Иде Святослав на козары… и бывши брани, одоле Святослав козарам и город их Белу Вежу взя
Эти строки взяты из «Повести временных лет». До того, как разгромить Белую Вежу, которую сами хазары называли Саркелом, Святослав навел порядок у вятичей и волжских булгар, взял столицу хазар — Итиль, и затем спустился по каспийскому побережью от дельты Волги на юг. Там его ждал город Семендер, который также постигла участь Итиля. Из описания, приведенного в «Повести..», можно сделать вывод, что местность, в которой жили хазары, была весьма и весьма обширной.
О хазарах упоминают почти все народы Евразии — арабы и армяне, турки и грузины, славяне и летописцы Византии. Последние отмечали, что с хазарами у них были вполне дружественные отношения: торговля с Константинополем была взаимовыгодной для обеих сторон. «Корабли приходят к нам из их стран, и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары… они с нами в дружбе и у нас почитаются… обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Упоминали византийские историки и о красоте столицы, Итиля, и о шикарных садах Семендера, и о надежных стенах крепости Беленджер. Парадокс, но, несмотря на обилие информации о хазарах в разных странах, сами они оставили о себе сущие крохи информации. Конечно, археологи, проводившие исследования на Дону, на Кавказе, на Волге — словом, везде, где хоть как-то упоминался этот народ — находили и монеты, и захоронения, и прочие признаки хазарской жизни, но этого катастрофически мало.
Сохранилась переписка между хазарским царем Иосифом и сановником Кордовского халифата Хасдаи ибн Шафрутом. В своих письмах Иосиф рассказывает о том, где и как он живет, чем занимаются его подданные. Помимо прочего, каган говорит, что «… у этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных городах… Все они мне служат и платят дань», а также уточняет, что область, в которой живут его подчиненные, распространяется на четыре месяца пути. Иосиф отмечает, что расположение его городов очень удобно для того, чтобы не пропускать исмаильтян к Воротам, а Русов — в сторону Багдада.
Указывает царь и размеры своих городов. Он пишет, что у Итиля (Волги) стоят три города. В первом, расположенном на острове, живет он сам, и его ближайшая свита (3х3 фарсаха), во втором — представители нескольких народов, ремесленники (8х8 фарсахов), а на третий царь указывает, как на свою родину — там обитает царица (50х50 фарсахов). В этих городах Иосиф и его подданные проводили зимы. Начиная с месяца нисана (март-апрель по григорианскому календарю) князья выбирались в свои родовые владения. Каган утверждает, что он, «… князья и рабы идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к ее концу…». Плодородная, тучная земля с обилием рек породила множество садов, виноградников и полей, на которых трудились ее жители. Правитель не поленился расписать своему заморскому знакомцу и размеры своей страны: 20 фарсахов на восток, до Г-р-ганского моря, 30 фарсахов на юг, до реки Уг-ру, и 30 фарсахов на запад до реки Бузан.
Сомнения историков, обнаруживших письмо Иосифа, были вполне понятны, но только до того времени, пока не обнаружились ответные письма от самого Хасдаи ибн Шафрута, который на самом деле жил в Х веке, и служил при дворе халифа Абдрахмана III. Сановник даже просил корабль у византийского императора, чтобы добраться до Итиля, но Константин Багрянородный ему отказал.
Из письма Иосифа очень сложно уяснить, какого размера была его страна. Главную путаницу вносят единицы измерения. Что такое фарсах? Чему он был равен? Если счесть его обычной персидской мерой длины, которая обозначала расстояние перехода каравана до стоянки, или расстояние, которое пеший путник может преодолеть за час. Но если взять за основу именно этот фарсах, то тогда получается сущая нелепица: города, которые описал в своем письме Иосиф, будут слишком большими, а сама страна — крошечной. Если же это затрата времени, которое требуется на преодоление определенного расстояния, то путаница только увеличивается. Если попытаться перенести сведения кагана на современную карту, то и это не вносит большой ясности: Уг-ру может быть как рукавом Волги, так и любой другой рекой, и что за река — Бузан? Предположим, что и Уг-ру, и Бузан — рукава Волги, но почему тогда Иосиф со свитой так долго крутился внутри такого небольшого участка суши?
Скорее всего, разгадка таится в изменчивом Каспийском море — в неустойчивом уровне воды, то заливающей огромные прибрежные территории, то отступающей от них на приличное расстояние. Сейчас этот уровень ниже вод Мирового океана примерно на 28 метров. Но каким он был во времена расцвета хазар? Это можно только предполагать.
Мифы гласят, что Ясон с аргонавтами ходил от Колхиды к Каспию. Значит, можно предположить, что между Каспийским и Черным морями было некое сообщение. Кроме того, старинные карты показывают, что Каспий простирался гораздо дальше на север, чем сейчас, и даже сливается с Балтийским морем. Еще одно свидетельство приводят современники Александра Македонского: по заявлению Аристобула, историка, и Патрокла, мореплавателя, в Каспий впадала Амударья, и при этом образовывались водопады. Но опять же, и миф о Ясоне, и данные современников великого полководца затрагивают уровень моря 2-3-тысячелетней давности, и ничего не говорят о VI-X веках, которые нас и интересуют.
Сами хазары об этом не говорят ни слова, но можно обратиться к сведениям других народов. Отправной точкой могут послужить Ворота, которые Иосиф упоминает в своем письме. Это Дербент, и его знаменитая стена, которая запирала путь к Закавказью. Сохранилось описание московского купца, Котова Федора: «А Дербень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка».
Хроники арабов утверждают, что стена появилась в середине VI века. Плиты для ее строительства транспортировали на место при помощи плотов, связанных из надутых бурдюков. Когда плот прибывал на нужную точку, его просто разрезали, и груз опускался на дно. Но Лев Гумилев засомневался в этом методе, и провел серию исследований. Они показали, что в VI веке на месте ворот была суша, и значит, уровень Каспия был гораздо ниже сегодняшнего показателя.
Но время шло, и море отвоевывало позиции. К Х веку оно забрало уже 300 м Дербентской стены, и продолжило наступление: в 1304 году затопило порт персов, Абиверд. Географ Марина Сануто отмечает, что море «… год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Именно эта участь постигла и Хазарский каганат. Пока Каспий тихо плескался мелководьем, хазары прочно держали свои позиции на множестве мелких протоков, на которые распадалась Волга. Протоки были непроходимы для судов, и воины кагана вполне могли контролировать этот путь. Но с повышением уровня воды приходит беда в виде Святослава, который разбивает хазар и забирает их города. Впрочем, это оказалось бессмысленно — истинным победителем стал капризный Каспий, затопивший окрестные селения. Видимо, там Хазария находится и сейчас — на дне непостоянного моря.
Однако страна должна была хоть частично оставить свои следы и на суше. Археологи нашли только Белую Вежу, — Саркел, разрушенный Святославом. Но следов самих хазар там не было — нашлись только наемники из степи, которые охраняли крепость. Островки волжской дельты сохранили некоторые захоронения и подарили ученым хоть какие-то зацепки, но Итиль, столицу каганата, исследователи не нашли до сих пор.
Очень большие споры велись и по поводу Беленджера. Это название носил и город в Северном Дагестане, и река, и стена. Место его расположения также изменчиво — то ли в четырех днях пути от Дербента на восток, то ли в восьми на север, а то и вовсе — на юг от Семендера. Проверяли почти все теории, удалось найти только оборонительную башню.
Обычно территория, которую населял какой-либо конкретный народ, просчитывается быстро. На ней в ходе раскопок обнаруживают свидетельства жизни этого народа, выстраивают логические цепочки касаемо быта, обычаев, и самого существования в целом. Но история и хронология событий зачастую невероятно запутаны, и требуется много сил и времени на их восстановление. С хазарами же в точности наоборот: их историю можно легко отследить благодаря подробным записям, сделанным в соседних странах, а вот быт, культура, даже точное место обитания этого народа остаются загадкой. С Х века море начинает теснить Хазарию с юга, а народы, бредущие в поисках лучшей жизни — с севера. Каганат был разбит. Предположительно к XIII веку «столичная» часть его территории уже скрылась под толщей воды, превратившись во вторую Атлантиду.
via