Вот уже несколько месяцев сотрудники музея-заповедника «Старая Сарепта», что в Красноармейском районе, каждый день наливают в толстостенную кружку свежего темного пива, накрывают ее краюхой черного хлеба и оставляют в выставочном зале дома Гольдбаха.
Об этом их попросил… дух старого немца Йохана, давным-давно жившего в этом доме. А в соседнем доме фабриканта Глича нам удалось сфотографировать призрак женщины, которая умерла здесь задолго до появления сарептян.
Содержание
- 1 «Дом светится, а на стене — лицо»
- 2 Пива и хлеба
- 3 Духи охраняют это место
«Дом светится, а на стене — лицо»
Шаги, шепот, странный стук по ночам — к этому давно привыкли сотрудники «Старой Сарепты». С необъяснимыми явлениями часто сталкивались и жители примыкающих к территории музея-заповедника домов: на площади Свободы люди видели бесплотную фигуру девушки и призрачного пса с ярко-зелеными глазами.
— У нас в музее сами собой открывались и закрывались двери, перемещались вещи в закрытых витринах, а на постоянно срабатывающие датчики движения мы уже перестали обращать внимание, — говорит пресс-секретарь музея-заповедника Елена Казанова. — Решив выяснить, кто или что обитает в «Старой Сарепте», мы обратились на телеканал ТНТ, в программу «Битва экстрасенсов». Они откликнулись незамедлительно — к нам приехали лидер первого сезона Алена Орлова и финалистка девятой битвы Нона Хидирян. Едва экстрасенсы ступили на территорию Сарепты, начались чудеса.
— Нона Хидирян сразу направилась к дому Глича, где сейчас располагается молодежный досуговый центр и бильярдный клуб, — говорит руководитель клуба «Гличъ» Светлана Шошина. — Она сказала: «Дом светится, а на стене — лицо». Нона вошла в здание, спустилась в подвал и практически сразу вошла в контакт с духами.
Их оказалось двое — немолодая женщина и ее ребенок. Они поведали Ноне, что живут здесь с незапамятных времен. Старая Сарепта — единственная в России колония немецкого религиозного братства гернгутеров, основанная в 1765 году. До прихода гернгутеров в этих местах в землянках жили кочевые племена. Во время одной из междоусобных войн в своем жилище оказались замурованными женщина с малышом. Они умерли от голода. Спустя годы фабрикант Глич построил здесь целый комплекс зданий, в одном из которых и поселились души матери и ребенка.
— Женщина поведала Ноне, что здесь ее дом и она никуда отсюда не уйдет, — говорит Светлана. — Но прогонять ее никто и не собирается. Экстрасенс уверила нас, что призрак кочевницы ничего плохого нам не сделает, более того — она хранительница этого здания, его добрый дух. Единственное, чего она хочет — чтобы люди знали о ней и не боялись.
— На втором этаже у нас есть стена, которую как-то предложил расписать один из наших постоянных посетителей. Он нарисовал сарептян, играющих на бильярде. У мужчин лица самые типичные, а единственная женщина поражает необычными чертами. Увидев рисунок, Нона воскликнула: «Так вот же она, ваша хранительница!» и пояснила: таким образом через творческих людей душа кочевницы пытается проявить себя.
— Нона переместила наших духов в другой подвал — нежилой, куда никто не ходит, — говорит Светлана. — Но все равно призрак иногда показывается. Экстрасенс уверена: фантом кочевницы каким-то образом влияет на современных обитателей дома Глича. Так, сотрудники клуба зачем-то притащили на работу старое зеркало, швейные принадлежности, женскую одежду, даже связку сушеных баклажанов. Нона Хидирян уверяет, что таким образом она устраивает здесь себе собственный уголок.
Пива и хлеба
Подвал торгового дома Гольдбаха — один из самых красивых и значительных в Сарепте. Экстрасенс Алена Орлова заявила, что здесь тоже живет хранитель, и тут же вышла с ним на связь.
— Она сказала: «Это пожилой сухощавый немец по имени Йохан», — рассказывает руководитель отдела истории и этнографии музея-заповедника «Старая Сарепта» Виктор Медведев. — И дальше говорила с Йоханом на его родном языке, заметив, что понимает его с трудом, так как речь Йохана изобилует старонемецкими оборотами.
Между прочим, сарептяне часто пользовались старонемецким. Так что все это очень похоже на правду.
Йохан пожаловался Алене на сотрудников музея: мол, он обижается на них за недостаток внимания. А между тем он, Йохан, в молодости очень любил выпить пива с черным сарептским хлебом и был бы признателен сотрудникам Сарепты, если б те выделили ему местечко в Доме, где он мог бы предаться любимому занятию.
Алена выбрала место прямо в выставочном зале, куда вот уже несколько месяцев сотрудники музея-заповедника ставят кружку с пивом, накрытую темным хлебом.
— Во время контакта произошла поразительная вещь: внезапно сработала отключенная сигнализация, — продолжает Виктор Медведев. — Все заметались, никто не понимал, что делать, как заставить замолчать воющую сирену. Внезапно все прекратилось: оказывается, дух сделал это в ответ на просьбу Алены обнаружить себя…
Кем был этот Йохан? У сарептян есть легенда о призраке старого гончара по имени Иоганн Ниденталь. Приехав из Германии в Сарепту на исходе XVIII века, Ниденталь основал здесь гончарную мастерскую. Дело процветало, маленькая мастерская выросла в целую фабрику, слава о которой гремела по всей России. После смерти Ниденталя ночь за ночью в безлюдном помещении его мастерской (при надежно закрытых дверях) стал четко слышаться шум вращающегося гончарного круга.
Время от времени в ночной тишине раздавался звон битой посуды. Испуганные сторожа рассказали о происходящем молодому хозяину фабрики, наследнику Иоганна. Тот вошел среди ночи в мастерскую и увидел… своего покойного отца, сидящего за гончарным кругом и шлифующего горшок. Старый Ниденталь поднял глаза, увидел сына и исчез, растворившись в воздухе. На следующий день по старику Иоганну в местной лютеранской кирхе была заказана заупокойная служба, и с этого момента странные видения и звуки в здании фабрики прекратились. Кто знает, может быть, спустя столетие старый Ниденталь вновь напомнил о себе?
— Пообещав духу старого немца пива и хлеба, Алена сказала: «А теперь я чувствую смерть» и описала нашествие войск Пугачева. Погромы, разбои, убийства. Я как историк могу подтвердить ее слова. Здесь кровь лилась рекой, — продолжает Виктор Медведев. — Дальше началось волшебство. Алена спросила: «А что у вас там внизу? Люк?» Мы были поражены: действительно, прямо под тем местом, где она стояла, в подвале есть люк, о котором знают человек десять сотрудников музея из сотни. Что это за отверстие и куда оно ведет — нам до конца не ясно. Может быть, в подвалы ниже, может быть, это часть дренажной системы…
Почему-то никто эту яму не засыпал, даже когда делали переэкспозицию музея. Просто поставили на нее сверху бочку.
По словам Алены, именно из этого люка вылетали сущности, несущие негативную энергию. Чтобы от них избавиться, необходимо провести обряд — закрыть энергетическую воронку.
— Она жгла свечки и какую-то экзотическую траву, читала молитвы на непонятном языке, потом зачем-то попросила у всех присутствующих мелкие монеты и кинула их в люк, — рассказывают очевидцы магического действа. — При этом предупредила, что злые духи, которые вот-вот выпрыгнут из люка, могут вселиться в кого-то из присутствующих. В того, кто слаб духом и не сумеет защититься. Так ли иначе, но после того, что сделала Алена, духи нас больше не беспокоят…
— Мы благодарны экстрасенсам, — продолжают сотрудники музея. — Они помогли нам понять, с чем мы имеем дело, и даже подружиться с нашими духами. Вот только то, в каким виде программа вышла в эфир, нас разочаровало. Хорошо, если нам показали хотя бы треть из того, что на самом деле происходило во время визита экстрасенсов. Из нас сделали запуганных, ничего не понимающих людей. А между тем обратиться к Ноне и Алене нас заставил вовсе не страх, а желание понять, что же происходит в стенах наших зданий.
Духи охраняют это место
— На самом деле я большой скептик, — признался нам директор музея-заповедника Анатолий Мальченко. — Но я лично убедился, что экстрасенсы сильно отличаются от нас с вами и действительно обладают сверхъестественными способностями. Например, я был свидетелем того, как к Ноне Хидирян подбежал парень из толпы и потребовал: «Нона, скажи мне что-нибудь про меня!» Она тут же, глядя ему в глаза, ответила: «Что же тебе сказать, если ты только что женился, у вас взаимная любовь, что редкость, да к тому же твоя жена беременна и у вас будет сын!»
Он закричал: «Ура!» и скрылся в толпе. А уж когда в доме Гольдбаха заработала выключенная сигнализация… После визита экстрасенсов я остался скептиком, но уже несколько в ином смысле. Теперь я скептически смотрю на тех, кто категорически отвергает существование людей с паранормальными способностями.
Что же касается духов Сарепты, мне кажется, привидения охраняют это место, как-то помогают нам в том, чтобы оно существовало, развивалось. Я к ним отношусь, как к работникам музея, с которыми мы познакомились благодаря Алене с Ноной, — улыбается Анатолий Мальченко. — А вообще Сарепта без призраков — не Сарепта. Это уникальное место. Настолько, что ничего подобного вы не найдете ни в Европе, ни в Азии. Например, на этой территории мирно сосуществовали представители четырех религий. Сарепта активно прожила практически 200 лет.
Сарептяне во многом были новаторами. Здесь появился первый в России детский сад, заработал первый лифт. Во время страшного мора в Поволжье в Сарепте не заболел ни один человек. Вином в Сарепте занимались мусульмане и татары, что им совсем не свойственно, а водка, которую здесь делали, пользовалась в России бешеным спросом. А бальзам, а пиво из арбузов?! Пожалуй, единственное, что не удалось сарептским миссионерам, — обратить в христианство калмыков. Говорят, они внимательно их слушали, а потом уходили к себе и молились Будде…
В существовании сарептских призраков мы убедились лично. В том самом подвале, где Нона Хидирян общалась с духом кочевницы, на одной из фотографий проявился женский профиль. Это не монтаж и не игра света: серия фотографий сделана с одной точки, а окон в старом подвале просто нет…
Лилия Кантур