Г.И.Шипов полазал относительность вращения, но не настаивает на абсолютном отсутствии конкретных параметров у физического вакуума /3/.
Анализ естествознания показывает, что абсолютные понятия в процессе познания закономерно вытесняются относительными. Возникает вопрос: может быть, в природе вообще нет ничего абсолютного? Может быть, абсолютна только сама относительность? Другими словами, в природе нет абсолютного нуля и бесконечности? Здесь можно сослаться на В.И.Ленина, утверждавшего, что абсолютизация релятивизма ведет и агностицизм. Однако практика это опровергает. Метрологи знают, что абсолютно точных измерений нет. Мы просто проверяем менее точное измерение более точным, и никто не сомневается, что измерения дают объективную информацию о мире.
Сегодня нет ни одного достоверно установленного факта, подтверждающего реальность нуля или бесконечности. Но тогда нужно ставить под сомнение некоторые наши устоявшиеся догмы, например, о бесконечной сложности материи и, соответственно, о бесконечности ее познания. В самом деле, если все параметры материи конечны, почему она должна обладать бесконечной сложностью?! Этот вывод содержится и в исследованиях известного физика и астрофизика С.Хокинга /4/.
Наш подкованный читатель, естественно, вспомнит крылатое выражение о том, что электрон так же неисчерпаем, как и атом, то же относится и к составным частям электрона и т.д. до бесконечности. Но если предположение о бесконечности чего бы то ни было еще ни разу за всю историю науки не подтверждалось, почему мы должны верить в истинность «бесконечной матрешки»? Тем более, что есть альтернативная модель устройства Вселенной академика М.А.Маркова /5/, построенная на совершенно естественном предположения об относительности числа “пи”, то есть на неевклидовости, искривленности реального пространства. В этой модели движение в глубь микромира не бесконечно, оно выводит нас в мегамир: если мысленно выйти за пределы нашей Вселенной и оглянуться, мы увидим… элементарную частицу. Таковы свойства реального пространства. 3. Лестница мироздания свернута в кольцо. Но если, как утверждает Хокинг, число законов природы конечно, сколько ступеней может иметь лестница мироздания? Мы стоим в средней ее части и из-за «тумана» незнания видим только часть ступеней вверх и вниз. Мы знаем, что совокупность атомов образует молекулы, из молекул образуются органеллы, далее клетки, органы, организм. Разумные организмы образуют ноосферу. Мы точно не знаем, что такое разум, мышление, тем более не знаем, что такое ноосфера, а понятие «совокупность ноосфер» даже не обсуждаем. Не знаем мы точно, и что находится «глубже» атомов и элементарных частиц.
Из принципа абсолютной относительности следует, что число ступеней этой лестницы не бесконечно. Но оно не может быть и конечным, иначе мы бы имели абсолютно фундаментальную и абсолютно верхнюю ступени. В общей теории относительности Эйнштейна фигурирует нечто подобное: элементарные частица «погружены» в абсолютно пустое искривленное пространство. Сейчас большинство физиков считают это ошибкой: взаимодействие может передаваться только посредством физической среды. Поэтому вновь оживают модели эфира или, по-современному, физического вакуума.
Но тогда остается единственный выхода лестницу мироздания нужно замкнуть в кольцо. А значит, ступени, соответствующие разуму, ноосфере, оказываются расположенными ниже самых фундаментальных физических ступеней. Сразу вспоминается высказывание известного американского астрофизика Ф.Дж.Дайсона: разум и сознание могут обладать в устройстве Вселенной таким же статусом, как вещество и энергия.
Получается, что сознание — это не пассивное отражение свойств мира, а активное воздействие на него. Не только «бытие определяет сознание», но и наоборот, «сознание определяет бытие». С этих позиций становится понятной загадка антропного принципа: почему все параметры физического мера оказалась очень точно «настроенными» на появление разумных существ. Причина: кольцо обратной связи материя — разум — материя.
Этот вывод может вызвать недоумение материалистов: разум ведь не мог существовать в природе до появления разумного существа! Здесь нет возможности подробно останавливаться на этом вопросе, поэтому изложим ответ тезисно. Назначение разума: предвидеть изменения в окружающем мире, чтобы стабилизировать свое существование. Базой, из которой возник разум, является гомеостаз животных, возникший, в свею очередь, благодаря принципу Ле Шателье — Брауна (любая система сопротивляется изменению своих параметров из-за внешних воздействий). И наконец, принцип Ле Шателье — Брауна является проявлением универсального свойства материи — инерции. Следовательно, разум — проявление инерции, а значит, и неживая материя в каком-то широком смысле разумна (она, да и разумные существа, сопротивляется разрушению).
«Кольцевое» устройство мира позволяет, в принципе, включить в рамки науки «аномальные» явления. Если разум, сознание, воля обладают активностью, то эта активность может проявляться в виде перемещения предметов в пространстве без непосредственного контакта с ними (телекинез), перемещения собственного тела (левитация) и т.д. Но для рассмотрения конкретных механизмов этих явлений необходимо разобраться, что же представляет из себя среда, называемая эфиром, физическим вакуумом, «тонкой» материей и т.д. 4. Чем заполнен вакуум? Как уже отмечалось выше, сейчас все большее призвание физиков находит представление, что «пустое искривленное пространство» А.Эйнштейна — это математическая абстракция, не соответствующая реальности. В настоящее время появляется много исследований по теории эфира или, по-новому, физического вакуума. Причем, как в любой неустоявшейся области знаний, здесь господствует терминологический разнобой. Частицы эфира называют эфиронами, амерами, аквионами, микролептонами, гравитонами, лессажойами и т.д. Массы покоя этих частиц, по мнению разных исследователей, различаются на много порядков. Наиболее последовательная теория эфира разработана В.А.Ацюковским /6/. Он рассматривает элементарные частицы как вихри газа из частиц эфира и на этой основе получает, как следствие, все основные физические явления (образование ядра атома, распространение света и т.д.). Скорость передачи возбуждения в эфире, по Ацюковскому, в 1013 раз превышает скорость света.
Однако во всех теориях эфира эфиронам приписываются свойства молекул газа, перенося эти свойства на частицы, на много порядков меньшие, и не учитывая, что в микромире действуют другие загоны, в частности дуализм волна-частица, по теории де Бройля. Н.К.Носков показал, что этот дуализм объясняется конечной скоростью распространения возбуждения (неопубликованная работа). Оценочные расчеты по формуле де Бройля показывают, что длины волн эфиронов могут составлять многие километры. Такой результат можно интерпретировать следующим образом: перенос наших обыденных представлений о размерах на эфироны не имеет смысла (этот смысл теряется уже для элементарных частиц), Эфироны похожи на силовые линии или, по-современному, на струны. Не имея размеров, они заполняют собой все пространство, являясь фундаментальным полем, «праматерией», «хрональным полем», по определению А.И.Вейника, биополем, средой, где осуществляется «энергоинформационный обмен, «тонкой материей» и т.д.
Ясно, что струна сильно отличается от шарика, и поэтому способ расположения струн в пространстве должен сильно влиять на свойства эфира. Когда они расположены хаотически, получаем обычный изотропный физический вакуум. Если же струны расположены упорядочение, то есть параллельно друг другу, должна появляться сильная анизотропия. В этом случае скорость распространения возбуждения и другие параметры эфира должен меняться в разных направлениях (как в кристаллах, особенно в жидких кристаллах). 5. О механизмах «аномальных» явлений. Теперь попытаемся выдвинуть гипотезы, объясняющие различные «аномальные» явления.
Зададимся вопросом, чем можно воздействовать на эфир, чтобы изменять его свойства, в частности упорядочивать его. Ясно, что таким «инструментом» могут быть элементарные частицы, то есть уплотненные вихри в разреженном эфире. Если элементарные частицы (или их совокупности — атомы) расположены в пространстве упорядочение, то и пронизывающие их эфиронов будут упорядочиваться (как упорядочиваются волосы под расческой). Многочисленные эксперименты показывают, что различные плоские и трехмерные периодические структуры (решетки, пирамиды, конусы и т.д.) концентрируют «космическую энергию». Такое же взаимодействие эфиронов происходит и с природными структурам, например с геологическими структурами Земли («патогенные» зоны). Упорядоченное расположение электронов в электрическом поле, например в плазме, тоже может служить концентратом энергии эфиронов. При этом появляются эффекты, «нарушающие» закон сохранения энергии /7/.
Существует удивительная среда, в которой структурные «узоры» электронов перестраиваются непосредственно по воле разумного существа. Эта среда — живой мозг. В процессе мышления в мозге синхронно протекают многочисленные конформационные превращения веществ, при которых миллиарды электронов переходят с одних орбит на другие. При этом они могут задерживать или, наоборот, излучать эфироны определенных направлений и «длин». Стабильные узоры электронов, возникающие в мозгу при пристальном рассматривании блестящих предметов и «модулей» Р.Г.Шанаева, а также при произнесении заклинаний, молитв, мантр при медитации, тоже можно рассматривать как концентраторы эфиронов. Из эфиронов состоят «мыслеформы» (термин профессора МИНХа Б.И.Искакова). Улавливание «мыслеформ» другим мозгом есть телепатия (они могут быть зарегистрированы на фотопленке). Распространение эфиронов со скоростями, во много раз превышающими скорость света, позволяет «астральному» телу путешествовать во времени (ясновидение).
Взаимодействие эфиронов с веществом является также причиной тяготения /6/, поэтому волевое внесение анизотропии в эфир позволяет создавать силы против гравитации (левитация или биогравитация) или против сил трения (телекинез или психокинез). При большой «мощности» телекинеза возникает полтергейст. Упорядочение вещества на уровне эфиронов позволяет проникать сквозь стены и другие преграды и становиться невидимыми (как сегменты жидкокристаллических индикаторов на электронных часах).
Любое тело окружено ореолом эфиронов, причем параметры этих эфиронов зависят от химического состава и упорядоченности вещества тела. Это позволяет по соответствующей настройке находить невидимые предметы (биолокация), диагностировать болезни (экстрасенсорика) и т.д. Ореол эфиронов вокруг живых организмов — это биополе или аура.
Можно предположить, что инопланетяне, как представители более древних цивилизаций, давно знают о кольцевой лестнице мироздания в используют эти знания. Они могут «упорядочивать» эфир и перемещаться гораздо быстрее света, могут посылать «эфирных двойников» и в совершенстве владеют всеми способностями земных экстрасенсов.
И последнее предположение. Не исключено, что совокупность мыслеформ («душа») покидает тело умирающего человека и способна существовать вне этого тела и многократно переселяться, как утверждает восточная философия. Очевидное влияние эфиронов на биохимические реакции и разная плотность эфиронов в космическом пространстве позволяют подвести теоретическую базу под астрологию. ЛИТЕРАТУРА 1. Китайгородский А.И. Послесловие к книге Ч.Хензела «Парапсихология», М., Мир, 1970, с.305-316.
2. Эстерле О.В. Эволюционика — междисциплинарная наука о развитии. Алма-Ата, деп. Каз.НИИНТИ № 2956, от 25.12. 89;
3. Шипов Г.И. Программа Всеобщей относительности и теорий вакуума. М., ВИНИТИ № 6947-3-88;
Вакуум как потенциальное состояние всех видов материи. Сб. «Тоннель» № 5, 1992, с.10.
4. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., Мир, 1990, с. 167.
5. Марков М.А. Размышления о физике… М., Наука, 1988, с.300.
6. Ацюковский В.А. Общая эфироданамика. М., Энергоатомиздат, 1990, с.278.
7. Чернетский А.В. Плазменные системы с распределением электрических зарядов. М., МИНХ, 1983, с.101; Процессы в плазменных системах, связанные с разделением электрических зарядов. Сб. «Тоннель», № I, 1991, с.5.