Могущественная Золотая Орда, западная часть Монгольской империи, знавала множество кровавых переворотов, интриг, братоубийственных стычек. Одной из самых интересных и малоизученных страниц той эпохи является короткое и яркое правление хана Сартака — старшего сына Батыя, внука Чингисхана. Известно, что он был христианином несторианекого толка. И если бы правление крещёного хана не закончилось смертью в 1256 году, то, возможно, история взаимоотношений Руси и Орды была бы совсем иной.
А давайте представим себе, что Сартак выжил, заставил Золотую Орду принять Христа и заключить вечный мир со своими единоверцами — святой Русью…
Известно, что создатель Монгольской империи Чингисхан был веротерпимым правителем. При нём на всей бескрайней территории степной державы мирно уживались тенгри (поклонение небу), ислам, христианство, буддизм, шаманство.
Вера без границ
Мудрые монголы считали, что все религии берут начало от единого Бога, а национальные обычаи и традиции — это всего лишь земная интерпретация воли небес. Единственным требованием Ясы, религиозного кодекса монголов, была лояльность к завоевателям. И тем, кто не противился подобному принципу, правители не чинили препоны, а даже напротив, всячески поддерживали духовенство завоёванных народов.
И не удивительно, что в XIII веке Улус Джучи, западная часть монгольской империи, была густо начинёна самыми разнообразными религиями.
И даже хан Сартак, сын Батыя, на каком-то этапе своей биографии уверовал в Христа. Великий хан Мунке, правитель империи, взошёл на трон в результате вооружённого переворота, в котором ему помогал первый правитель Золотой Орды хан Батый. Поэтому Мункэ было безразлично, в кого верят его подданные, живущие на западной оконечности великой империи.
Особые отношения связывали Сартака с Русью: как известно, он породнился с русским князем Александром Ярославичем, который вошёл в историю под именем Невский. Вот как описывает это родство русский историк Лев Гумилёв: «У древних монголов трогательный обычай братания. Мальчики или юноши обменивались подарками, становились андами, названными братьями. Побратимство считалось выше кровного родственного; анды — как одна душа: никогда не покидая, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай использовал Александр Невский. Побратавшись с сыном Батыя Сартаком, он стал родственником хана».
Но будущий хан Золотой Орды был не только номинальным родственником князя, но и фактическим — он оказывал Александру и реальную помощь.
Например, в 1252 году Сартак, который уже был соправителем Батыя, организовал вооружённый поход во главе с воеводой Неврюем на Владимир. Поход был организован по просьбе Александра и направлен против великого князя Владимирского Андрея Ярославича — этот правитель занял княжеский стол не по старшинству, и Александр Ярославич тут же бросился за помощью к Сартаку.
Под Переяславлем войско Неврюя разбило войско князя Андрея, и князь позорно бежал в Швецию. Великим Владимирским князем стал Александр Невский, После этого дружба ханского сына и русского князя, получив боевое крещение, стала ещё крепче. Двух великих правителей, помимо дружбы, связывало и другое: они были ровесниками, вместе провели детство (Александр долгое время жил в столице Золотой Орды в качестве заложника), наконец, они были кровными единоверцами — ведь оба горячо уверовали в Христа. А то, что один был православным, а другой — не-сторианином, в те времена большого значения не имело: теологические раздоры пока не привели к разделению христианства на две враждебные ветви.
То, что Сартак и в самом деле поклонялся Христу, подтверждает и арабский историк аль-Джауздани, и Гийом де Рубрук, посланный французским королём Людовиком IX для миссионерской и дипломатической деятельности в ставку Сартака на Волге. Кроме того, дочь Сартака, известная под именем Феодора, тоже была христианкой и даже вышла замуж за князя Михаила Глебовича. Так, благодаря этому многие дворянские роды Московии, Речи Посполитой и Российской империи вели своё происхождение от Батыя и Чингисхана.
Представим себе, что в 1256 году, когда Сартак занял царский престол, крещёный хан решился на большие перемены — в частности, он хотел, чтобы его окружали братья не только по оружию, но и по вере. А для этого следовало заставить Орду креститься.
Большие реформы
Вступив на престол, Сартак отправился на поклонение к великому хану Мунке. Получив ярлык на царствование, он на обратном пути заехал к своему дяде Берке, родному брату умершего Батыя, и вызвал того на искренний разговор.
Сартак, хитрый и опытный царедворец (последние пять лет он принимал участие в управлении государством вместе с отцом), он всюду имел верных людей, которые донесли: Берке готовит переворот, поскольку считает, что государственной религией Орды должен быть ислам.
Разговор не задался — Берке укорял Сартака в том, что он незаконно занял трон и призывал его сменить религию. Дядя и племянник так ни о чём и не договорились. Но спустя некоторое время верные Сартаку люди нагрянули к Берке и попытались его арестовать. Берке успел вскочить на коня, и если бы не стрела, пущенная вдогонку, дядя мог бы вполне поднять в Орде мятеж.
Устранив главного врага, Сартак приступил к главному делу своей жизни — подготовке к крещению подданных. Как известно, в те годы расстояние между Новгородом и Сарай-Бату преодолевали в течение двух месяцев. Сартак послал своих гонцов к князю Александру с просьбой прислать православное посольство. В 1257 году русский митрополит Епифан крестил жителей Сарая в реках Волге и Ахтубе.
После этого Сартак, опираясь на помощь верных друзей, в том числе и на войско Александра, произвёл поголовную христианизацию — ислам в те годы был ещё слаб, так что принятие новой религии не стало для монголов чем-то катастрофическим. Разумеется, были и такие, которые не хотели изменять вере предков и даже оказывали вооружённое сопротивление. Но золотоордынский хан не собирался останавливаться на достигнутом.
Войско Сартака вскоре выступило в очередной поход: по просьбе князя Александра монголы решили навести порядок на западных границах Руси, где мутили воду западные соседи — немцы, поляки, литовцы. Как известно, войско монголов тогда достигало 600 тысяч бойцов. Сартак взял с собой только 200 тысяч отборных воинов. Перед выступлением епископ Ми-трофан благословил христианское воинство, и всадники, у которых к седлам были приторочены походные иконы с ликами православных святых, двинулись на запад.
Монголо-христианская держава
Как известно, в годы правления Александра Невского западные границы Руси подвергались регулярным нападкам со стороны Ливонского ордена, шведов и литовцев. Заигрывая с Ордой, папа римский надеялся тихой сапой подчинить себе русскую державу, склонив князей или к принятию унии, или к полному переходу в католическую веру.
И когда в конце 1258 года объединённое войско монголов и русских вдруг появилось на их границах, захватчики, неоднократно побивавшие русских, были ошарашены их мощью и численностью.
Великая армия с развевающимися на ветру христианскими хоругвями прошла через всю Европу и вскоре вошла в Рим. Великое нашествие так напугало папу римского, что он ценой больших уступок и клятвенных заверений упросил завоевателей не стирать их города и крепости с лица земли.
Сартак и Александр, защитники христианской веры, вернулись домой победителями. Оценив преимущество подобного объединения, оба полководца после ряда совещаний решили создать новое государство — Монгольскую Русь. Оно чем-то напоминало Римскую империю эпохи Византии и Рима.
Столица восточной части располагалась во Владимире, западной — в Сарай-Бату на Волге. Такого понятия, как монголо-татарское иго, больше не существовало: у нового государственного объединения были общие бюджет, армия и единая вера — христианство, которое со временем, преодолев разногласия, приобрело черты традиционного православия.
Великая держава, раскинувшаяся от Пскова до Тобольска, существовала почти триста лет. Впоследствии его сменила Российская империя, которая сумела сохранить в себе лучшее, что было заложено в устройстве великого государства его основателями — Сартаком и Александром.
via