«Впервые знанья свет зажгли Лемуры, хмурые гиганты. Его до неба вознесли Атланты!»
В. Брюсов.
5 апреля 1815 года планету Земля сотряс крупнейший на памяти человечества катаклизм, взорвался вулкан Тамбора в Индонезии. В воздух были выброшены колоссальные массы пепла, песка и вулканической пыли. В течение трех дней многие острова в Индийском океане были во власти кромешной тьмы. Цветущие сады и поля были превращены в безжизненную пустыню. Порожденное взрывом цунами сразу погубило около 92 тысяч жителей островов и прибрежной материковой зоны.
«Годом без лета» был назван последующий за извержением -1816 год в Северной Америке и Западной Европе. На северо-востоке США летом 1816 года снег выпал в июне, были затяжные заморозки в июле и августе. В Англии, Швейцарии и Франции лето 1816 года было самым холодным с начала метеорологических наблюдений. Это вызвало сильнейший неурожай и голод, особенно в опустошенной наполеоновскими войнами (1796-1815 гг.) Европе.Взрыв вулкана Тамбора как бы отметил конец одной исторической эпохи — эпохи Наполеона — и ознаменовал начало другой.Предполагается, что одним из последствий извержения Тамборы стала пандемия холеры, которая возникла в Бенгалии в 1816 году и стала распространяться на Запад, достигнув Европы в 1830 году.
Другим последствием планетарного катаклизма явилось изменение способа мышления, особенно ярко проявившееся у европейских народов. С 1830 по 1860 годы в Европе произошли беспрецедентные технологические изменения, получившие название «Промышленной революции».На рубеже конца XIX — начала XX веков наука подошла к осмыслению двух фундаментальных фактов — существованию вещества сильного к распаду и возможности проявления материи в форме полей. Добавим сюда ряд менее значительных ситуаций типа возможности полетов в воздухе и пребывания под водой, а также наметившуюся возможность «выхода» в космос. Все это позволило по-иному взглянуть на древнюю мифологию и «тайные знания», ранее либо полностью игнорируемые наукой, либо подвергнутые полнейшему осмеянию.Ощущая «рубеж времен», многие выдающиеся умы человечества бросились на поиск древней мудрости. В силу обстоятельств, их пути разошлись — большинство ушло в «классическую археологию», открывшую человечеству давно забытые культуры. Другие пошли более тернистыми дорогами. Они либо, как полковник Форрест или барон Эдуард Толль, прикоснулись к Тайне и… исчезли. Либо, как Блаватская (1831-1891 гг.), Скотт-Эллиот, Рерихи — способствовали, с одной стороны, возрождению духа тайных обществ — теософов, оккультистов с их исканиями, — с другой стороны, сильно профанировали саму идею поисков.
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия несколько английских геологов отметили сходство древних геологических структур Индии и Южной Африки.Были высказаны предположения о существовании некой южной земли — Лемурии, простиравшейся от Южной Африки, через Мадагаскар, Индию и южную оконечность Индостана. Геологов поддержал ряд зоологов, указавших, что на острове Мадагаскар представлены не африканская, а индостанская флора и фауна.Эта гипотеза получила поддержку в трудах ряда теософских обществ и розенкрейцеров. В своих книгах они выдвигали предположение, что затонувшая в Индийском океане земля могла быть колыбелью «недостающего звена» — обезьяночеловека, предка «человека разумного» (эту гипотезу принял даже Фридрих Энгельс). Это хорошо объясняло тот факт, что ныне ареал обитания человекообразных обезьян (наших ближайших родственников) разорван на две части — южно-азиатскую и африканскую. Современная наука предполагает разделение вида некролемуров на две «ветви» — обезьяна и человек. Легенды южных народов в Индии (тамилов) говорят о Южном материке и Великом Исходе, возглавляемом Шивой. Мифы Двуречья рассказывают 6 «пришельцах» из страны Дилмун, «скрывшейся в волнах Индийского океана».
Следы неких «пришельцев — переселенцев» с юга встречаются в Верхнем Египте. Произошло это пять-шесть тысяч лет назад, в эпоху становления письменности, в долине Нила, и отмечает «путь» от Красного моря на север через ныне высохшее русло Вади-Хаммомат в Нубийскую пустыню.О возможности существования высокоразвитой цивилизации в Лемурии говорят древнейшие мифы человечества. «Земной Рай» на Востоке (Библия) — это вероятные отголоски священной земли Дилмун шумеров на юго-востоке. Оттуда появляется странное существо — бог Энни — и дает людям основы знаний (таких визитов было несколько). Там загадочный «Купол Земли» арабских географов.Там же укрыты Острова Солнца и загадочный остров Ланка, последнее прибежище «демонов-ракшасов». Еще в египетских папирусах указывалось, что эти «острова» населены не людьми, но разумными Змеями, а также таинственными существами Ван-Ван («древесные люди»). С загадочной Лемурией, тамильской Южной Индией тесно связана система йоги и учение Тантры, опирающееся на «цикл Юпитера», некий планетарный сверхгод из 12 солнечных лет.Индийский эпос «Рамаяна» описывает войну богоподобных героев с применением различных видов «небесного оружия» над загадочными южными землями. Косвенным свидетельством в пользу реальности последних событий может служить повышенный радиоактивный фон Мадагаскара, да и само разрушение Лемурии, не укладывающееся в рамки современных геологических теорий. А «сказочные люди-змеи» вполне могут оказаться «большими лемурами». (Любопытно отметить, что на Мадагаскаре уже обнаружено несколько скелетов древних лемуров — ростом под два метра, передвигавшихся на двух задних конечностях, имевших длинный хвост и огромные круглые глаза. А подобные таинственные Тре-тре-тре, по рассказам аборигенов, и сегодня якобы обитают в джунглях Мадагаскара).
Искатели
Вторая половина XIX века — это время «искателей забытой мудрости». Особенно ярко это «пламя» горело в России. Сотни безымянных «паломников» отправлялось на поиски «Сокровенного» в те годы.»Первое такое место («Сокровенное») на райской реке — Ефрате, промеж рубежей турецкого и персидского. Другая Страна за Египтом — зовется Емакань, в земле Фивадской. Третье место за Сибирью, в сокровенном Опоньском государстве, на Беловодье… (П. И. Мельников, «В лесах»).В 1851 году отправляется «на поиски мудрости» Е. П. Блаватская. Почти всю оставшуюся жизнь она провела в странствиях, прожив много лет в Индии. Ею в 1875 году было основано «Теософическое общество», поставившее своей целью изучение «древнего наследия». В 1888 году Блаватская выпустила свой главный труд «Тайную Доктрину», в трех томах которого изложены вопросы: космогонии, антропогенеза, экзотерики.»Идеей найти скрытую страну Шамбалу был немало увлечен крупнейший русский исследователь Азии Н. М. Пржевальский. Ему казалось, что именно там лежат истоки всей восточной цивилизации». (А. Маслов. «Страна мудрецов», «Знак вопроса» N 1, 1993 г.).»Мечется» по миру известный немецкий ученый Генрих Шлиман: Ближний Восток, Индия, Африка, Северная и Центральная Америка, снова Ближний Восток. Именно он делает легенду явью. В 1870 году, «следуя указаниям Гомера», Шлиман открывает миру Трою, раскапывает «Златообильные Микены» у Греции и таинственный лабиринт на острове Крит. А что он нашел в других частях мира? Кто знает…Сотни археологов принимаются «копать» по всему миру, уводя известную историю человечества в глубь времен.
Мир вспоминает шумеров. Становится доступным библейский Иерихон, город, в котором уже около восьмого тысячелетия обитало свыше двух тысяч человек, вскрываются подземные города Мерке. Открываются древние культуры в Африке и Америке.В середине XIX столетия англичане варварски уничтожают руины древнеиндийского города Хараппы, процветавшего в эпоху возведения пирамид. Археологи узнали об этом слишком поздно, лишь в 1921 году. К счастью, на следующий год, в 650 км к юго-западу от пепелища Хараппы, на берегу Инда, ученые открыли Мохенджо-Даро. И везде загадочные следы. Руины Мохенджо-Даро указывают на возможность мощного высотного взрыва. В 140 км от города — эпицентр тектонического удара. По всей Индии можно проследить множество локальных центров высвобождения разрушительной энергии, повлекшей за собой изменения русел рек и очертаний морского побережья.Древний Иерихон — разрушен сейсмическим ударом.Многие древнейшие постройки зоны «Плодородного полумесяца» и Сахары носят следы воздействия невероятно высоких температур.Что это, свидетельства древней мировой войны или…?Многое еще впереди! Впереди экспедиции Рерихов и их последователей в Гималаи.Впереди тайные экспедиции специалистов Третьего Рейха и сталинского Союза по поиску, сбору и исследованию «древнего наследия».
Конец XIX века — время «одиночек»
Путешествие князей Щербатовых. Далекие потомки Рюрика и великих князей Киевской Руси, через Орловых и Паниных. Щербатовы были теснейшими узами связаны с Европейским масонством, а те, в свою очередь, являлись наследниками более древних тайных обществ, хранивших закрытые знания. В 1878 году князь Александр Григорьевич Щербатов на фронтах турецко-болгарской войны за храбрость получил орден Владимира с мечами. Вероятно, там он особенно сильно ощутил необходимость поиска иного пути.Вернувшись в Россию, он с помощью семьи начинает готовить большую экспедицию в «Дикие Земли». В 1880 году князь А. Г. Щербатов вместе с супругой организует экспедицию в «первое святое место» на Евфрат в Сирию. Они осматривают древние развалины и среди них Пальмиру. Их отряд проникает в закрытый город Дейр, где никогда еще не бывали русские путешественники.Трудно сказать, какими были результаты этого путешествия, что, собственно, они нашли или не нашли в пустынях Малой Азии. Известно лишь, что их искания на этом не прекратились. Через два с половиной года после возвращения из Сирии супруги Щербатовы отправляются в Индию и на остров Цейлон. Они едут по местам, где некогда простиралась легендарная Лемурия и где ее воздействие было наиболее сильно.Их маршрут в 1891 г. пролег от побережья Индии в глубь Деканского нагорья — к руинам древней Голконды. Затем они направляются на север в Дели, разгромленную столицу Великих Моголов. Посетив Калькутту, путешественники устремляются к подножию Гималайских гор. Где верхом на лошадях, где в экипаже — они движутся к некой загадочной цели. Во всех посещенных городах их тактика неизменна — осмотр исторических памятников, древних руин, индуистских храмов и «Башен молчания» огнепоклонников парсов. Везде — многочисленные встречи с самыми разными людьми — от уличных разносчиков воды до придворной знати и независимых раджей. Щербатовы общаются с йогами, дервишами, отшельниками, мудрецами.
В провинции Пенджаб они встречаются с руководством секты сикхов, в Гималаях «тревожат» покой монахов.Некоторые исследователи высказывают предположение, что в этом путешествии князья Щербатовы выполняли тайную военно-политическую миссию, «прощупывали почву» возможности устранения англичан из Индии. Но, скорее всего, это лишь часть правды об истинной цели их путешествия.В 1893 году, следуя путем древнего героя Рамы, на воздушной колеснице преследовавшего демонов-ракшасов, князья Щербатовы плывут на остров Цейлон, а затем на острова Индонезии. И здесь, прежде всего, они осматривают разрушенные храмы на острове Ява: Боробудур, Мендут, Прамбанак (любопытно отметить, что именно в 1891 году на острове Ява ученые впервые обнаруживают почти «ископаемого человека» — питекантропа, сочетающего обезьяньи и человеческие признаки). Они поднимаются на труднодоступные плоскогорья Доенг, где, по местным легендам, сохранились величественные развалины целого «ансамбля шиваистских раннесредневековых памятников». Но, двигаясь из Индии в Индонезию, князья Щербатовы совершили «небольшой крюк» — вернулись в Россию. Благо и повод подвернулся подходящий — Голод в Самарской губернии. Уладив некоторые дела и разместив свою восточную коллекцию, они продолжили изыскания.В 1895 году они опять «оказываются» в Сирии и Палестине, а в 1899 году перебираются в Египет.
В 1890 году новая большая экспедиция в Аравию и Сирию — ее официально заявленная цель — «найти и вывезти в Россию чистокровных арабских лошадей», так необходимых русской армии. О том, что они вывезли вместе с лошадьми, известно очень мало. Как своеобразный отчет о проделанных путешествиях, княгиня Ольга Щербатова пишет и издает за свой счет три книги: «По Индии и Цейлону», «В стране вулканов» (об Индонезии) и «Верхом на родине бедуинов». Вернувшись из последнего путешествия, княжеская семья живет в своем дворце в Подмосковье, иногда навещая свои самарские владения.Князь Александр Григорьевич «уходит» в большую политику, создает «Партию Мирного Обновления». В эти годы его старший сын путешествует по Китаю. Затем он внезапно возвращается и уединяется в Самарской губернии на степном хуторе.Война 1914 года нарушает все планы семьи Щербатовых. Они проводят экстренную встречу, но решают ждать. К 1915 году, как на Западном, так и на Восточном фронтах установилось позиционное равновесие, оплачиваемое колоссальными потерями.
В Европе наблюдается упадок морального духа и нравственности, «зреет революционная ситуация».В апреле 1915 года объединения английских, французских и австралийских войск высаживаются на Галлипольском полуострове, но терпят сокрушительное поражение от турок.Щербатов-младший приезжает к отцу. По некоторым сохранившимся намекам можно понять, что он предлагал предпринять некие решительные меры. Возможно, активизировать мощь найденных артефактов? Но Щербатов-младший скоропостижно умирает в возрасте 34 лет. Его отец скончался спустя две недели после смерти сына. Осенью 1918 года старая княгиня выезжает во Францию, и с ней — вся оставшаяся семья: младший сын, дочь и четыре внучки. В силу обстоятельств большая часть «научного наследия» семьи Рерихов, практически все результаты их многочисленных экспедиций, остались за пределами России.
Подобная судьба постигла и «наследие» Блаватской. В случае с семьей князей Щербатовых — судьба дала нам шанс. Большая часть их находок должна была остаться в России. Возможно, часть «сокровищ» лежит в тайниках их усадьбы в Подмосковном селе Васильевском. Но самые опасные, самые «непредсказуемые» находки они должны были укрыть в особо надежных местах.И для этой цели их владения в Самарской губернии, с ее особой «энергетикой» и историей подходили как нельзя лучше.Возможно, стоит поискать в их разрушенных усадьбах. Но, проводя подобные поиски, стоит помнить, что после строительства Куйбышевской и Саратовской ГЭС уровень воды в Волге существенно поднялся, и некоторые владения князей Щербатовых сегодня могут находиться под водой. Другой аспект сложности предлагаемых поисков — потенциальная опасность древних артефактов. Однако при соответствующей подготовке все эти опасности можно обойти, а «волшебное наследие» Дома Щербатовых еще может послужить их потомкам.
Игорь Павлович