Весьма знаменательна история обретения этой иконы. Произошло это в 1579 году. В конце июня этого года в Казани случился пожар. Внезапно загорелся дом стрельца Даниила Онучина, который находился недалеко от церкви Николая Тульского. Огонь быстро распространялся, он перекинулся на близлежащие строения и за короткое время уничтожил весь посад и часть кремлевских зданий. Среди наиболее пострадавших зданий оказались Спасский монастырь и великокняжеский двор.
Не успело еще остыть пожарище, как в семье одного погоревшего от страшного пожара стрельца десятилетней девочке Матроне во сне явилась Божья Матерь и повелела сообщить городским властям, архиепископу и градоначальнику,, что в пепелище сгоревшего стрелецкого дома скрыт ее уцелевший образ. Во сне Божья Матерь наказала девочке, чтобы она взяла икону из земли, при этом указав точное место ее нахождения. Девочка рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой, и поэтому оставила его без внимания. Но через день сон девочки повторился Снова, а затем снова. В третий раз чудесной силой Матрона были выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После этого мать, уступив настояниям дочери, поведала о странном ночном видении дочери священнику своей приходской церкви. Священник донес о снах девочки архиепископу Иеремии. Городские власти распорядились раскопать пепелище стрельца.
8 июля при большом скоплении народа и в присутствии Матроны с матерью пепелище было взрыто. Но рабочие ничего не нашли. Но лишь когда сама Матрона попросила лопату и принялась копать в том месте, где стояла печь, на глубине двух аршин она наткнулась на сверток вишневого цвета. Из свертка, который оказался рукавом от старого кафтана, извлекли словно новую, только что написанную икону Божьей Матери. Икона сияла чудным светом. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Выяснилось, что образ, найденный десятилетней девочкой, был списком е чудотворной иконы, вывезенной из Иерусалима в Константинополь царицей Евдокией, супругой греческого царя Феофила.
Весть об обретении чудотворной иконы быстро разнеслась по всему городу. Множество народа стеклось посмотреть на это чудо. Архиепископ, в присутствии градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь Св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. Крестный ход сопровождался чудесными исцелениями слепцов, больных, которые участвовали в нем. Данные исцеления символизировали то, что икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотой. О казанском событий донесли царю Ивану Грозному. Икону отправили в Москву, а в Казани оставили ее копию, которая стала главной святыней нового девичьего монастыря, устроенного на месте находки. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона, которая, повзрослев, постриглась и приняла имя Марфы.
Осенью праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери посвящен несколько иному событию. Непростые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского в России был прерван царский род. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного доверчивого народу. Кроме того, в то же время поляки коварно овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава. Но тяжело было верным сынам Отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца. В смутное для России время, во времена польской интервенции, когда войска польского короля Сигизмунда Ш осенью 1610 года овладели Москвой, в Кремле воцарились польские воеводы. Целый год прошел для России в тяжелой, но безуспешной борьбе против иноземных захватчиков. И тогда дружно, ополчился против них русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и Отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Освобождение пришло в лице нового народного ополчения, возглавляемого нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, которое образовалось осенью 1611 года. Это ополчение укротило разгул польских интервентов и их русских пособников. Ополчение из города Казани, которое было составлено князем Пожарским, принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери.
Чудотворная икона вселяла в русских людей уверенность в себе и силу духа. Ратники верили в милосердное заступничество Богоматери. Под покровительством Пресвятой Богородицы ополченцы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях. Но за победами последовали и разочарования. Внутри русских войск началась вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов, беспредел, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися нападениям и обидам со стороны своих же войск.
Благодаря покровительству Пресвятой Богородицы, которая явила Свою милость и взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, Россия была спасена от своих врагов. Перед ополчением стояла трудная задача, сопровождавшаяся множеством непреодолимых препятствий. Прежде всего необходимо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее многочисленное польское войско.
Также стояла задача усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших ему вражду и измену. .
В прибывшем Ополчении стало возникать упадническое настроение из-за отсутствия продовольствия и недостатка оружия, это приводило к тому, что сила духа постепенно оставляла солдат. Как описывают очевидцы этих событий, многие ополченцы со словами прощения складывали последнее оружие и отступали.
Последней надеждой ополченцев осталась молитва, которую они обратили к Господу и Пречистой его Матери, окончательно разуверившись в собственных силах. Они установили для этого особое торжественное молебствие и строго соблюдали трехдневный пост. Молитвы не были напрасны: Бог услышал их и явил им Свою милость чудесным знамением»
В то время поляки захватили Кремль и держали в плену больного архиепископа Елассонского Арсения, который приехал в Россию с греческим митрополитом Иеремией. Архиепископу Арсению приснился знаменательный сон, в котором ему явился преподобный Сергий и возвестил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее. Залогом исполнения своих слов преподобный Сергий даровал Арсению исцеление.
Весть о чудесном знамении быстро дошла до войск ополченцев и вселила в русских солдат надежду, подняв их боевой дух. Ополчение подступило к Москве, и 22 октября 1612 года был освобожден Китай-город, а через два дня и Кремль. Поляки были изгнаны из Москвы.
Сразу же на следующий день, в воскресенье, все русское войско и жители Москвы организовали торжественный крестный ход на Лобное место в благодарность за избавление свое от врагов. Во главе крестного хода несли чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Со стороны Кремля эту процессию встречал архиепископ Арсений с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, которую он сохранил в плену. Изображение лика Богоматери на Владимирской иконе вызвало слезы радости на лицах воинов и народа. Все они преклонили колена и стали целовать святое изображение своей Заступницы.
В честь этого знаменательного для Руси события — чудесного избавления Москвы от поляков — по указанию первого русского царя из рода Романовых Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха, Филарета, день 22 октября был установлен Церковью как праздник Казанской иконы Божией Матери. Молодой царь, стремясь освятить свою заново начинавшуюся династию, утвердить в сознании народа его богоизбранность, объявил икону Казанской Богоматери святыней рода Романовых.
С тех пор ежегодно в этот день устраивался крестный ход Сначала он совершался в церковь Введения Божией Матери, которая находится на Лубянке, так как там находился дом князя Пожарского. А после того как князь Пожарский на свои средства построил новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери (сейчас это Казанский собор на Красной площади), крестный ход стал совершаться уже в соборе. И именно сюда была впоследствии перенесена сама икона.
В царствование Петра I Казанская икона Божией Матери была перенесена в новую столицу — Петербург. Здесь до 1811 года она находилась в Александро-Невской лавре. А затем была перенесена в новопостроенный Казанский собор. Всего в России существовало три одинаково чтимые чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая икона находилась в Казани в Богородицком монастыре, вторая икона царя Ивана Васильевича, которая была перевезена Петром I в Петербург, и, наконец, третья находилась в Московском Казанском соборе, и была она дарована князем Пожарским.