Симаргл (Семаргл) (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — восточнославянский бог Огня (Огнебог). Прежде всего, имя его упомянуто в русских летописях — пантеон князя Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского «смага» («За ним кликну Карна и Жля поскочи по Русской земли, Смагу мычючи в пламяне розе») т.е. огонь, языки пламени. Огонь-Сварожич представлялся в образе полупса, полузмея. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в индуистской (ведической) традиции является бог огня — Агни1. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике святого Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог-Йогнебоже, по «Веде Славян» А. Верковича у болгар-помаков2:
«Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешь на земе та.
Пекренував сичка земе…
…Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа».
Согласно «Книге Коляды»: «Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке3 на русалии — любовные игры:
«Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,
В небесах мне на страже нужно стоять,
Чтобы Чёрный Змей не приполз из тьмы,
Жито в поле широком бы не потоптал,
Молоко у коров бы не отобрал,
а у матушек — малых детушек».
Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия (22 или 23 сентября) он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становиться длиннее дня и в мир чёрным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния (20 или 21 июня), через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купала»;
«В начале времён, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные Ратичи — воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым — стал Его знаменем, а огонь — конём. Там, где Он проезжал на Своём коне, оставался чёрный выжженный след. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер — так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Чёрный Змей, рождённый Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударим по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру чёрные искры — так родились все тёмные силы, демоны-дасуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Чёрным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Чёрный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Чёрный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскалёнными клещами язык Чёрного Змея, укоротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом и на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави — Чёрный Змей. Сварог и Сварожич — это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл».
В «Велесовой книге» (в переводе Н.В. Слатина) так повествуется об этом божестве: «А вот сам по себе Огнебог Семаргл — общий (т.е. «общий для всех людей», «принадлежащий всем людям»), ярый, быстророждённый, чистый».
Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек — сын Сварога, по чешским и средневековым источникам. Уже в христианское время в ППЯ (Поучении против язычества), по мнению академика Б.А. Рыбакова, назван Переплут — бог почвы, корней растений, растительной силы, но никаких оснований для отождествлений Переплута (охранителя семян для посева) и Семаргла нет. Подобное соотнесение имеет, конечно определённый сакральный смысл, так как растения под воздействием солнечного света, как бы пробивали (рог) почву и выходили к солнцу, но Семаргл с солнцем так же не связан.
Семаргл
По сообщению «Повести временных лет», год 980, князь Владимир Святославович (Красно Солнышко) «поставил кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна… и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис4 Симаргла в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.
Функции этого бога и значение самого слова «Симаргл» до сих пор не выяснено. Не известно даже, одно ли это божество или два: в разных памятниках правописание различное: в «Повести временных лет» сказано о Симаргле, а в слове некого Христолюбца XIV века: «i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ — богомъ, же его творятъ — егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ», а также «веруют… и в Сима и Рьгла (Ерьгла)». Вероятно, в средневековье неверно понимался под именем двух богов сразу: «»Того ради не подобает хрстiаном игръ безовскых играти, иже ест плясанie, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошiи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (“Слово о мздоимании» по списку XVI века). Толкование Ръгла как отдельного ящероподобного божества не оправданно, ибо признавая его, придётся доказать, что князь Владимир установил столпы и Сима и Ръгла, тогда как на это не указывает не один исторический источник.
В позднейших источниках одно название — Си(е)маргл или Семургл. И.Е. Забелин5 полагал, что «Сим» и «Регл» слова ассирийские, обозначают поклонение огню. А.С. Фамицын6 интерпретировал Ерьгла как Ерыла, то есть Ярило, оставив Сим необъяснимым. Наконец слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется ввиду идол Ярилы с семью головами.
В 1933 году К.В. Тревер высказала предположение, что образ Симаргла родственен (в силу индоевропейского единства) или восходит к Сэнмурву (Сенмурву) — гигантской волшебной птице с чертами собаки из иранской мифологии. К этой же концепции склонялся и Б.А. Рыбаков8 (в 80-х годах XX века). Он пытался определить сферу власти Симаргла исходя из имеющихся знаний о Сэнмурве, который в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому мифологические функции Симаргла определялись им как охрана посевов. Но уже в 90-х годах XX века эту концепцию подверг резкой критике М.А. Васильев, который находит в ней целый ряд слабых моментов: во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог бы быть русичами заимствован; во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б.А. Рыбаков находил крылатых собак, М.А. Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ. Вероятно, есть связь этого бога с Жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.
Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября — Неопалимая купина, возможно Подага. Семаргла-Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.
Агни (Огнь)
Славянский религиозный символ бога Семаргла — Агни (Огнь) — Священный Огнь жертвенника и домашнего очага; обереговый символ Высших Светлых Богов, охраняющий жилища, храмы и древнюю мудрость РОДных Богов.
Сварожич — сын бога Сварога — одного из самых могущественных божеств древнеславянской мифологии, царствовал с 28 сентября по 15 октября. У древних славян Сварожич олицетворял земной огонь. Сварожич — бог огня, происходил от неба, от Солнца. Ему приписывали благодетельные силы, ведь он давал тепло и свет, и губительные, так как из-за него случались пожары и засухи. Некоторые славянские племена почитали Сварожича ещё и как бога войны и побед. Сварожич считался покровителем воинов, природных стихий, профессий людей. Все, кому посчастливилось родиться под знаком Сварожича, проживут всю жизнь со смыслом. Первая половина их жизни, скорее всего, будет настоящей борьбой, зато вторая принесёт богатство, почёт и всеобщее уважение.
Особое празднество — «Именины овина» (7 октября), принеся богу жертву, испив овин, за пиршественным столом, вкушая подобающую еду. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю. Золотая осень — это время Сварожича-Овинника. Именины Сварожича справляли в день осеннего равноденствия, когда природа празднует прощальный бал осенних красок.
Сварожич — символ небесного огня, упавшего с неба и укрощённого людьми. Поэтому искусство и ремесло дают смысл жизни человека-Сварожича, который отличается утончённым художественным вкусом, умением всюду видеть красоту и открывать её для других. У Сварожича светоносный характер. Его грустная полуулыбка неотразима, но ему нельзя забывать о том, что уныние — это страшный грех (ибо идёт ему самому во вред). Человек-Сварожич хорошо разбирается в жизни при помощи наблюдательности и высокого интеллекта. Люди этого знака рациональны и всё стремятся разложить по полочкам. Иначе им нельзя: они рождаются в то время года, когда идёт подсчёт запасов на зиму. Всего, что собрано, должно хватить до следующего лета. Люди-Сварожичи умны, рациональны, хорошо считают и ориентируются в пространстве. Они созданы для того, чтобы двигать вперёд науку и культуру. Сварожич дарит неугасимый огонь мысли. Все ремёсла ему подвластны, от кузнечного дела до изящной поэзии. Человек-Сварожич — это прекрасный педагог. Он несёт людям свет знаний, блистая отточенностью мысли и совершенством стиля. Его нужно беречь, чтобы он не сгорел полностью в творческом божественном огне.+
В браке Сварожич постигает закон двуединства и полностью обретает себя. С именин Сварожича начинается пора осенних свадеб. Человек этого знака верит в идеальный брак и в то, что где-то на свете существует его вторая половинка. Если он всерьёз займётся поисками, не размениваясь по мелочам, половинка и в самом деле найдётся.
Свою энергию Сварожич черпает у огня, на который может смотреть бесконечно. Сварожичу приносят удачу его две тотемные птицы: петух и лебедь. Для Сварожича главное — это не растерять свои идеалы, нравственные ориентиры и всегда гореть не сгорая.
via