Огненная река разделяющая мир живых и мир мертвых - «Мистика» » «Территория Заблуждений»
Меню

Мистика

Добавлено: 01-дек-2018, 17:09

Огненная река разделяющая мир живых и мир мертвых - «Мистика»



Уже в III тысячелетии до нашей эры на территории современной Украины, между Карпатами и Днепром, праславянские племена начали создавать собственную картину мира, отличную от того, что было у других индоевропейских народов, — религиозно-мифоло гическую. Славянская языческая религия насчитывала около четырех тысяч лет, когда в 988 году князь Владимир крестил Русь и на языческие традиции наложились христианские верования, не уничтожив, а лишь вобрав в себя многие древние представления. Примерно 200 поколений наших предков были славянами-язычниками и еще 50, молясь христианским святым, чтили и древние обычаи. А что мы, сегодняшнее поколение, знаем об истоках нашей духовной культуры?



Долго ли, коротко ли они ехали — никому


не ведомо; ведомо только то, что приехали


они к огненной реке, через реку мост


лежит, а кругом огромный лес…


С раннего детства, еще не начав изучать в школе географию нашей планеты, мы уже хорошо были знакомы с совсем иной, будящей воображение сказочной географией. Сказки и былины открывают чарующий и волшебный мир народной фантазии. Где-то далеко, за тридевять земель, посреди моря-океана возвышается таинственный остров Буян, полный чудес и невиданных диковин. За лесами, за горами течет речка Смородина. А где-то на краю света лежат владения Кащея Бессмертного… Что стоит за этими сказочными образами? Только ли плод досужего вымысла, идущего из глубины веков?


 



Сейчас никто из исследователей уже не сомневается: волшебные сказки, былины и предания хранят в себе ценнейшие сведения о верованиях наших далеких предков, об их мировоззрении. А в основе дошедшего до нынешних дней русского фольклора лежат языческие мифы древних славян. Эти мифы складывались на протяжении тысячелетий и уходят корнями в первобытную эпоху. Однако за прошедшие тысячи лет сюжеты мифов были частично забыты или искажены. На языческие мотивы наложились христианские представления, под воздействием эпох сюжеты модернизировались, обрастали по воле рассказчиков новыми подробностями и в конце концов изменились до неузнаваемости.


Но это только на первый взгляд. Детально изучая, сравнивая разные фольклорные жанры, дополняющие друг друга, многие сказочные образы возможно восстановить такими, какими их себе представляли люди седой старины.


Начнем с речки Смородины, где у калинового моста отважный герой храбро сражался со Змеем Горынычем или Чудом-Юдом поганым. Если образ этой речки сохранился в фольклоре с языческих времен, то какую роль он играл в верованиях древних славян, откуда появился? Ответы на вопросы помогают найти народные заговоры. По сравнению со сказками, былинами и другими фольклорными жанрами заговоры с веками претерпели наименьшие изменения и искажения. Их тексты до XVIII-XIX веков сохранились практически такими, какими их сложили в глубокой древности. Объяснение здесь простое: наши предки, веря в магическую силу заговора, боялись, что он потеряет свою силу, если будет произнесен с искажениями или пропусками. Поэтому заговоры заучивали слово в слово и, передавая из поколения в поколение, сохранили их почти в первозданном виде.


Огненная река Смородина и калиновый мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается:


Тая река свирепая,


Свирепая река, сама сердитая, —


Из-за первоя же струйки


как огонь сечет,


Из-за другой же струйки искра


сыплется,


Из-за третьей же струйки дым


столбом валит,


Дым столбом валит, да сам


со пламенью.


Интересно, что в заговорах нет названия «Смородина», вероятно, оно присуще только сказкам. Заговорное же обозначение реки — «смородяная», именно в форме прилагательного. Название «Смородина», несмотря на всю кажущуюся поэтичность, произошло не от кустарника, отлично всем известного, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Вот и река смородяная — река зловонная, что совсем неудивительно, если от пылающей «выше лесу» смолы «дым столбом валит». Видимо, из-за едкого черного дыма и копоти эту реку в заговорах нередко называют черной. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина».


Непременный атрибут огненной реки — калиновый мост. Разумеется, и он не имеет ничего общего с калиной-кустарником — разве можно соорудить мост из тонких, ломких прутьев? Но в древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но то, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления, — сомневаться не приходится. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной», то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост».


Итак, пылающая огненная река, окутанная клубами едкого черного дыма… Без сомнения, этот фольклорный образ относится к числу мифических, сакральных, поскольку частью реального мира он по своей фантастичности быть не может. Древние народы, в том числе и славянские, представляли мир, мироздание состоящим из трех горизонтальных ярусов. Небо — высший мир богов. Земля — средний, принадлежащий людям. И мир подземный — «тот свет», обитель мертвых и царство темных враждебных сил.


Считалось, что путь в небесный мир богов лежит через восточные земли, священную и чудесную область — ведь именно на востоке восходит, «востекает» Солнце, одно из главных языческих божеств, податель тепла, света и жизни. В противоположность «доброй» стороне — востоку запад, в сознании древних, — страна зла и мрака, а позже — царство Сатаны: на западе Солнце заходит, «западает» за край Земли, словно временно умирает. Наступает ночь — пора нечистой силы, являющейся из преисподней, с запада.


А теперь посмотрим, как в заговорах описывается путь к огненной реке. «Встану я, раба божия, не благословясь, пойду не перекрестясь, из дверей не в двери, из ворот не в ворота, сквозь дыру огородную. Выйду я не в чисто поле, не в подвосточную сторону. Под той ли подзакатной (западной. — Е. Д.) стороной течет смородяная река». А вот отрывок из второго заговора: «Стану не благословясь, пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из двора не воротами, а окладным бревном, в чистое поле не заворами под западную сторону. Под западной стороной стоит столб смоляной. С-под этого столба течет ричка смоляная. По этой ричке плывет сруб соленый. В этом срубе сидит черт-чертуха».


Стало быть, отправляясь на запад, произносящий заговор переносится в нижний мир, на «тот свет», в царство мертвых, а точнее, к его границе, поскольку огненная смородяная река разделяет собой миры живых и мертвых, мир людей и мир нечистой силы. Это подтверждает присутствие в подобных заговорах чертей, зловредных духов, пришедших в христианские верования из язычества. «По той речке черной ездит черт с чертовкой».


Река, разделяющая миры живых и мертвых, существовала в мифологии многих народов, такова, например, река Лета античного мира. Интересно, что в одном из заговоров есть такие слова: «Пойду на Ледь-реку, по той реке плывет кокора, на той кокоре сидит два чертенка». Не намек ли это на реку Лету?


Почему река именно огненная? Этому можно найти сразу несколько объяснений. Первое. Река, разделяя два мира, служит границей и началом мира подземного, тем самым является отчасти его принадлежностью, а значит, противоположна явлениям людского мира. На «том свете» все не так, как в мире людей, это именно «иной мир», потому-то и в реке не вода, а огонь. Там все иначе, неправильно и нелогично, на наш взгляд, там нет божественных законов миропорядка — вспомните начало заговорных текстов, где описываются неправильные действия и пути, ведущие в тот мир: «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь…», то есть не по обычаю, не как принято у добрых людей. И второе. Возможно, потому и говорим мы «потусторонний мир», «потусторонние силы», что они расположены по ту сторону некой границы миров. Поэтому и протекла огненная река между двумя мирами, чтобы, сохраняя космический порядок, исключить даже малую возможность попадания в мир мертвых живого человека. Мир мертвых — это мир душ, тонкой материи, что собственно и остается от живого человека, его плоти после прохождения через огненный поток. Не оттого ли наши предки сжигали своих покойников, чтобы быстро уничтожить плоть и высвободить душу, сделать ее способной к проникновению в иной мир?


Е. ДМИТРИЕВА




Уже в III тысячелетии до нашей эры на территории современной Украины, между Карпатами и Днепром, праславянские племена начали создавать собственную картину мира, отличную от того, что было у других индоевропейских народов, — религиозно-мифоло гическую. Славянская языческая религия насчитывала около четырех тысяч лет, когда в 988 году князь Владимир крестил Русь и на языческие традиции наложились христианские верования, не уничтожив, а лишь вобрав в себя многие древние представления. Примерно 200 поколений наших предков были славянами-язычниками и еще 50, молясь христианским святым, чтили и древние обычаи. А что мы, сегодняшнее поколение, знаем об истоках нашей духовной культуры? Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом огромный лес… С раннего детства, еще не начав изучать в школе географию нашей планеты, мы уже хорошо были знакомы с совсем иной, будящей воображение сказочной географией. Сказки и былины открывают чарующий и волшебный мир народной фантазии. Где-то далеко, за тридевять земель, посреди моря-океана возвышается таинственный остров Буян, полный чудес и невиданных диковин. За лесами, за горами течет речка Смородина. А где-то на краю света лежат владения Кащея Бессмертного… Что стоит за этими сказочными образами? Только ли плод досужего вымысла, идущего из глубины веков? Сейчас никто из исследователей уже не сомневается: волшебные сказки, былины и предания хранят в себе ценнейшие сведения о верованиях наших далеких предков, об их мировоззрении. А в основе дошедшего до нынешних дней русского фольклора лежат языческие мифы древних славян. Эти мифы складывались на протяжении тысячелетий и уходят корнями в первобытную эпоху. Однако за прошедшие тысячи лет сюжеты мифов были частично забыты или искажены. На языческие мотивы наложились христианские представления, под воздействием эпох сюжеты модернизировались, обрастали по воле рассказчиков новыми подробностями и в конце концов изменились до неузнаваемости. Но это только на первый взгляд. Детально изучая, сравнивая разные фольклорные жанры, дополняющие друг друга, многие сказочные образы возможно восстановить такими, какими их себе представляли люди седой старины. Начнем с речки Смородины, где у калинового моста отважный герой храбро сражался со Змеем Горынычем или Чудом-Юдом поганым. Если образ этой речки сохранился в фольклоре с языческих времен, то какую роль он играл в верованиях древних славян, откуда появился? Ответы на вопросы помогают найти народные заговоры. По сравнению со сказками, былинами и другими фольклорными жанрами заговоры с веками претерпели наименьшие изменения и искажения. Их тексты до XVIII-XIX веков сохранились практически такими, какими их сложили в глубокой древности. Объяснение здесь простое: наши предки, веря в магическую силу заговора, боялись, что он потеряет свою силу, если будет произнесен с искажениями или пропусками. Поэтому заговоры заучивали слово в слово и, передавая из поколения в поколение, сохранили их почти в первозданном виде. Огненная река Смородина и калиновый мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается: Тая река свирепая, Свирепая река, сама сердитая, — Из-за первоя же струйки как огонь сечет, Из-за другой же струйки искра сыплется, Из-за третьей же струйки дым столбом валит, Дым столбом валит, да сам со пламенью. Интересно, что в заговорах нет названия «Смородина», вероятно, оно присуще только сказкам. Заговорное же обозначение реки — «смородяная», именно в форме прилагательного. Название «Смородина», несмотря на всю кажущуюся поэтичность, произошло не от кустарника, отлично всем известного, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI-XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Вот и река смородяная — река зловонная, что совсем неудивительно, если от пылающей «выше лесу» смолы «дым столбом валит». Видимо, из-за едкого черного дыма и копоти эту реку в заговорах нередко называют черной. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина». Непременный атрибут огненной реки — калиновый мост. Разумеется, и он не имеет ничего общего с калиной-кустарником — разве можно соорудить мост из тонких, ломких прутьев? Но в древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но то, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления, — сомневаться не приходится. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной», то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост». Итак, пылающая огненная река, окутанная клубами едкого черного дыма… Без сомнения, этот фольклорный образ относится к числу мифических, сакральных, поскольку частью реального мира он по своей фантастичности быть не может. Древние народы, в том числе и славянские, представляли мир, мироздание состоящим из трех горизонтальных ярусов. Небо — высший мир богов. Земля — средний, принадлежащий людям. И мир подземный — «тот свет», обитель мертвых и царство темных враждебных сил. Считалось, что путь в небесный мир богов лежит через восточные земли, священную и чудесную область — ведь именно на востоке восходит, «востекает» Солнце, одно из главных языческих божеств, податель тепла, света и жизни. В противоположность «доброй» стороне — востоку запад, в сознании древних, — страна зла и мрака, а позже — царство Сатаны: на западе Солнце заходит, «западает» за край Земли, словно временно умирает. Наступает ночь — пора нечистой силы, являющейся из преисподней, с запада. А теперь посмотрим, как в заговорах описывается путь к огненной реке. «Встану я, раба божия, не благословясь, пойду не перекрестясь, из дверей не в двери, из ворот не в ворота, сквозь дыру огородную. Выйду я не в чисто поле, не в подвосточную сторону. Под той ли подзакатной (западной. — Е. Д.) стороной течет смородяная река». А вот отрывок из второго заговора: «Стану не благословясь, пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из двора не воротами, а окладным бревном, в чистое поле не заворами под западную сторону. Под западной стороной стоит столб смоляной. С-под этого столба течет ричка смоляная. По этой ричке плывет сруб соленый. В этом срубе сидит черт-чертуха». Стало быть, отправляясь на запад, произносящий заговор переносится в нижний мир, на «тот свет», в царство мертвых, а точнее, к его границе, поскольку огненная смородяная река разделяет собой миры живых и мертвых, мир людей и мир нечистой силы. Это подтверждает присутствие в подобных заговорах чертей, зловредных духов, пришедших в христианские верования из язычества. «По той речке черной ездит черт с чертовкой». Река, разделяющая миры живых и мертвых, существовала в мифологии многих народов, такова, например, река Лета античного мира. Интересно, что в одном из заговоров есть такие слова: «Пойду на Ледь-реку, по той реке плывет кокора, на той кокоре сидит два чертенка». Не намек ли это на реку Лету? Почему река именно огненная? Этому можно найти сразу несколько объяснений. Первое. Река, разделяя два мира, служит границей и началом мира подземного, тем самым является отчасти его принадлежностью, а значит, противоположна явлениям людского мира. На «том свете» все не так, как в мире людей, это именно «иной мир», потому-то и в реке не вода, а огонь. Там все иначе, неправильно и нелогично, на наш взгляд, там нет божественных законов миропорядка — вспомните начало заговорных текстов, где описываются неправильные действия и пути, ведущие в тот мир: «Встану не благословясь, пойду не перекрестясь…», то есть не по обычаю, не как принято у добрых людей. И второе. Возможно, потому и говорим мы «потусторонний мир», «потусторонние силы», что они расположены по ту сторону некой границы миров. Поэтому и протекла огненная река между двумя мирами, чтобы, сохраняя космический порядок, исключить даже малую возможность попадания в мир мертвых живого человека. Мир мертвых — это мир душ, тонкой материи, что собственно и остается от живого человека, его плоти после прохождения через огненный поток. Не оттого ли наши предки сжигали своих покойников, чтобы быстро уничтожить плоть и высвободить душу, сделать ее способной к проникновению в иной мир? Е. ДМИТРИЕВА



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости