У большинства народов мира существуют мифы и легенды о монстрах и других фантастических существах, которые возникают в богатом воображение человечества. За тысячу лет до Колумба, европейцы собрали большое количество знаний о одноглазых животных, драконах, гигантах, амазонках и безголовых монстрах, которые дышали через свои животы.
Эти странные идеи и легенды были быстро привиты в Америке. На многих самых ранних картах, граверы включали изображения морских монстров и драконов земли в тех местах, где они ещё были неизведаны. Испанцы, которые поселились в Нью-Мексико на начало колониальной эпохи принесли с собой свой Старый Мир понятий монстров и мифических существ.
Например, когда Хуан де Oñate возглавил экспедицию из верхней Рио-Гранде, к западу, в Аризону, в 1604 году, он был в сопровождении Отца Франциско де Эскобар. Священник был экспертом в индийских языках.
В разговоре с туземцами, вдоль Реки Колорадо, он утверждал, что они рассказали ему о любопытных существ, которые жили за горизонтом, “чудовищными и неизвестными в наше время”. Среди них были человекообразные существ с большими ушами, которые тянулись до земли, у других при рождении была только одна нога; племя людей, которые спали стоя, и другое племя, спавшее под водой.
Существует редкая книга написана на французском и опубликован в Париже в 1784 году, содержащие гравюры монстров, которые как предполагается должны населять Нью-Мексико. В ее страницах, присутствует несколько изображений “гарпий”, которые являются птицами или животными с человеческими головами и рожками. Автор этого странного труда, был принц французского Королевского дома, который позже взошел на трон как король.
В народную культуру Рио-Гранде, входит история свирепого монстра, известного как Василиск, по-испански el basilisco. Легенда возникла в Северной Африке, была принесенная в Испании маврами, а потом перенесенная в колонии в Америке. Василиск-описывается по разном, как большая ящерица, змея или дракона. Во всех случаях, дыхание его или взгляд, попавший на человека, считался смертельным.
В испанском мифе существо рождается от яйца, отложенного петухом. Если Василиск пересекается с кем то взглядом, то этот человек непременно умирает.
Однажды, Василиск нашёл на дереве, которое росло рядом с Albuquerqueto-Эль-Пасо, в котором останавливались путешественники. Многие ничего не подозревающего путники были убиты его убийственным взглядом. Побороть его удалость только хитростью, напротив него разместили зеркало, после чего монстров посомтрев в нег о, испустил дух. Та же история, с небольшими вариациями, возникает в таких далеких друг от друга местах, как Испания, Гватемала, Чили. Еще одна распространенная сказка в Нью-Мексико, рассказывает чудовищном змее. Это легенда, произошла от американских индейцев. Генерал-лейтенант Джеймс Аберт писал в 1846 о гигантской боге змеи , которая когда то жила в подземельях Кивы, и питалась младенцами.
Его большой аппетит способствовал вымиранию Пуэбло в конце 1830-х годах. Про этого зверя, рассказал торговец Санта-Фе Джозия Грегг: “Однажды я встретил мексиканского фермера, который утверждал, что при входе в Пекос Пуэбло, однажды зимним утром, он увидел огромный след рептилии на снегу, такой же большой, как если бы тащили быка.” Индейцы Таос-Пуэбло также, по слухам, в 19 веке поклонялись гигантской гремучей змее, которая поедала их младенцев во время важных праздников. Во время восстания 1847 года американские вооруженные силы напали на Пуэбло. В ходе этой битвы был убит гигантский змей, чьи останки сожгли вместе с деревней