Город сверкающих небоскребов, неоновых реклам и забитых автомобилями эстакад, Токио -словно ожившая декорация из фантастического фильма. Впрочем, из всех жанров японцы предпочитают мистику: кажется, что грань между миром живых и миром мертвых в Стране восходящего солнца особенно тонка.
Как и в любой другой столице мира, организованные мистик-туры в Токио пользуются бешеной популярностью среди туристов. Увы, не каждому во время таких прогулок удается увидеть что-нибудь действительно сверхъестественное, но вряд ли кто-то остается внакладе, услышав невероятное множество леденящих кровь городских легенд, герои которых — призраки древних самураев, обманутых жен, жертв автокатастроф и маньяков.
Содержание
- 1 ПРОКЛЯТИЕ САМУРАЯ
- 2 КЛАССИКА ЯПОНСКИХ УЖАСОВ
- 3 МИСТИКА КЛАДБИЩА АОЯМА
- 4 СМЕРТЬ В ТОННЕЛЕ
ПРОКЛЯТИЕ САМУРАЯ
В финансовом сердце Токио, квартале Отэмати, среди бетонных коробок, подпирающих небо, затерялся нетронутый клочок земли — самое проклятое место в городе, если верить его сторожилам. Здесь находится святилище, которое воздвигли, дабы усмирить свирепый дух Тайра-но Масакадо — мятежного полководца, некогда провозгласившего себя новым императором Японии и поплатившегося за то собственной жизнью. Он погиб в бою в 940 году; в назидание другим бунтарям Масакадо отрубили голову и отправили ее в столичный Киото, где выставили на всеобщее обозрение.
Поразительно, но даже спустя три месяца, как гласит предание, голова выглядела словно живая, только лицо самурая еще больше исказилось от злобы, и животный страх овладевал теми, кто рискнул заглянуть в его горящие ненавистью глаза. Наконец в одну безлунную ночь голова засветилась и, поднявшись в воздух, отправилась на поиски тела — в Сибасаки, родную деревню Масакадо, на месте которой и находится в наши дни квартал Отэмати.
Обнаружив ее, сельчане помыли голову и захоронили ровно там, где она и «приземлилась», возведя затем и погребальный холм. Но дух мстительного воина так и не обрел покоя: прошло десять лет, и от его могилы начало исходить ядовитое свечение, а сам он принялся наведываться в гости к живым. Утихомиривали призрак постоянными молитвами и подношениями. Со временем о нем почти забыли, пока в XIII веке не разразилась эпидемия чумы, в которой, разумеется, обвиняли Масакадо: дескать, гнев полководца был вызван строительством храма буддистской секты Тэндай рядом с его могилой.
Следующие столетия холм с головой Масакадо оставался неприкасаемым: никто не смел нарушить покой мятежника -столь сильна была вера в его проклятие. Но после того, как в 1923 году Великое землетрясение Канто — одно из самых разрушительных в истории Японии — практически уничтожило Токио, министерство финансов решило воспользоваться случаем, чтобы сровнять священный курган с землей и построить там новое офисное здание.
В течение двух лет все, кто имел какое-либо отношение к этой затее, включая самого министра и 14 его коллег, погибли при невыясненных обстоятельствах. Несчастья постигли и простых рабочих, занятых на стройке, которые на пустом месте получали серьезные травмы и переломы. Проект решено было свернуть — не-дострой снесли и, проведя серию синтоистских ритуалов, призванных успокоить злой дух, холм таки восстановили.
Ежегодно здесь проводили службу в честь Масакадо, пока не разразилась Вторая мировая. В 1940 году молния ударила в главное здание Минфина, спровоцировав пожар, уничтоживший сооружения вокруг холма. Аккурат в годовщину смерти легендарного полководца, чтобы угодить Масакадо, токийские чиновники установили на проклятом месте каменный мемориал, который стоит и поныне.
Но история беспокойного самурая с того света так и не закончилась. Американцы, взявшие Японию под контроль по окончании войны, пытались расчистить холм под строительство военного автопарка, однако в первый же день работ бульдозер перевернулся, похоронив под собой водителя, за чем последовали и другие несчастные случаи. Паника среди личного состава строителей вкупе с увещеваниями суеверных токийцев вынудили высшее командование отказаться от своих планов на лакомый кусочек земли, вернув Масакадо мир и покой.
А что же случилось с телом самурая? О, по легенде, оно также тщилось разыскать голову, блуждая ночами и приводя в ужас крестьян из Сибасаки, пока не сдалось, упав там, где впоследствии был возведен храм Канда Мёдзин — одна из достопримечательностей современного Отэмати. Самого Масакадо, кстати, давно канонизировали и почитают как покровителя Токио.
Фестиваль в его честь традиционно проводят в Канда Мёдзин в мае. Не забыта дорога и к холму, где покоится голова воина: клерки из банков и контор по соседству не перестают «задабривать» дух Масакадо, более того, даже размещают столы в офисах так, чтобы ни в коем случае не сидеть спиной к могиле. Мало ли…
КЛАССИКА ЯПОНСКИХ УЖАСОВ
История другого токийского призрака-легенды также преисполнена жажды отмщения — она повествует о несчастной Оиве, жене ронина, жившей в начале периода Эдо в селении Ёцуя, что со временем стало частью мегаполиса. Их называли прекрасной парой — Оиву и Иемона, не догадываясь об амбициях последнего — человека корыстного и развращенного.
В то время, когда жена ожидала ребенка, он завел интригу с Оюме — молодой девушкой из знатной семьи, возможный брак с которой сулил Иемону и должности, и богатство. Злодей решил избавиться от Оивы и подговорил слугу, чтобы тот подсыпал в ее напитки смертельный яд. Состояние обманутой женщины ухудшалось с каждым днем, у нее выпали волосы, а правую сторону лица парализовало, превратив его в уродливую пугающую маску.
Когда Оива умерла (22 февраля 1630 года, как выгравировано на ее могильном камне), Ие-мон женился на любовнице, но в день свадьбы, когда ронин поднял вуаль с ее головы, на него смотрело то страшное, будто застывшее от смертельного ужаса лицо — лицо Оивы, которая, умирая, поклялась вернуться и отомстить своему убийце. В агонии схватился Иемон за меч и разрубил голову фантому, но когда он заглянул ему в глаза, то увидел, что они принадлежали Оюме.
Преследуемый хохотом Оивы, самурай бросился к дверям и, приняв за ее призрак отца своей невесты, разрубил на куски и его, но дьявольский смех не утихал. Укрывшись у себя в покоях, Иемон провел ночь, полную кошмаров и видений, а под утро, доведенный до отчаяния, бросился со скалы. Очевидцы трагедии, чтобы предотвратить вероятные злодеяния гневного духа, построили алтарь, куда приносили свои дары для Оивы, хотя ее останки и покоятся в храме Мёгёдзи в районе Сугамо.
Впрочем, в оба места паломники являются и поныне — дабы умилостивить призрак. В основном это актеры, которым предстоит сыграть в классической пьесе кабуки, основанной на истории Оивы. Называется она Токайдо Ёцуя Кайдан — «История о призраке из деревний Ёцуя в области Токайдо». Написана пьеса была в 1825 году Цуруя Намбоку IV, известным автором кайданов (дословно -«рассказов о сверхъестественном») — мистических историй, многие сюжеты и характерные детали которых известны нам из японских ужастиков и их американских ремейков, таких как «Проклятие», «Темные воды» и культовый «Звонок». Все они — о мести и карме, в которую так верят жители Страны восходящего солнца. Герои классических кайданов — ведьмы, демоны и, конечно же, призраки.
Предрассудки это или нет, но над теми, кто играл в спектакле об истории Оивы, будто нависал тяжелый рок. Их по всем фронтам начинали преследовать неудачи, происходили несчастные случаи, приводившие к серьезным травмам, они заболевали неизвестными, не поддающимися лечению болезнями, заражая родных и близких.
Особенно мрачные байки ходили о постановке в токийском Иванами-холле в 1976 году, когда проклятие жены самурая прочувствовали на себе не только актеры, но и вообще все, кто имел отношение к шоу, -от рекизиторов до продюсеров. Чтобы смягчить ее дух, команда в полном составе провела поминальную службу на могиле Оивы, а в день премьеры одно из кресел в первом ряду оставили свободным — для самого важного зрителя из иного мира.
МИСТИКА КЛАДБИЩА АОЯМА
Где искать призраков, как не на кладбище? А самым мистическим из них в Токио слывет Аояма, кладбище, которое в то же время является и одним из самых живописных в мире. Основанное в начале XIX века, кладбище Аояма представляет собой огромный, утопающий в зелени парк. Краски меняются в апреле, когда зацветает сакура, а значит, начинается сезон ханами — любования цветами, длящийся всего неделю.
Японцы эту древнюю традицию не забывают, что видно по числу людей, которые посещают кладбище Аояма в эти дни, как, впрочем, и парки столицы, где высажены деревья сакуры. Гармония разрушается с наступлением сумерек, когда приходит время призраков. Всюду мерещатся чьи-то тени, слышатся стоны и всхлипы, видели здесь и светящиеся орбы, а поутру служители кладбища нередко обнаруживали на памятниках загадочные черные отпечатки — говорят, они возникают лишь на могилах самоубийц.
Среди токийских таксистов с конца 1990-х годов ходит легенда о таинственной пассажирке, которая якобы ловит машину у кладбища Аояма ночью в шторм, но стоит открыть для нее дверь, как она исчезает, сливаясь с дождем. Впрочем, избранным счастливчикам удавалось-таки ее «подвезти». Так, один водитель подобрал грустную молодую девушку, промокшую до нитки, решив, что та возвращается после посещения могилы недавно умершего родственника или друга.
Обычно болтливый, он не стал заводить пустых бесед и в полной тишине довез пассажирку до указанного адреса, однако незнакомка выходить не стала и шепотом попросила таксиста подождать. Время будто остановилось — девушка пристально вглядывалась в окна второго этажа, наблюдая за движениями чьей-то одинокой фигуры. Тем временем дождь лишь усиливался. Наконец, прервав молчание, она назвала новый адрес — частный дом в респектабельном районе.
Прибыв на место, водитель обернулся, чтобы получить за поездку деньги, но заднее сиденье оказалось совершенно пустым — что осталось от скорбной пассажирки, так это небольшая лужица воды! В тот же момент кто-то постучал в дверь — пожилой мужчина с зонтом, вытаскивая бумажник, спросил, что там причитается по счетчику. Оказалось, он хочет заплатить за свою дочь — девушку, погибшую в автомобильной аварии за несколько лет до того и похороненную на кладбище Аояма. По словам отца, она иногда покидает место своего упокоения, дабы «проведать» любимого бойфренда и заодно родителей, повергая в шок доверчивых таксистов.
СМЕРТЬ В ТОННЕЛЕ
Город будущего, Токио пронизан бетонной паутиной из автодорог с многоуровневыми развязками и подземными тоннелями — вполне предсказуемо, что некоторые участки пользуются дурной репутацией, например тоннель Сэндагайя.
Наспех построенный к летним Олимпийским играм в Токио в 1964 году, он пролегает аккурат под старинным кладбищем у храма Сэндзюин. По утверждениям очевидцев, здесь часто появляется девушка, которая, как и предыдущая героиня, пытается остановить такси, чтобы исчезнуть, как только водитель откроет дверь.
Другая «обитательница» тоннеля, облаченная в красное платье, иногда пробегает в потоке машин, нередко проходя сквозь них. А в районе северного выхода можно наблюдать фантом длинноволосой девушки, которая висит вниз головой под потолком, а потом срывается и падает на крышу проезжающего автомобиля.
Мотоциклисты, проезжая через тоннель, в ужасе замечают в зеркалах заднего вида детские лица с черными провалами вместо глаз. Посоревноваться в чертовщине с Сэндагайей может тоннель Сироганэ, известный перекошенными в безмолвном крике лицами, пляшущими по его стенам. Из-за печальной статистики аварий с летальными исходами токийцы считают, что он проклят: дело, мол, в жестоких опытах над животными, которые проводились в исследовательском центре, что когда-то находился в районе тоннеля.
Говорят также, что здесь бывает сам Синигами — японский дух смерти, поджидая свои новые жертвы. Не менее зловещая репутация у тоннеля Коминэ на окраине мегаполиса, связана она с именем Цутому Миядзаки — серийного убийцы, лишившего жизни четырех маленьких девочек в 1988 и 1989 годах. Собственно, здесь был обнаружен изуродованный труп одной из них, и хотя приговор о смертной казни маньяка был приведен в исполнение б лет назад, дух его невинной жертвы все еще остается в мире живых.
Пока в 2001 году тоннель не закрыли, автомобилисты рассказывали о фантоме истекающей кровью девочки, которая выбегала на середину дороги и бросалась прямо под колеса. Сейчас в Коминэ бывают, пожалуй, лишь только охотники за привидениями, специально приезжающие в темное время суток, чтобы пощекотать себе нервишки под тихий детский плач из черной, пугающей глубины заброшенного тоннеля.
Александра МАЛЬЦЕВА