Как климат изменял историю первых цивилизаций - «Тайны исчезнувших цивилизаций» » «Территория Заблуждений»
Меню

Тайны Древних Цивилизаций

Добавлено: 01-дек-2018, 22:01

Как климат изменял историю первых цивилизаций - «Тайны исчезнувших цивилизаций»




Ближний Восток. Не только войны, которые с доисторических времен велись на этой территории, не только оживленная торговля и торговые пути, прорезавшие древнюю землю, но и резкие климатические перемены во многом определили историю этих мест. Палестина — первая, пожалуй, территория, где переплелись судьбы разных народов. Постоянный обмен языков, идей и религиозных культов способствовал тому, что здесь уже в далекие от нас времена родились многие достижения человеческой культуры.



Самым существенным, поистине революционным шагом человечества в древности стал переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Археологи в последние годы определили места, где на Ближнем Востоке совершился такой поворот событий. Это два центра, отстоящие относительно недалеко друг от друга, — их разделяет всего 1000 километров.


Первый находится в юго-восточной Анатолии (сегодня принадлежащей Турции). В местечке Невали Кори археологи раскопали одно из древнейших культовых сооружений (оно появилось около 7000 лет до новой эры), где была воздвигнута статуя божеству, превышающая человеческий рост. Изваяние стояло на арене, по краям которой, видимо, размещались люди, поклонявшиеся идолу.


Второй центр — район селения Аин Газаль, расположенного недалеко от современной иорданской столицы, города Аммана. Из развалин хорошо спланированного древнего поселения археологи извлекли несколько человеческих фигурок высотой от 35 до 90 сантиметров, сделанных из извести. Их возраст — 9000 лет. Как считают исследователи, фигурки свидетельствуют о том, что жители поселения поклонялись своим предкам и верили в потустороннюю жизнь.



Как климат изменял историю первых цивилизаций - «Тайны исчезнувших цивилизаций»

 



Эти два факта со всей убедительностью показывают: ступень простого удовлетворения человеческих потребностей — в пище, одежде и жилище — миновала, переход к возделываемому земледелию стал этапным в общественной жизни. У человека появились жизненно необходимые материальные ресурсы, которые позволили ему хотя бы частично высвободить себя от забот о нуждах насущных. И тогда он с любопытством смог посмотреть поверх банальной повседневности и подумать об окружающем мире, о течении времени, о жизни и смерти. Профессор Хартмут Кюне, археолог из Берлина, утверждает: «Первая высокая культура, по моему мнению, возникла в каменном веке, еще до того, как человек научился обжигать глину, — это было больше чем за 3000 лет до изобретения письменности». (А она, как известно, появилась в IV тысячелетии до новой эры.) «Все это наводит на мысль, — продолжает ученый, — что науке предстоит пересмотреть ранее принятые представления об общественной структуре тех давних времен как очень примитивной».




На фотографии — рельеф, изображающий лучников царя Тиглатпаласара III, атакующего палестинский город. Рядом — стенобитная машина.


Приручение диких животных также стало важнейшей предпосылкой преодоления людьми первой ступени по лестнице прогресса. Но для животноводства необходимы кормовые угодья, нужна вода, увлажняющая почву и делающая ее плодородной. Такие земли на Ближнем Востоке — так называемый «плодородный полумесяц» — протянулись от Египта через Палестину, Северную Сирию до берегов Евфрата. Здесь были реки и грунтовые воды, здесь шли дожди (хотя и нерегулярно) и простирались плодородные степи, годные для сельского хозяйства. Но в иные годы эти места, главным образом их восточную часть, посещала засуха. Именно неустойчи вость климата в этом районе земного шара сыграла заметную роль в историко-политическом развитии Ближнего Востока, причем, как доказали последние работы археологов, значительно большую, чем до сих пор считалось.


Раскопки показали, что уже в VII тысячелетии до новой эры организационные формы жизни были достаточно развиты, например, жилища в селениях уже не разбросаны хаотически, а размещались планомерно. Дома строили прямоугольными, со многими помещениями, в некоторых местах полы и стены сохранили до наших дней следы декоративного убранства — главным образом орнамента, наносимого острой палочкой по сырой глине. В домах устраивалось водяное охлаждение помещений, такое же, какое еще и сегодня можно встретить в деревнях Ближнего Востока, там, где нет электрических кондиционеров.


Долгое время археологи не могли, однако, понять, какая же социальная структура сложилась в этих поселениях, поскольку раскопки не показывали каких-либо признаков общественного неравенства жителей. Только фигурки, говорящие о существовании культа предков в Аин Газаль, и обнаруженный в Невали Кори храм дали некоторое понимание общественного устройства: появилось основание предположить, что и на столь ранней стадии человеческого общежития уже существовала иерархия, определяемая, по всей видимости, религиозной сферой жизни. Вероятно, в обществе уже выделялись люди, изготавливавшие амулеты, идолов, инструменты. За этим следовало и различие при распределении продуктов питания, их хранении.


Итак, в VII тысячелетии до новой эры Передняя Азия достигает определенного расцвета, но к VI тысячелетию сложившаяся культура вдруг исчезает. Археологические изыскания доказывают, что обжитые места, где еще недавно кипела жизнь, несколько веков спустя полностью обезлюдели. Причина бегства людей легко угадывается: климат становился все суше и суше, и земля не могла прокормить все возрастающее население. В конце концов, покинув обжитые дома, люди отправились на север и на запад — туда, где условия для сельского хозяйства были более благоприятными, где не свирепствовали многолетние засухи.


Такое потрясение не прошло бесследно, снова перед человеком встала задача элементарного удовлетворения своих насущных потребностей, а его духовные интересы отступили на задний план. Первостепенной и единственной заботой вновь стало пропитание.


С 5500 года климат Передней Азии опять меняется — он становится более влажным. И ожили некогда заброшенные земли, но старые поселения так никто и не восстановил. Творческое, духовное начало народа во многом было утрачено; оно выявилось теперь в другом — появилась раскрашенная керамика, наблюдается некоторый прогресс в сельском хозяйстве. Это — период неолита между 5500 и 4000 годами до новой эры. К концу этого времени были основаны первые селения городского типа, но еще тесно связанные с окружавшими города крестьянскими хозяйствами. Своего наивысшего расцвета культура Месопотамии и близкой к морю Палестины достигла между 2900-2800 годами до Р. Х.


Города в раннем бронзовом веке — вероятно, резиденции князей — отличались прочностью постройки, их окружали высокие стены, для въезда в город возводились ворота, запирающиеся с наступлением темноты. Крестьяне поставляли в города продовольствие и сырье, например шкуры животных для выделки кож. Горожане обрабатывали и перерабатывали излишки сельскохозяйственной продукции, занимались ремеслами и торговлей. Такие взаимоотношения приносили пользу обоим партнерам до тех пор, пока поля давали урожаи, а животные имели корм.


В 2400-х годах до новой эры в Палестине и в 2200-2100-х в Северной Сирии началась новая волна губительных засух. Отлаженная система хозяйства стала терять свою эффективность. В конце концов климатические изменения изгнали крестьян с их земель. На Ближнем Востоке снова воцарилась полупустыня. История народов этих мест, превратившихся в безлюдное пространство, прерывается примерно на полтысячи лет — с 2400-х до 1900-х годов до новой эры. В слоях, относящихся к означенному времени, археологи не нашли никаких материальных доказательств какой-либо здесь хозяйственной жизни. Нет у историков и надежных сведений о жизни Палестины за этот долгий период. Известно только, что ханаане пришли сюда вместе с другим народом — аморитами — и построили деревни, состоящие из маленьких домов, от которых почти не сохранилось следов. Иначе говоря, население было сплошь крестьянским, занимавшимся натуральным хозяйством.



Нашествие «народов моря» завершилось в 1200 году до новой эры захватом многих городов. Только египтяне смогли отбить их натиск. Рельеф посвящен морскому бою египтян с «народами моря», которые потом воевали с Палестиной.


О жизни Месопотамии и Междуречья в это время известно больше, в первую очередь благодаря так называемым «текстам из Мари». Клинописные записи были найдены в архиве дворца города Мари, лежавшего на правом берегу Евфрата (сегодня это земли Сирии). Собрание клинописи содержало 25000 глиняных табличек. Дворец принадлежал местному князю аморитов, однако временами этим городом правили ассирийские наместники (см. статью «Наука идет по следам Библии». «Наука и жизнь» № 8, 1997 г.).


Затянувшаяся засуха заставила племена аморитов двинуться из степей Сирии вниз по течению Евфрата, на восток. Богатые города-государства Шумер и Аккад видели угрозу в этом переселении и пытались ему противостоять, но пришельцы просочились в Шумер и постепенно захватили ведущее положение в стране. Однако внутри племен возникла междоусобная борьба за право главенствовать. Победило племя амореев. Один из правителей этого племени — вошедший в историю царь Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 год до новой эры). Искусный политик и полководец, он прекратил междоусобицу и создал сильную армию. Неприметный город Вавилон он превратил в столицу могущественного государства — Вавилонии. Как известно, Хаммурапи оставил заметный след в истории общественного устройства, составив первый свод законов — «Кодекс Хаммурапи».


О древних временах Палестины, как уже говорилось, у историков нет письменных документов, картину жизни помогают воссоздать косвенные источники и письма из стран и городов, которые имели связь с Палестиной. Археологи очень надеются на успех поисков архива в Асоре — палестинском городе, через который проходили торговые пути времен бронзового века, связывающие этот город с Египтом, Месопотамией, Анатолией, Ассирией. Не только товары двигались по этим путям, но и древняя почта — клинописные послания правителей, древних дипломатов или торговых партнеров.


В это время культура народов Передней Азии и их религия не имели прочной опоры: множество народов, множество верований — все бурлило и было перемешано (недаром, видимо, родилась легенда о Вавилонском столпотворении), торжествовало насилие. Единственное, что противостояло этой анархии, была торговля. Она охватывала и объединяла многие страны. Ароматические вещества — с южных берегов Аравии, ляпис-лазурь — из Афганистана, янтарь — с далекого Севера, обсидиан — из Турции, бирюза — из южной Палестины, олово — с востока, медь — с Кипра, кедры — из Ливана, керамика — из Греции. Было много рынков, где торговали живым товаром — рабами. «Все были зависимы от этой торговли, но и сама торговля была зависима от международного положения, то есть от отношений между странами», — резюмирует один из исследователей Библии и истории Ближнего Востока.


Очередные изменения климата примерно в XIII-XII веках до новой эры (снова он стал более засушливым) на этот раз кроме Малой Азии затронули и Балканы и подняли народы полуострова в поход. Они двинулись на судах на юг и вдоль берегов Средиземного моря. Была разгромлена крито-микенская культура, занимавшая часть материковой Греции и острова Эгейского моря, в частности остров Крит. Дальше на юге «народы моря», как назвали это нашествие в истории, разрушили государства, занимавшие полосу вдоль восточного побережья Средиземного моря, атаковали, наконец, Египет, который с большим трудом отразил нападение.


Еще до прихода «народов моря» засуха уже нанесла сильнейший удар по Палестине. Ее недра не содержали никаких богатств, страна была посредником в налаженной международной торговле. Изменения климата развалили систему экономических связей.


Что происходило в этих краях потом — между 1200 и 800 годами до новой эры? Археологи и историки считают, что и в так называемые «темные столетия», о которых почти нет никаких сведений, можно проследить основные вехи событий. Как это часто бывает в исторических исследованиях, стоит лишь изменить угол зрения, и вроде бы исчезнувший народ объявляется снова — только уже не в столице, не в оживленных торговых городах, а в поселениях и деревнях. Особенно это относится к Палестине. Ветхий завет дает исследователям опорные точки истории этих мест, начиная с 1200 года до новой эры. Вначале — завоевание Палестины пришельцами-израильтянами, консолидация новых племен, затем гибель царства, пленение людей завоевателями-ассирийцами, затем — персами, наконец, возвращение из плена. Завершается древняя история утверждением «Единого Бога».


Источник: журнал «Наука и жизнь» №9, 1998 год


Ближний Восток. Не только войны, которые с доисторических времен велись на этой территории, не только оживленная торговля и торговые пути, прорезавшие древнюю землю, но и резкие климатические перемены во многом определили историю этих мест. Палестина — первая, пожалуй, территория, где переплелись судьбы разных народов. Постоянный обмен языков, идей и религиозных культов способствовал тому, что здесь уже в далекие от нас времена родились многие достижения человеческой культуры. Самым существенным, поистине революционным шагом человечества в древности стал переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Археологи в последние годы определили места, где на Ближнем Востоке совершился такой поворот событий. Это два центра, отстоящие относительно недалеко друг от друга, — их разделяет всего 1000 километров. Первый находится в юго-восточной Анатолии (сегодня принадлежащей Турции). В местечке Невали Кори археологи раскопали одно из древнейших культовых сооружений (оно появилось около 7000 лет до новой эры), где была воздвигнута статуя божеству, превышающая человеческий рост. Изваяние стояло на арене, по краям которой, видимо, размещались люди, поклонявшиеся идолу. Второй центр — район селения Аин Газаль, расположенного недалеко от современной иорданской столицы, города Аммана. Из развалин хорошо спланированного древнего поселения археологи извлекли несколько человеческих фигурок высотой от 35 до 90 сантиметров, сделанных из извести. Их возраст — 9000 лет. Как считают исследователи, фигурки свидетельствуют о том, что жители поселения поклонялись своим предкам и верили в потустороннюю жизнь. Эти два факта со всей убедительностью показывают: ступень простого удовлетворения человеческих потребностей — в пище, одежде и жилище — миновала, переход к возделываемому земледелию стал этапным в общественной жизни. У человека появились жизненно необходимые материальные ресурсы, которые позволили ему хотя бы частично высвободить себя от забот о нуждах насущных. И тогда он с любопытством смог посмотреть поверх банальной повседневности и подумать об окружающем мире, о течении времени, о жизни и смерти. Профессор Хартмут Кюне, археолог из Берлина, утверждает: «Первая высокая культура, по моему мнению, возникла в каменном веке, еще до того, как человек научился обжигать глину, — это было больше чем за 3000 лет до изобретения письменности». (А она, как известно, появилась в IV тысячелетии до новой эры.) «Все это наводит на мысль, — продолжает ученый, — что науке предстоит пересмотреть ранее принятые представления об общественной структуре тех давних времен как очень примитивной». На фотографии — рельеф, изображающий лучников царя Тиглатпаласара III, атакующего палестинский город. Рядом — стенобитная машина. Приручение диких животных также стало важнейшей предпосылкой преодоления людьми первой ступени по лестнице прогресса. Но для животноводства необходимы кормовые угодья, нужна вода, увлажняющая почву и делающая ее плодородной. Такие земли на Ближнем Востоке — так называемый «плодородный полумесяц» — протянулись от Египта через Палестину, Северную Сирию до берегов Евфрата. Здесь были реки и грунтовые воды, здесь шли дожди (хотя и нерегулярно) и простирались плодородные степи, годные для сельского хозяйства. Но в иные годы эти места, главным образом их восточную часть, посещала засуха. Именно неустойчи вость климата в этом районе земного шара сыграла заметную роль в историко-политическом развитии Ближнего Востока, причем, как доказали последние работы археологов, значительно большую, чем до сих пор считалось. Раскопки показали, что уже в VII тысячелетии до новой эры организационные формы жизни были достаточно развиты, например, жилища в селениях уже не разбросаны хаотически, а размещались планомерно. Дома строили прямоугольными, со многими помещениями, в некоторых местах полы и стены сохранили до наших дней следы декоративного убранства — главным образом орнамента, наносимого острой палочкой по сырой глине. В домах устраивалось водяное охлаждение помещений, такое же, какое еще и сегодня можно встретить в деревнях Ближнего Востока, там, где нет электрических кондиционеров. Долгое время археологи не могли, однако, понять, какая же социальная структура сложилась в этих поселениях, поскольку раскопки не показывали каких-либо признаков общественного неравенства жителей. Только фигурки, говорящие о существовании культа предков в Аин Газаль, и обнаруженный в Невали Кори храм дали некоторое понимание общественного устройства: появилось основание предположить, что и на столь ранней стадии человеческого общежития уже существовала иерархия, определяемая, по всей видимости, религиозной сферой жизни. Вероятно, в обществе уже выделялись люди, изготавливавшие амулеты, идолов, инструменты. За этим следовало и различие при распределении продуктов питания, их хранении. Итак, в VII тысячелетии до новой эры Передняя Азия достигает определенного расцвета, но к VI тысячелетию сложившаяся культура вдруг исчезает. Археологические изыскания доказывают, что обжитые места, где еще недавно кипела жизнь, несколько веков спустя полностью обезлюдели. Причина бегства людей легко угадывается: климат становился все суше и суше, и земля не могла прокормить все возрастающее население. В конце концов, покинув обжитые дома, люди отправились на север и на запад — туда, где условия для сельского хозяйства были более благоприятными, где не свирепствовали многолетние засухи. Такое потрясение не прошло бесследно, снова перед человеком встала задача элементарного удовлетворения своих насущных потребностей, а его духовные интересы отступили на задний план. Первостепенной и единственной заботой вновь стало пропитание. С 5500 года климат Передней Азии опять меняется — он становится более влажным. И ожили некогда заброшенные земли, но старые поселения так никто и не восстановил. Творческое, духовное начало народа во многом было утрачено; оно выявилось теперь в другом — появилась раскрашенная керамика, наблюдается некоторый прогресс в сельском хозяйстве. Это — период неолита между 5500 и 4000 годами до новой эры. К концу этого времени были основаны первые селения городского типа, но еще тесно связанные с окружавшими города крестьянскими хозяйствами. Своего наивысшего расцвета культура Месопотамии и близкой к морю Палестины достигла между 2900-2800 годами до Р. Х. Города в раннем бронзовом веке — вероятно, резиденции князей — отличались прочностью постройки, их окружали высокие стены, для въезда в город возводились ворота, запирающиеся с наступлением темноты. Крестьяне поставляли в города продовольствие и сырье, например шкуры животных для выделки кож. Горожане обрабатывали и перерабатывали излишки сельскохозяйственной продукции, занимались ремеслами и торговлей. Такие взаимоотношения приносили пользу обоим партнерам до тех пор, пока поля давали урожаи, а животные имели корм. В 2400-х годах до новой эры в Палестине и в 2200-2100-х в Северной Сирии началась новая волна губительных засух. Отлаженная система хозяйства стала терять свою эффективность. В конце концов климатические изменения изгнали крестьян с их земель. На Ближнем Востоке снова воцарилась полупустыня. История народов этих мест, превратившихся в безлюдное пространство, прерывается примерно на полтысячи лет — с 2400-х до 1900-х годов до новой эры. В слоях, относящихся к означенному времени, археологи не нашли никаких материальных доказательств какой-либо здесь хозяйственной жизни. Нет у историков и надежных сведений о жизни Палестины за этот долгий период. Известно только, что ханаане пришли сюда вместе с другим народом — аморитами — и построили деревни, состоящие из маленьких домов, от которых почти не сохранилось следов. Иначе говоря, население было сплошь крестьянским, занимавшимся натуральным хозяйством. Нашествие «народов моря» завершилось в 1200 году до новой эры захватом многих городов. Только египтяне смогли отбить их натиск. Рельеф посвящен морскому бою египтян с «народами моря», которые потом воевали с Палестиной. О жизни Месопотамии и Междуречья в это время известно больше, в первую очередь благодаря так называемым «текстам из Мари». Клинописные записи были найдены в архиве дворца города Мари, лежавшего на правом берегу Евфрата (сегодня это земли Сирии). Собрание клинописи содержало 25000 глиняных табличек. Дворец принадлежал местному князю аморитов, однако временами этим городом правили ассирийские наместники (см. статью «Наука идет по следам Библии». «Наука и жизнь» № 8, 1997 г.). Затянувшаяся засуха заставила племена аморитов двинуться из степей Сирии вниз по течению Евфрата, на восток. Богатые города-государства Шумер и Аккад видели угрозу в этом переселении и пытались ему противостоять, но пришельцы просочились в Шумер и постепенно захватили ведущее положение в стране. Однако внутри племен возникла междоусобная борьба за право главенствовать. Победило племя амореев. Один из правителей этого племени — вошедший в историю царь Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 год до новой эры). Искусный политик и полководец, он прекратил междоусобицу и создал сильную армию. Неприметный город Вавилон он превратил в столицу могущественного государства — Вавилонии. Как известно, Хаммурапи оставил заметный след в истории общественного устройства, составив первый свод законов — «Кодекс Хаммурапи». О древних временах Палестины, как уже говорилось, у историков нет письменных документов, картину жизни помогают воссоздать косвенные источники и письма из стран и городов, которые имели связь с Палестиной. Археологи очень надеются на успех поисков архива в Асоре — палестинском городе, через который проходили торговые пути времен бронзового века, связывающие этот город с Египтом, Месопотамией, Анатолией, Ассирией. Не только товары двигались по этим путям, но и древняя почта — клинописные послания правителей, древних дипломатов или торговых партнеров. В это время культура народов Передней Азии и их религия не имели прочной опоры: множество народов, множество верований — все бурлило и было перемешано (недаром, видимо, родилась



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости