Во времена римского императора-язычника Домициана, в конце I века, на удалённый греческий остров в Эгейском море под названием Патмос был сослан в наказание «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» один из первых христиан — апостол Иоанн Богослов. И на этом острове ему открылся один из главных секретов нашего мира…
Иоанн Богослов назвал место, где произойдет решающая схватка между добром и злом
Апостол Иоанн Богослов некоторую часть своей жизни провёл в ссылке на греческом острове Патмос. И однажды, будучи там, он услышал глас Божий «как бы трубный»: «Я есмь Альфа и Омега… то, что видишь, напиши в книгу», после чего перед Иоанном предстала воображаемая грандиозная картина грядущего катаклизма. Того, что положит конец нынешнему грешному миру.
Позже всё явленное в видении Иоанн описал в книге, давно известной миру как «Апокалипсис, или Откровение о судьбах Церкви и всего мира». Это последняя книга Библии и самая трудная для понимания. Стремления расшифровать Иоанновы иносказания и найти за ними реальные исторические события издавна владели исследователями. Они гадали над тем, кто скрывается за одним из кардинальных образов произведения — «вавилонской блудницей», облаченной в порфиру и жемчуга, и решали, что символизирует собой «семиголовый зверь», упивавшийся кровью святых праведников.
Рим или Атлантида
Большинство учёных склоняются к тому, что в фантасмагорической картине Откровения отражены бесчинства императора Нерона, его беспощадная война с безоружными, но сильными духом христианами, хотя то же самое можно отнести и к правлению Домициана. «Вавилонской блудницей» Иоанн якобы именовал державный Рим, а имя Нерона закодировал знаком Антихриста — «666». В неясных символах и аллегорических образах автор Апокалипсиса предрекает Риму близкую гибель, голод, огонь, запустение.
Самостоятельную точку зрения, нашедшую сторонников среди тех, кто верит в истинность эзотерических преданий, высказал ещё в конце XIX века американский писатель Эдвард Беллами. По его мнению, пророчество Иоанна является переводом на греческий язык каких-то отрывков из древних, малоизвестных источников. В образе Вавилона, «города, сидящего на многих морях», Беллами усматривает параллель с платановой Атлантидой, а говоря о «десяти царствах» Иоанна, он также вспоминает сведения греческого философа о десяти царствах Атлантиды. Указание на «багряного зверя» символизирует багряное море заката, то есть Атлантику, как часто именовали океан античные писатели. Для большей убедительности Беллами напоминает, что труды Платона были хорошо известны в эпоху раннего христианства и Иоанн Богослов не мог быть незнаком с ними. Как бы то ни было, но вряд ли нам удастся осознать, что на самом деле «узрел» и имел в виду апостол. Есть в Апокалипсисе и такие слова: «И видел я [выходящих] из уст дракона… это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань… на место, называемое… Армагеддон» (Откр. 16:13-16). Иначе говоря, Иоанн называет место на нашей планете, на котором произойдёт самая последняя вселенская битва между силами добра и зла, свершится величайшее сражение. С тех пор выражение «война Армагеддона» стало означать понятие о конце света, об окончательной апокалиптической войне.
На равнине Мегиддо
Между тем Армагеддон, в отличие от прочих образов, родившихся в голове Иоанна, имеет вполне конкретное объяснение и место на географической карте. Речь идёт о равнине Мегиддо, Мегиддоне или Армагеддоне. Эту прямую и широкую долину, расположенную на северо-востоке Израиля, называют ещё Изреельской долиной. Она отделяет горы Галилеи от гор Самарии, образуя своего рода коридор между рекой Иордан и низменностью Хайфского залива.
Апостол Иоанн назвал именно это место, ибо другого и представить не мог, ведь он родился и жил в Израиле. По долине пролегал отрезок Морского торгового пути (Via Maris), шедшего от Нила до Евфрата, вдоль которого стояли города, в том числе крепость Мегиддо. За обладание этой важной дорогой с древнейших времён здесь не раз проливали кровь. Так, в 1457 году до нашей эры произошла первая в истории документально зафиксированная битва. Египетский фараон Тутмос III решил захватить Палестину и для этого ввёл туда многочисленные войска. Его противник-коалиция ханаанских княжеств — сосредоточился около хорошо укреплённого города Мегиддо, подходы к которому были труднодоступны из-за близких гор.
В «Анналах Тутмоса III» имеется подробный рассказ о походе. «Анналы…» сообщают, что, не посчитавшись с трусливым мнением своих сановников о том, чтобы идти обходной, более безопасной дорогой, фараон избрал рискованный путь через узкое ущелье.
Он внезапно появился перед не ожидавшим его противником. Тутмос III выставил вперёд лучников, и они засыпали врагов тучей стрел. Неприятельская масса поколебалась, но сумела перестроиться в ряды и выпустить вперёд 3 тысячи мчащихся на египтян колесниц. Но и Тутмос не дремал. Его лучники расступились, открыв дорогу лавине своих колесниц. Египетские лошади, покрытые лёгкими синими попонами, стянутыми красными и жёлтыми ремнями, двигались мерной рысью навстречу противнику. С одной и с другой стороны колесничие стреляли из луков и метали дротики. Когда участники сражения сблизились, все перемешалось: опрокинутые кузова, трупы коней и воинов, раненые возничие, соскочившие с колесниц. Всюду слышались крики и стоны.
В эту суматоху ударила многочисленная египетская пехота. В левой руке пехотинцы держали щит, обтянутый кожей, в правой — бронзовый серповидный меч или тяжёлое копьё. Под натиском египтян хуже вооружённый враг отступил, а затем панически бежал, стремясь добраться до крепостных стен. Египтяне одержали победу, но взять крепость Мегиддо удалось лишь после изнурительной семимесячной осады. Разгромив коалицию, Тутмос III стал хозяином Палестины и большей части Сирии. Тысячи пленных, в том числе женщин и детей, были угнаны в Египет.
С тех пор в долине Мегиддо произошли десятки сражений, о многих из которых рассказывает Библия. Около 1004 года до нашей эры израильтяне бились с филистимлянами. В той борьбе погибли царь Саул и его сын Ионафан.
Их тела филистимляне выставили на стенах города Бейт-Шеан, расположенного неподалёку от Мегиддо. В 732 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар III, пройдя по Изреельской долине, завоевал Галилею и превратил её в свою провинцию. В 609 году до нашей эры в долине погиб праведный иудейский царь Иосия. Сражения в этой долине происходили не только в ветхозаветные времена. В 1799 году Наполеон Бонапарт нанёс поражение войскам Османской империи, а в 1918-м турков разбил английский генерал Алленби.
Слой за слоем
Развалины Мегиддо давно обследованы археологами. Раскопки насчитывают 26 культурных слоёв, образовавших холм высотой 60 метров. Город существовал уже в III тысячелетии до нашей эры и был обнесён стеной восьмиметровой ширины!
Среди руин — остатки обширных конюшен царя Соломона на 500 лошадей. Конюшни располагались вокруг большой площадки, где животных объезжали и поили. Для того чтобы в конюшнях всегда имелась проточная вода, царь повелел создать хорошо продуманную систему водоснабжения. Сегодня ещё можно спуститься по ступенькам на 30 метров вниз к горизонтальному туннелю длиной около 120 метров, в конце которого за пределами городских укреплений находится подземный источник. Сохранилось также ассирийское зернохранилище семиметровой глубины с винтообразной лестницей, высеченной в стене.
Ныне вдоль зелёной цветущей Изреельской долины пролегает прямая, как стрела, автомобильная трасса, проезжая по которой, всякий раз замечаешь высокую округлую вершину горы Фавор — место Преображения Иисуса Христа. Трудно, даже невозможно представить, что здесь, у подножия столь священной горы, когда-либо свершится жуткое пророчество апостола Иоанна Богослова.
Но его пророчества имеют свойство сбываться.