Листая пожелтевшие страницы исторических хроник, мы иногда для себя открываем давно забытые имена.
XII век. Марокко. Далекая западная окраина тогдашнего мира, раздираемого войнами, смутами и религиозными противоречиями. В июне 1325 года из небольшого городка Танжер отправляется в хадж в далекую Мекку некто по имени Ибн-Баттута. И вот — первая загадка: в хадж обычно отправлялись седобородые старики, для которых был уже близок день встречи с Аллахом. А нашему «паломнику» всего 22 года… Нам практически ничего не известно о родителях Ибн-Баттуты и его родственных связях. Любопытно лишь отметить, что в 1324 году (всего за год до начала путешествия танжерца) из Западно-Африканской империи Мали паломником в Мекку отправляется император Канку Муса. Он посетил ряд городов Северной Африки, возможно и Танжер, лежащий на перекрестке торговых путей, Египет и Аравию, где поразил всех своим богатством и эскортом. По непроверенной информации, его предшественник (императора Канку Мусы) отправил целую эскадру для исследований Западного Моря и лично возглавил один из кораблей.
«Я был один, без спутника, на которого мог бы положиться, без каравана, к которому бы мог присоединиться. Но меня подгоняла твердая решимость и страстное желание увидеть глубокочтимые святыни».
Через всю Северную Африку он добрался до Каира, затем поднялся по Нилу до Асуана. Посетив великие Пирамиды и Долину Царей, через Синай, Палестину и Северную Аравию он достиг Мекки. Посетил Медину и лицезрел Купол Скалы в Иерусалиме, третью по значению святыню суннитского ислама. Казалось бы, что к 1326 году марокканский паломник вполне исполнил свой религиозный долг и пора возвращаться домой. Но вместо этого он едет в Ирак, оттуда в Иран и через Диарбекир (в Турции), и Сирию снова возвращается в Мекку. Завершив этот второй хадж, он почти три года (1328-1330) проводит у священной Каабы. И вдруг снова снимается с места и пускается с караваном на юг — в Йемен, а затем первый раз в жизни садится на корабль и совершает плавание в Восточную Африку. Он пытается проникнуть в глубинные районы Восточной и Юго-Восточной Африки. И везде встречается с мудрецами и купцами. Самое любопытное, что никто из них не принял его за шпиона, разведывающего торговые или военные пути, за опасного конкурента.
Вернувшись из Сомали, Ибн-Баттута через Аравию в третий раз посещает Мекку. Этим в то время редко кто мог похвастаться. Домой? Нет! Ибн-Баттута помышляет о походе… к Северному полярному кругу. «Там на севере живут мудрые «люди Невидимого» в стране «Риджал-аль-гайб» («Солнца полуночи»)»
Снова Сирия, Малая Азия, Черное море, Крым, Степи, Нижняя Волга, Астрахань. Тысячи и тысячи опасностей. Сарай — столица обширной Золотой Орды.
По льду замерзшей Волги (крайне экзотический способ передвижения для средневекового африканца) Ибн-Баттута направляется на развалины древнего Булгара (близ современной Казани) и отсюда готовится к путешествию на Печору в Великую Пермь. Но что-то меняет его планы. Возможно, последствия войны? Незадолго до приезда Баттуты новгородцы или монголы совершили опустошительный рейд в Биармию. Ибн-Баттута едет в Константинополь и снова возвращается на Волгу. Это один из немногих случаев, когда благочестивый мусульманин, к тому же бербер, (а берберы фанатично ненавидели христиан!) трижды хаджи, решился побывать в христианском государстве.
В 1312 году хан Узбек вводит ислам как государственную религию в Золотой Орде. Ибн-Баттута побывал в Орде во время Великой Чистки. Все, отказывающиеся обратиться в мусульманство, в том числе 70 царевичей Чингизидов, были казнены. В эту же эпоху начинается усиление Московского княжества. Тогда же максимальное увлажнение смещается к верховьям Волги, что в конце XIII века вызовет кризис кочевого хозяйства и постепенный упадок связанных с ним культур и империй. Через Самарскую Луку Ибн-Баттута едет на юг через безводные казахские степи и добирается до Средней Азии. Хива, Бухара, Самарканд, Фергана. Затем Туркмения, Афганистан и, наконец, Северная Индия… Среднюю Азию Ибн-Баттута посетил в смутную эпоху, предшествовавшую становлению воинственной империи Тимура Хромого (Тамерлана 1336-1405). В эти годы делийский султан Мухаммед Туглука (1325-1351 гг.) расширял свои владения и даже на короткое время завоевал Южную Индию.
В конце 1333 г. марокканский путешественник прибывает в Дели — жемчужину Востока, торговый перекресток цивилизаций. Ему 29 лет, и он уже объехал половину мира — весь мусульманский Восток. Он имеет огромный опыт путешественника, дипломата, знает многие языки. В Дели Ибн-Баттута осел на долгие восемь лет. Здесь он живет, «впитывая» древнюю мудрость, окруженный женами, наложницами, детьми, слугами, учителями и учениками. Его караваны отсюда расходятся по всему миру. Он явно что-то ищет. Но что? Этого нет на западе, откуда он родом, нет на юге, нет на севере.
В 1342 году делийскому султану понадобилось направить посла в далекий Китай, а для такого сложного и опасного путешествия был нужен специальный человек. Выбор пал на Ибн-Баттуту, и тот не отказался. Оставив дом, накопленные богатства, в июле 1342 году марокканец по суше и по морю пересекает всю Индию, зачем-то посещает Мальдивские острова и Цейлон, где поднимается на священный Адамов пик. (Место, где, по восточным поверьям, человек впервые ступил на Землю). Потом путешествие по островам Индонезии. (Значительно позже фрагментами его пути поедут князья Щербатовы). Затем бунтующий Вьетнам и, наконец, — Южный Китай. Здесь он опять отправляет экспедиции. Но и на Дальнем Востоке нет того, что ему нужно.
Незадолго до появления Ибн-Баттуты в Китае, эту страну «накрыл» целый «букет» ужасных бедствий: наводнения, потом засуха, голод, а затем чума, унесшая почти пять миллионов жизней. (Начало — 1333 год — год приезда Ибн-Баттуты в Дели). Выполнив поручение султана, Баттуты спешит вернуться в Индию. Сколько приключений ему пришлось испытать на обратном пути, растянувшемся на годы! Он был ограблен пиратами, дважды терпел кораблекрушения, спасся только чудом, принимал участие в осаде Синдапура в Южной Индии, попал в плен к индийским буддистам и т. д. Вплоть до начала нового времени Ибн-Баттута являлся единственным (из достоверно известных) людей, который на протяжении десятка лет пересек два континента, Африку и Азию, побывал в Центральной Европе, плавал в водах трех океанов: Атлантического, на берегу которого стоит его родной город Танжер, Индийского (много раз) и Тихого. Из Индии Ибн-Баттута совершает обратный круг. Не спеша, встречаясь с друзьями и учениками, он едет в Аравию, Ирак, Иран, Сирию, Палестину, Египет, неприметно посещает Мекку и снова Египет. По Средиземному морю возвращается в Марокко.
В ноябре 1349 года Ибн-Баттута вместе со своей многочисленной семьей прибывает в город Фее (столицу Марокко). По приказу правящего халифа Марокко вся собранная географическая информация фиксируется придворными секретарями. Так в декабре 1355 года появилась книга-путеводитель путешествий Ибн-Баттуты, равной которой не знало средневековье. В 1349 году путешественнику всего 45 лет, и он полон сил и энергии. Посетив родной Танжер и побывав на могиле матери, он отправляется в Испанскую Гранаду. Ибн-Баттута отправляется в Европу, когда «Черная Смерть» (1347-1351) уже вышла на «охоту». В эти же годы в Европе впервые применяется огнестрельное оружие, впоследствии разительно изменившее картину мира. Арабо-испанская культура — империя Альманзора предвосхитила современную науку, открыла экспериментальные методы исследования и их практическое применение. Они особенно преуспели в химии. В их рукописях XII века приведены даже схемы боевых ракет. «Если бы империя Альманзора так же далеко продвинулась в биологии, как в технике, если бы чума не стала союзником испанцев в деле разрушения этой империи, то промышленная революция, быть может, имела бы место в XIII веке в Андалузии, а XX век был бы эрой арабских межпланетных авантюристов, колонизирующих Луну, Марс и Венеру», — отмечали Эак Бержье и Луи Повель в своей книге «Утро Магов».
Империя Альманзора погибла в огне и крови, но в это время Ибн-Баттута был уже далеко и, вероятно, уехал он оттуда не с пустыми руками. В 1351 году он возвращается на родину, чтобы попытаться пересечь великую безводную пустыню Сахара и посетить негритянские империи Мали и Борну.
Путешествие в Западную Африку проходило довольно спокойно. Султан снабдил своего знаменитого подданного значительными средствами на всякого рода путевые расходы. Через 24 дня быстрой езды на верблюдах Ибн-Баттута приезжает в Мали, где встречает «друзей» из далекого… Китая. (Этот факт еще раз свидетельствует об устойчивости и размахе средневековых систем сообщения). Двигаясь на юг, марокканец выходит к берегам полноводного Нигера. В столице империи Мали -Тимбукту — Ибн-Баттута прожил почти год. Здесь так же было много его старых друзей из Египта и Сирии. Империю Мали Ибн-Баттута посетил уже в годы ее упадка. Страна распадалась на ряд практически независимых княжеств-провинций. Самым сильным из них являлось восточное княжество Сонгай, в последующие годы образовавшее новую Западно-Африканскую империю Сонгай (1350-1600 гг.).
27 февраля 1353 года он отправляется в Центральную Африку и попадает в город Гао, дальше — непроходимые джунгли. Через месяц безуспешных попыток продвинуться на восток, Баттута поворачивает на Север. Он хочет попасть в загадочное царство Туарегов (место, где некоторые исследователи помещали царство Атлантов). Но в горах Атласа его караван попал в обильный снегопад. (По записям путешественника — ни в Средней Азии, ни в Казахстане, ни на Волге он не видел таких снегопадов). Караван поворачивает домой. И в начале 1354 года великий путешественник возвращается в Фее, где в достатке и почете заканчивает свои дни в 1377 году.
Игорь ПАВЛОВИЧ
«Новый Водолей» №28(152)