Уже давно замечено совпадение в расположении некоторых звезд созвездия Ориона и крупнейших египетских пирамид. Но мало кто знает, что знаменитые своими пророчествами индейцы племени хопи также верили в «богов» с одной из звезд Ориона.
Древние египтяне почитали звезды Ориона, так как, по их мнению, там находилась обитель богов. В Текстах пирамид, древнейшем произведении египетской религиозной литературы, есть обращение к фараону, смысл которого можно передать примерно так: «О, фараон! Ты — великая звезда, спутник Ориона, путешествуешь по небу с Орионом, управляешь подлунным миром вместе с Осирисом, ты восходишь на востоке, возрождаешься вновь в свой сезон и свой момент времени».
У индейцев хопи облик богов с Ориона конкретизирован. Но начнем с легенд самих хопи, рассказывающих об их происхождении. Индейцы считают своей прародиной север, откуда после Великого потопа они пришли сначала в Центральную Америку, а затем в те края, где живут до сих пор. Сейчас эту местность называют «Четыре угла», поскольку тут сходятся под прямыми углами границы четырех американских штатов — Аризоны, Нью-Мехико, Юты и Колорадо.
К ним примыкает и штат Невада. Неподалеку, в Неваде, находятся и Лас-Вегас, и пресловутая Зона 51. Рядом — Большой Каньон в долине реки Колорадо. Весьма интересный район! Культовая деревня хопи, Ораиби, по данным археологов, населена людьми такого типа уже пять тысяч лет. Во время ритуальных танцев хопи один из шаманов обычно изображает Качинас — существо с Голубой Звезды. Ему нельзя снимать маску перед детьми — иначе, по представлениям индейцев, вера племени погибнет и некому будет спасать мир. Индейцев майя хопи считают своими родственниками.
Традиционный дом хопи не имеет окон. Люди выходят на крыши, когда им надо осмотреться по сторонам. Согласно легендам индейцев, после природного катаклизма им помогли «высокие и почитаемые посвященные», спустившиеся с неба, из места под названием Тоонаоттекха. Их хопи называют Качинас (во множественном числе). Благодаря Качинас индейцы научились обрабатывать металлы, узнали азы астрономии и медицины. Качинас изображают в виде особых кукол.Во время ритуальных танцев хопи один из шаманов обычно изображает Качинас В последние годы темой богов хопи много занимается американский исследователь Гари А.Дэвид. Его точка зрения изложена, в частности, в книге «Зона Ориона». Выделим в концепции Г.Дэвида основное. Во-первых, он сопоставляет древние сооружения хопи с расположением звезд Ориона, найдя на Земле проекции двух одинаковых рисунков этого созвездия.
Причем исследователь особо выделяет звезду Пи-3 Ориона, поскольку она включена в перечень ста звезд, перспективных для поиска планет земного типа, весьма напоминает наше Солнце, к тому же находится на расстоянии 26 световых лет от Земли, что приемлемо для гипотезы о палеоконтактах. Во-вторых, изображения богов в петроглифах хопи Г.Дэвид сопоставляет с существами, чем-то напоминающими муравьев, отличающихся большими глазами, иногда имеющих некое подобие антенн на головах. В-третьих, бога смерти у хопи по имени Масау (что означает «муравей») он также сопоставляет с этими существами. В-четвертых, американский автор прямо сопоставляет культ Ориона в Древнем Египте с верованиями хопи, считая, что они восходят к одному источнику, как и древняя герметическая традиция с ее знаменитым изречением «То, что вверху, то и внизу», которое Г.Дэвид часто цитирует. Наконец, исследователь подчеркивает особую роль зимних и летних солнцестояний в празднествах индейцев хопи, однако это явление имеет аналогии у многих племен вне зависимости от наличия либо отсутствия у них культа Ориона. Отметим, что «взгляд с небес на землю» в версии Г.Дэвида отличается очень большой масштабностью, охватывая значительный район юго-запада США, включая Большой Каньон, Каньон Чако, даже известную Долину смерти в Калифорнии. Посмотрим, не торопясь разделить точку зрения Г.Дэвида, на варианты кукол небесных учителей Качинас у хопи, на наряд индейского танцора из Аризоны, в головном уборе которого можно усмотреть намек на три звезды пояса Ориона, и, наконец, на особый костюм танцора хопи, изображающего Качина с Голубой Звезды, в связи с чем на его юбке выделяется плетение бирюзового цвета. Заметим сразу, что особо выделяемая Г.Дэвидом звезда Пи- З Ориона кажется весьма интересным объектом и автору, однако она золотистая, а не голубая. Правда, сторонники точки зрения американского исследователя могут возразить, сославшись на то, что Качинас могли приходить не только из одного места на небе. Весьма интересно сопоставление расположения на Земле каменных поселков-крепостей хопи, датируемых приблизительно XI—XII веками нашей эры, сразу с двумя проекциями созвездия Орион. Напрашивается мысль о том, что одна символизирует положение его звезд в момент летнего солнцестояния, в то время как другая — в момент солнцестояния зимнего. Особо любопытна проекция расположения звезды Пи-З: на мифологических изображениях Ориона в виде охотника ей соответствует то место, где находится лук Ориона. В одном из случаев (земной Орион, по терминологии Г.Дэвида) проекция попадает на край Большого Каньона.
В концепции Г.Дэвида есть еще множество любопытных деталей. Так, церемония освящения целебной воды на августовском празднике змей у хопи включает в себя символическое облагораживание воды солнечным светом («верхнее» делает целебным «нижнее»). Исследователь придает особое значение проекции созвездия на район Большого Каньона для 4500 года до н.э. Наконец, три расположенные в Аризоне горы — Хэмфри, Агассис, Фримонт индейцы хопи считают зимним местом обитания своих учителей Качинас. И это вновь указывает на пояс Ориона из трех звезд.
Конечно, сопоставление, которые сделал Гарри Дэвид, спорно и вызывает некоторые вопросы. Но, в любом случае, его теория заслуживает пристального внимания. Вполне вероятно, что легенды индейцев хопи имеют под собой реальные основания, и теория Гарри Дэвида позволила взглянуть на них с иной точки зрения.
Содержание
- 1 ОБРЯДЫ ИНДЕЙЦЕВ ХОПИ — ПОДДЕРЖИВАЮТ ЖИЗНЬ на ЗЕМЛЕ?
- 2 Обряды и предсказания хопи
- 3 Космология индейцев хопи
- 4 Целительство и магия хопи и навахо
- 5 Инициации хопи
- 6 О чём ныне вещают духи хопи
- 7 Священные тексты (таблички) Клана Медведя
ОБРЯДЫ ИНДЕЙЦЕВ ХОПИ — ПОДДЕРЖИВАЮТ ЖИЗНЬ на ЗЕМЛЕ?
Когда Мартин Гашвесеома, кикмонгвис, т.е. вождь и старейшина индейцев хопи обратился в консульство Японии за визой, японские чиновники долго ломали голову: «Кто такой? Что за страна?». Но из Токио их строго одернули и приказали визу выдать. Канада впустила его незамедлительно. Индия после трёхдневного раздумья во въезде отказала — видно приезд индейского кикмонгвисома был крайне нежелателен для правящих кругов. Мартин встречался также с тибетскими ламами. В США же его сначала дважды не пускали на порог штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, но когда какой-то безымянный бюрократ всё же выслушал Верховного ясновидящего хопи, то сразу же бросился с докладом к генеральному секретарю — столь убедительными показались ему предсказания индейского старца о грядущих событиях.
Этой крохотной страны не найти ни на одной карте мира, хотя по уверениям её жителей, она держит в своих руках судьбы не только Америки, но и, возможно, даже всей Земли. Страна хопи — это самопровозглашённое образование на северо-востоке штата Аризона. На самом деле это всего лишь резервация, которую правительство США «щедро» предоставило коренным жителям Америки. На паспортах подданных значится: «Суверенная страна Хопи», и выдаются они бессрочно, «пока светит солнце, растут травы и текут воды», самим кикмонгвисом — Мартином Гашвесеомой, вождём и старейшиной индейцев хопи.
Своеобразная столица хопи — утопающая в пыли деревня Хотевилла, живая и далеко не пасторальная картина из быта американских индейцев, добровольно обрекших себя на жизнь по образу и подобию своих далеких предков. В их домах, сложенных из дикого камня, нет ни электричества, ни отопления, ни проточной воды, а дощатые нужники разбросаны по задворкам… На плоских крышах домов томятся в неволе скованные цепью золотоголовые орлы и ястребы, печально поглядывающие в бездонное синее небо на своих собратьев, свободно там парящих. Это ритуальные птицы, и очень скоро, во время очередного кланового праздника, им безжалостно перережут горло. Десятки редчайших особей пустят под нож ради их ценного оперения, которым украсят себя вожди, шаманы и воины. Орлы занесены в Красную книгу, закон США запрещает их отлов и отстрел, но в Стране хопи свои законы: «Издревле мы пользовались перьями орлов, дабы вознестись на них к Великому духу!». И с этим карабкаются мальчишки на отвесные скалы в поисках орлиных гнезд, разоряют их, срываются с круч, калечатся и нередко погибают. Они не ходят в школу, но не потому, что им негде учиться, а потому что «учение белых разрушает природное развитие хопи и ставит под угрозу их будущее!».
В беседах с журналистами Мартин Гашвесеома говорит: «Наша жизнь проста. У нас ничего нет. Но если вы согласитесь жить по-нашему и последуете моим заветам, то проживете долгую, спокойную и счастливую жизнь.» Он принимает гостей у себя дома, за обеденным столом, заваленным домашним мусором. Над его головой висит керосиновая лампа «летучая мышь», в углу гудит чугунная печь времен гражданской войны, на стене приколочен флаг Суверенной страны хопи — со свастикой, переплетенной с шестиконечной звездой. «Это означает: вместе с другими народами мы защитим Землю и жизнь на ней, сохранив ее природное равновесие. Бледнолицые и наши враги, навахо, не должны знать, сколько сейчас хопи. Но когда на праздник в Хотевиллу съезжаются все, даже те, кто подался на заработки в город или безрассудно женился на стороне, мы видим, как умножается наше племя».
Живя в резервации хопи отказываются от помощи правительства — пенсий, пособий, стипендий, кредитов. На это кикмонгвис Мартин убеждённо говорит: «Нас никто не загонял в резервацию. Мы сами сознательно сделали свой выбор. Нам не нужны деньги белых людей и разбогатевших индейцев-оборотней. Нас деньги вообще не интересуют. У нас под ногами, в земле, несметные сокровища — золото, платина, серебро, уран. Мы предсказали эти богатства уже давно, но не будем их трогать до наступления полного очищения от скверны. Провидение избрало нас быть провидцами катастроф. Хопи предсказали первую мировую войну. 27 марта 1911 года наш вождь, Юкиума, предупредил президента Тафта о надвигающейся угрозе миру. Запись беседы сохранилась. Хопи также первыми предсказали и вторую мировую войну, и третью. Губительные землетрясения в Калифорнии, Японии и Турции были предсказаны нами с точностью до дня. Мы предупредили мир о падении кометы на другую планету в июле 1994 года». (Речь о комете Шумейкера-Леви, 21 осколок которой упал на Юпитер.)
Обряды и предсказания хопи
Индейцы хопи, или, как их раньше называли испанцы, пуэбло — это одна из древнейших цивилизаций Северной Америки. Они хранят знания о предыдущих земных цивилизациях.
У хопи считается, что, пока они делают свои обряды, планета существует, а если они прекратят выполнять их, то Земля очень скоро погибнет. Весь год по сложному календарю несколько раз в месяц проводятся специальные ритуалы, обряды, задача которых — это поддержание состояния нашей ноосферы, т.е. баланса отношений человека и тонкоматериального мира. Эта философия пронизывает всё существование хопи, и вся их жизнь и быт подчинены этой мессианской роли.
Сама структура обряда хопи направлена на то, чтобы поддерживать постоянный контакт между миром духов и миром людей. Очень интересны сами обрядовые техники, которые используют хопи. У них существует очень сложная система танцев, которые связаны с вхождением духов в нашу реальность. Шаман отдает свое тело, и в нем проявляется дух. Сам по себе обряд устроен таким образом: где-то около суток хопи медитируют в специальном храме Кива, который построен по принципу муравейника. В него входят через крышу, лестница находится в центре.
Когда они находятся в этом муравейнике в трансе, в них входят духи. Они надевают специальные одежды, специальные маски, и начинают свои танцы. Интересно, что подлинные танцы никто не смог снять на видео и на фото. Естественно, шаманы предупреждают, что не надо снимать, но люди тайком это делают, и практически всегда фотопленка засвечивается, а на видео никакого сигнала нет. Эта вещь магически совершенно жестко закрыта. Сами маски тоже очень интересны. Они не напоминают никакие другие маски, которые мы встречаем на Земле у других народов.
Одна из верховных богинь хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле, включая и человека — Женщина-паук. Соответственно, её клан является одним из центральных в традиции хопи. В настоящее время кикмонгвисом — духовным лидером клана Женщины-паука, и одновременно вождём и старейшиной нации, является 78-летний Мартин Гашвесеома (Мартин Гашвесеома). Именно ему поручено хранить древние тексты, по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.
В этих текстах содержится знание не только о прошлом, но и о будущем. По представлениям хопи мы сейчас живём на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме.
Одна из основных миссий хопи и состоит в том, чтобы нести знание, сохраняя преемственность между цивилизациями. В сохранении этой преемственности играет огромную роль инициация (обретение шаманского дара). А центральной задачей инициации является приобщение к этому сакральному знанию и миру духов и Богов, помогающих выполнять эту миссию. Чтобы понять её логику и смысл, надо немного остановиться на космологических представлениях хопи и передаваемом из поколения в поколение даре целительства.
Космология индейцев хопи
Согласно мифологии индейцев хопи, изначально существовал только творец Тайова, он находился в бесконечном пространстве без времени, формы и жизни. Первым он сотворил своего помощника (племянника) Сотукнанга и поручил ему реализацию своего всеобщего плана (Тувагачи). Потом Сотукнанг создал из земли, воды и воздуха 9 миров. Первые два были предназначены для них с Творцом, а остальные 7 — для будущей жизни.
На следующем этапе произошло создание жизни и человека в первом мире, называемом Токпела (Бесконечное пространство). Для этого Сотукнанг сотворил первую Богиню Кокъянгвиити, Женщину-паука. В данном контексте образ паука ассоциируется с созданием паутины как мандалы всеобщей гармонии. В свою очередь, она создала двух вспомогательных божеств — хранителей биосферы. Первый из них, Погангхойя, должен был следить за экологическим равновесием. Второй, Палонгавхойя (Эхо), контролировал плотные и тонкие вибрации биосферы, или, говоря современным языком, следил за информационным равновесием. Вместе они поддерживали вращение земной оси.
После того, как Погангхойя и Палонгавхойя закончили подготовку Земли к жизни, Женщина-паук создала растения, птиц и животных и всех остальных существ, населяющих биосферу. Наступила очередь человека. По образу и подобию Сотукнанга она сотворила четырёх мужчин разных цветов кожи (жёлтого, красного, белого и чёрного), затем сотворила им жён. Пройдя через три фазы Созидания, они увидели своего Творца в облике Солнца, вдохнувшего в них жизнь.
Однако эти первые люди ещё не умели говорить. Чтобы дать им речь, мудрость и силу, она позвала Сотукнанга. Людям с разным цветом кожи он дал разные языки и силу размножаться. Однако первые люди прекрасно понимали друг друга и без слов, общаясь телепатически. Языки им были даны для исполнения замысла Творца, так как при произнесении молитв и пении песен их энергетические центры генерировали вибрации, трансформировавшие ноосферу Земли в нужном направлении. По-видимому, разные языки были нужны для воздействия на разные спектры тонких вибраций.
Согласно легендам хопи, первые люди мало напоминали современного человека и были больше похожи на разумных насекомых. Они жили очень счастливо в мире с животными, питаясь плодами матери Земли, пока не стали нарушать заповеди Сотукнанга и Женщины-паука о служении Творцу.
Стало появляться все больше людей, использующих вибрационные центры тела для своих эгоистических целей. Этому способствовали и два искусителя. Первый из них, Лаваихойа, появлявшийся в виде птицы-пересмешника Мочни, сеял национализм и антропоцентризм. Он убеждал людей в том, что они выше животных, а также в различиях между расами с разным цветом кожи и языком. Другой, Катойа, имел облик змеи с большой головой. Он сеял подозрительность, жестокость и нетерпимость.
В результате мир и покой исчезли на Земле. Осталось лишь очень немного людей, сохранивших веру в Творца и преданность его замыслу. Видя это, Тайова и Сотукнанг решили уничтожить этот мир, лишь те, кто сохранил чистоту, могли спастись. К ним явился Сотукнанг и предупредил о приближающемся конце света. Он сказал, что им следует идти в указанное место, ориентируясь ночью по звезде, а днем по облаку, которые можно увидеть вибрационным центром на макушке головы (копави).
Через много дней и ночей люди из разных стран и народов собрались в указанном месте — это и были первые Хопи. Затем появился Сотукнанг, подвёл их к горе, где жили люди-муравьи, и приказал открыть входное отверстие. Это и был своего рода космический корабль, где люди пережили уничтожение первой земли.
Первый Мир, Токпела, был разрушен огнём очень быстро, однако пришлось ждать довольно долго, пока он остынет, чтобы сотворить новый мир. Когда Сотукнанг закончил свою работу, он пришёл на крышку муравейника и постучал по ней. Тогда вождь людей-муравьёв поднялся к отверстию и открыл его.
Новый мир Токпа (Тёмная Полночь) оказался не столь совершенным, как первый, но тоже был по-своему прекрасен. В нём люди-муравьи превратились в насекомых муравьев. Хопи же дали начало земным народам. Они по-прежнему не нуждались в языке как способе общения, а видели и говорили друг с другом на любых расстояниях с помощью центра на макушке головы.
Животные во втором мире были дикими и держались в стороне от людей. В этом мире люди стали изготовлять предметы и запасать пищу, как это делали муравьи. Они научились строить дома и деревни, прокладывать дороги, появилась торговля. Тут то и охватила людей жажда накопительства. В этом мире было, в принципе, всё, что нужно человеку, но они желали иметь всё больше и больше. Люди перестали петь гимны Творцу, а стали восхвалять товары. Потребительская психология породила жадность и ссоры, в конце концов, между деревнями разгорелись войны. Поэтому было решено уничтожить и этот мир, а Хопи (избранные люди) снова переждали конец Земли у людей-муравьёв.
По приказу Сотукнанга ось Второго мира была предоставлена самой себе, он стал вращаться с огромной скоростью, раскачиваться и, дважды перевернувшись, сошел с орбиты вокруг Солнца. В результате, горы и моря перемешались, затем все превратилось в кусок льда, т.е. наступил период всемирного оледенения.
Когда всё старое разрушилось, Сотукнанг возвратил Землю на прежнюю орбиту и начал создание третьего мира Кускурза (или Кускурца). После того, как всё было готово, он открыл крышку муравейника и выпустил из него людей.
Интересно, что в современной традиции Хопи образ такого космического муравейника воплощён в их храме Кива. Выходя из него, участники церемонии поднимаются по лестнице в центре храма через отверстие в потолке. Это символизирует переход в новый мир.
В третьем мире размножение и развитие людей пошло столь быстрыми темпами, что стали появляться города и страны, возникла цивилизация. И тут опять многие люди стали забывать о своём предназначении, попали под влияние животных страстей. В этом мире возобладала похоть, много людей начали использовать свою репродуктивную силу извращённым способом. Чем в большее число сексуальных связей вступали женщины и мужчины, тем выше был их сексуальный статус.
Соответственно, исказилось и использование творческого потенциала, тесно связанного с сексуальной энергией, применение его для низменных целей. Началось создание магических механизмов, предназначенных для войны. Тут особо пагубную роль сыграл Клан Лука. Так, были созданы первые летающие аппараты патуввота, имеющие форму щитов и питаемые жизненной энергией людей (не трудно заметить, что всё это очень напоминает НЛО).
Вскоре очень многие люди научились строить патуввота, начались разрушительные войны. Увидев это, Сотукнанг решил снова разрушить третий мир, но уже с помощью потопа. Он пришёл к Женщине-пауку и научил её, как спасти праведных людей, пока их не совратили или не убили. В этот раз из полых стеблей специального растения, вроде бамбука или тростника, были изготовлены герметичные контейнеры с небольшим запасом воды и пищи (хурусуки, тесто из белой кукурузной муки). В них люди и переждали ужасный потоп, уничтоживший всю сушу. Интересно, что количество пищи и воды не уменьшалось, сколько бы люди не пили и не ели. Согласно легендам Хопи, остатки третьего мира до сих пор лежат под толщей океанов. Тут налицо очень много аналогий с легендами об Атлантиде, шумерскими и библейскими сказаниями.
Когда воды успокоились, и был создан новый мир, люди вышли из своих контейнеров и оказались на небольшом клочке земли, вершине высочайшей горы предыдущего мира. На этот раз путь к следующему, четвертому миру оказался намного труднее. Люди были вынуждены сделать плоты и плыть от острова к острову, пока, наконец, не попали на земли нового мира Тувакачи (Законченный Мир). Дорогу они находили благодаря помощи Женщины-паука и магическому видению через высший центр на макушке головы.
О духовно продвинутом человеке, у которого этот центр активен, хопи говорят, что «у него открыта Дверь на макушке головы». Соответственно, высший уровень шаманского дара, который при инициации могут получить только избранные, это открытие этого центра.
Столь сложный путь был, по-видимому, связан с необходимостью закалить людей испытаниями, чтобы уменьшить шансы повторения ошибок прежних миров, где всё давалось слишком легко и просто. Согласно легенде, каждый раз, когда люди думали, что достигли вожделенной земли, Женщина-паук говорила им: «Слишком легко и приятно жить здесь, и вы вскоре снова встанете на путь зла».
Этот мир Тувакачи и был тем миром, где мы сейчас живём. Он не так прекрасен, как предыдущие миры. Его особенность в существовании полярностей: холода и жары, красоты и убогости и т.д. Иными словами, у людей было из чего выбирать. Напутствуя людей, Сотукнанг сказал, что, живя здесь и делая свой выбор, люди покажут, смогут ли они выполнить замыслы Творения, или же придёт время уничтожить и этот мир.
Защитником и хранителем четвёртого мира стал бессмертный дух Массау. Ему же принадлежит очень большая роль и в традиции хопи. Он является их наставником и учителем, посредником между людьми и Богами. Попав в наш мир, Хопи, согласно наставлениям Массау, разделились и начали мигрировать в разных направлениях, заселяя новую землю.
В наши дни индейцы хопи так же продолжают сохранять контакт с Массау. По указаниям Массау Мартин, духовный лидер клана Женщины-паука, созывал пресс-конференцию перед началом новой агрессии в Ираке, пытаясь остановить третью мировую войну. Естественно, такой контакт доступен лишь посвящённым очень высокого уровня, прошедшим высшие ступени инициации.
Для хопи именно эти способности — быть в контакте с высшими духами, служить планам Творения, предчувствовать будущее — являются высшим шаманским даром. Что касается парапсихологических и целительских способностей, то им отводится достаточно второстепенная роль, они никогда не рассматриваются как основная цель процесса инициации. Хотя у хопи, навахо и других племён есть разные шаманы: одни занимаются бытовой магией и целительством, а другие — чёрной магией. Последних называют «людьми с двумя сердцами». Тут, конечно, подразумевается энергетический сердечный центр. У хопи, сохранивших верность традиции, один сердечный центр, через который они находятся в контакте с Творцом, а у тех, кто выбрал путь зла, появляется второй, связывающий их с демоническими духами.
С этой точки зрения, традиции хопи и навахо очень похожи на древние религии Востока: индуизм, буддизм, даосизм. В них так же магические способности рассматриваются как нечто второстепенное, зачастую мешающее прохождению высших ступеней инициации. Поэтому было бы большой ошибкой считать основным шаманским даром обретение необычных способностей, связанных с бытовой магией и целительством. Это справедливо лишь для крайне примитивных сообществ, ещё не слишком далеко ушедших от животного состояния, или же являющихся деградировавшими остатками некогда великих культур.
Целительство и магия хопи и навахо
У индейцев хопи существовали ритуалы инициации, направленные на обретение дара целительства. Для такого шамана-целителя первостепенное значение имело развитие центра внутреннего видения, расположенного над переносицей. Согласно легендам, изначально люди не знали болезней. Как физические, так и психические заболевания появились лишь после того, как в мир пришло зло.
Именно люди или духи, попавшие под влияние зла, являлись источником очень многих болезней. При этом часть болезней могла быть вызвана и естественными причинами. Чтобы определить причину, шаман-целитель последовательно клал свои руки на энергетические центры пациента. В первую очередь обследовалась макушка головы, затем центр над глазами, в горле, на груди в области сердца и на животе. Чувствуя вибрации центров, он определял источник заболевания.
Если причина болезни не была связана с организмом больного, а пришла извне, знахарь использовал прозрачный кристалл, чтобы определить, кто навёл порчу. Предварительно кристалл активировался солнечным светом, а затем знахарь осматривал через него каждый энергетический центр. При этом он видел, чем вызвана болезнь, а часто и лицо «человека с двумя сердцами», наславшего порчу.
Очень интересные обряды, связанные с получением шаманского дара и бытовой магией, сохранились у ближайших соседей хопи — навахо. Они являются представителями относительно более молодой цивилизации. По одной из версий первые навахо — выходцы из Сибири, а их отдаленные родственники кеты и сейчас живут в районе Тувы. Мигрируя из Аляски в более южные области Северной Америки, они встретили хопи и, попав под их влияние, переняли мифологию и большинство обрядов и ритуалов.
Так как это произошло несколько тысячелетий назад, сейчас эти две культуры взаимодополняют друг друга, так как что-то лучше сохранилось у одних, что-то у других, а также было развито и обогащено их личным опытом. Очень интересно, что в мифологии навахо и их обрядах очень много общего с тибетской традицией.
Песчаные мандалы индейцев навахо, перенявших у хопи многие обряды и верования. На них изображены архетипы змеиной силы (во многом близкие к индийским образам Кундалини)
Песчаные мандалы индейцев навахо, перенявших у хопи многие обряды и верования. На них изображены архетипы змеиной силы (во многом близкие к индийским образам Кундалини)
Широко известны так называемые песчаные мандалы навахо, используемые в различных обрядах, и, в частности, при инициации. Эти удивительно красивые рисунки из разноцветного песка служат своеобразными вместилищами для духов, призываемых во время обрядов.
Единственным способом избавиться от этого является обращение к шаману-целителю. Во время сложного ритуала он «высасывает» этот кусочек бирюзы из больного органа. Если верить описаниям, при этом также происходит телепортация, то есть без разрезания тканей камень выходит из тела больного.
Таким образом, исследование древних ритуалов инициации у аборигенных жителей Северной Америки позволяет глубже понять культуры, живущие в гармоничных отношениях с окружающей средой, их систему ценностей и саму логику отношений с миром природы. Использование их опыта в нашей современной цивилизации поможет создать более гармоничную и внутренне целостную культуру, преодолеть негативный опыт потребительского общества. Немаловажный интерес представляет и изучение механизмов пробуждения паранормальных способностей с помощью обрядов инициации.
Однако на все это остается очень мало времени, так как с каждым днем катастрофически тают остатки древних культур, а вместо них остается так называемый неошаманизм — причудливая смесь шоу-бизнеса, примитивной экстрасенсорики и манипулятивных сект.
Инициации хопи
Суть инициации была очень тесно связана с процессом творения и ролью человека в микро- и макрокосмосе. В определенном отношении задачей инициации и было приобщение отдельного человека к глобальным космогоническим процессам, выход за пределы животной природы, бессмысленной борьбы за выживание, продолжения рода. Естественно, что после инициации человек продолжал заботиться о своих телесных и социальных функциях, но всё это отступало на второй план по сравнению с его ролью в помощи исполнения планов творца. Соответственно, обретаемые после инициации магические способности служили в первую очередь этому высшему предназначению.
С этой точки зрения, племена индейцев и другие шаманистические традиции, использующие шаманский Дар только для своих эгоистических целей, являются «забывшими» или потерявшими истинный смысл своего существования людьми. И, возможно, основной, древний смысл инициации и заключался в сохранении этого сакрального знания о глубинном смысле человеческого существования, а не в получении каких-то магических сверхспособностей, обретении власти над людьми и силами природы.
В основе обрядов инициации лежит представление хопи о том, что истинными родителями человека являются Божественные сущности, а человеческие родители лишь инструмент проявления их силы. С этой точки зрения, матерью являются Мать-земля и Мать-зерно. Человек создаётся из плоти первой и вскармливается грудью второй. И их отец так же имел два лика. С одной стороны, это был сам творец Тайова, с другой, Солнце — солнечный Бог.
При появлении ребёнка на свет происходила первая инициация. Вот как она описана в «Книге Хопи» Франка Уотерса (Франк Ватерс: «Боок оф тхе Хопи»):
«Когда рождался ребёнок, его Мать-зерно помещали возле него, где оно находилась двадцать дней; и в течение этого времени ребёнок пребывал в темноте. Хотя его новорождённое тело было из этого мира, ребёнок все ещё находился под защитой своих вселенских родителей. Если ребёнок рождался ночью, рано утром на каждой из четырех стен и потолке кукурузной мукой рисовали четыре линии. Если ребёнок рождался в течение дня, линии рисовали на следующее утро. Линии означали, что для него подготовлен духовный, а также временный дом на земле. В первый день ребёнка мыли водой, настоянной на кедре. Затем натирали белой кукурузной мукой мельчайшего помола и оставляли на весь день. На следующий день ребёнка чистили и натирали пеплом кедра, чтобы удалить волосы и детскую кожу. Так повторяли три дня. С пятого по двенадцатый день его мыли и натирали кукурузной мукой через один день и пеплом кедра через четыре дня. Мать ребёнка ежедневно пила кедровую воду.
На пятый день мыли волосы ребёнка и матери, и соскребали с каждой стены и потолка линию, нарисованную кукурузной мукой. Соскобы относили в храм, где находилась пуповина. Каждый последующий пятый день с каждой стены и потолка соскребалась линия из кукурузной муки, и соскобы относились в храм.
Девятнадцать дней дом пребывал в темноте, и ребёнок не видел свет. На двадцатый день, рано утром засветло все тётки ребёнка приходили в дом, каждая несла Мать-зерно в правой руке. Каждая желала стать «крёстной матерью» ребенка. Ребёнка купали. Затем мать ребёнка, держа его на левой руке, брала Мать-зерно, лежавшее возле ребёнка, и четырежды проводила им над ребёнком, от пупка вверх к голове. В первый раз она давала имя, во второй желала малышу долгую жизнь, в третий — здоровье, в четвёртый — успехов в его работе, если ребёнок был мальчиком, или быть хорошей женой и матерью, если это была девочка.
Каждая из тёток по очереди повторяла обряд, давая ребёнку имя клана своей матери или отца. Затем ребенка отдавали его матери. Между тем, жёлтый свет появлялся на востоке. Мать, держа ребёнка на левой руке и Мать-зерно в правой, в сопровождении своей матери — бабушки ребёнка — покидала дом и направлялась на восток. Остановившись, они смотрели на восток, бросая щепотки кукурузной муки в сторону восходящего солнца.
Когда солнце освещало горизонт, мать выходила вперёд, поднимала ребёнка к солнцу и говорила: «Отец Солнце, это — твой ребенок». Снова говорила она эти слова, проводя Матерью-зерном над ребёнком, как она делала это, давая ему имя и желая ему дожить до глубокой старости, чтя законы Творца. Когда мать ребенка завершала обряд, бабушка повторяла его. Затем обе женщины отмечали кукурузной мукой тропинку навстречу солнцу для новой жизни.
Теперь ребёнок принадлежал семье и земле. Мать и бабушка приносили его домой, где его уже ждали тётки. Деревенский глашатай провозглашал рождение ребенка, и в честь новорождённого начинался праздник. Несколько лет ребенка называли разными именами, данными ему. Имя, которое называлось чаще всего, становилось именем ребёнка, а тётка, давшая его, становилась его «крёстной матерью». Мать-зерно оставалось духовной матерью ребёнка».
Первая осознанная инициация происходила через семь-восемь лет после рождения. Она служила посвящению в религиозное сообщество. На ней ребёнок узнавал, что хотя у него есть земные отец и мать, настоящие его родители — это Мать Земля, давшая ему тело, и Отец Солнце, вдохнувший жизнь.
Одновременно он осознавал, что и сам, с одной стороны, является членом семьи и племенного клана, а с другой — частицей Великой вселенной, одним из исполнителей планов Творца. Величайшей же добродетелью, к которой следует стремиться, является смирение.
В самом же ритуале самых различных разновидностей инициации обычно проигрывается весь процесс космогенеза или его часть. При этом большая часть членов сообщества Хопи играет роли различных обитателей тонкоматериального мира — духов Качинас (Качинас). Вселение этих духов в тела участников происходит во время многочасового обряда, проводимого в храме Кива (модели муравейника, в котором Хопи пережидали уничтожение предыдущих миров). После этого участники выходят через отверстие в крыше Кивы, одетые в костюмы и маски разных духов Качинас и начинаются многообразные и красивые обрядовые танцы. Согласно представлениям Хопи, через них духи получают возможность воздействия на физический уровень реальности.
О чём ныне вещают духи хопи
Интерес к пророчествам хопи возрастает год от года. Для чиновников США толчком к этому стало подтверждение пророчества о трагедии 11 сентября 2002 года, предсказанной хопи ещё за год до неё. Эксперты секретных служб засели за расшифровку древних символом, начертанных на каменных плитах и табличках. Некоторые пророчества строго засекречены.
Священные тексты (таблички) Клана Медведя
По словам хопи, земная цивилизация всё же не обречена и у человечества есть будущее. Но сначала придётся заплатить определённую цену за своё высокомерие и неразумность, за неумение жить в гармонии с миром. Хопи рассказывают о «машинах с неба», которые спасут тех, кто следует голосу разума и живёт в гармонии с миром; говорят о домах на Луне и Красной Земле; напоминают о новой яркой звезде, которая вскоре появится на небе… Кстати, астрономы НАСА недавно открыли странный объект в 350 раз больше Солнца, а по каналам Интернета на мгновение просочилась информация и снимки летающего в космосе города…
Всему этому можно и не верить, но за последние 100 лет многие пророчества хопи уже сбылись. Поэтому, сейчас эксперты с особым внимание относятся к предсказанию о том, что 23 декабря 2012 года станет важным днём для человечества (к сведению, та же дата указывается и в пророчествах майя, разница лишь в календарном стиле).
В этот день, по утверждению хопи «великий дух явится снова», и часть человечества перейдёт в другой мир (или другое измерение). Хотя, не исключено, что человечество одумается раньше, и тогда в другой мир перейдёт вся Земля. Данное пророчество этого не исключает.
****************
Предсказывают переход человечества в новую светлую эру. Не только индейцы хопи!