Среди прочих достопримечательностей есть в Париже музей, куда пускают лишь людей с крепким здоровьем. Если у вас проблемы с сердцем, дыхательными путями или вы обладаете излишней впечатлительностью — вход в Парижские катакомбы для вас закрыт.
Содержание
- 1 Город над пустотой
- 2 Покойников — под землю
- 3 Легенды и тайны империи мертвых
- 4 Сегодняшний день «нижнего Парижа»
Город над пустотой
Еще римские легионы принесли с собой к берегам Сены моду на строения из камня, которые выглядели куда представительнее деревянных, а кроме того, оставались в целости многие столетия. Да и залежи известняка, пригодного для строительства, в тех местах оказались солидными — их могло хватить не на одно поколение зодчих. Первые карьеры появились на месте теперешнего Парижа в VI веке до нашей эры, они были открытыми, там разрабатывали породу, выходящую прямо на поверхность.
С период Средневековья потребность страны в материалах для каменных построек возросла многократно, а вместе с ней неуклонно расширялась и добыча известняка. За два-три столетия Париж украсили замки, монастыри и соборы, например, знаменитый Нотр-Дам-де-Пари и первые постройки Лувра. Нужен был камень и для возведения защитных валов вокруг города, а потому для его добычи начали рыть все более глубокие туннели. К XV веку старые принципы добычи камня совершенно устарели, их сменили новые.
Порода разрабатывалась уже на двух ярусах, и каменоломни приобрели нижний этаж, который постепенно превращался в разветвленную сеть подземелий. Возле выходов с подземного яруса устраивались колодцы с лебедками, через которые известковые блоки поднимали на поверхность. В это время и последующую пару веков жилая часть Парижа настолько увеличилась, что каменоломни оказались в городской черте и многие районы города фактически зависли над пустотой.
Под парижскими улицами и площадями тянулись многие километры выработок, систематически вызывавшие обрушение почвы. Рассказывали, что под землей иногда исчезали части улиц вместе с прохожими и экипажами или дома со всеми жильцами.
Сначала проблему пытались решить разовыми работами по укреплению подземелий, но пока в одной части города крепили стены и своды катакомб, в другой происходили новые обрушения. Добычу известняка полностью прекратили, но и это не помогло.
К XVIII веку проблема встала настолько остро, что король Людовик XVI повелел создать Генеральную инспекцию каменоломен, в обязанности которой входили системная деятельность по составлению полного плана подземных галерей и принятие постоянных мер по их упрочению. Инспекция взялась за дело тщательно и порядочно преуспела, причем она дожила до наших дней и теперь выполняет свои функции в современном Париже.
Покойников — под землю
Заодно с благоустройством каменоломен им нашли новое применение. К середине XVIII века в Париже встал вопрос чудовищного переполнения городских кладбищ. Дело в том, что начиная с раннего Средневековья погребения усопших традиционно проводились вокруг церквей. Спустя несколько столетий место закончилось, но священники не желали «отпускать» тела новопреставленных с территории, где можно было на них заработать.
На одном только кладбище Невинных хоронили покойников из 19 приходов, и в конце концов их количество превысило два миллиона. Захоронения уходили на глубину до десятка метров, а верхний уровень кладбищенской земли на пару метров возвышался над парижскими улицами.
В некоторых местах из-под земли были видны человеческие останки. Разлагающиеся трупы источали страшное зловоние, несли парижанам инфекционные болезни, доходило до того, что в окрестных домах у хозяек от гнилого воздуха кисли молоко и вино. Кладбище Невинных и другие городские погосты медленно, но верно превращались в серьезную опасность для жителей.
Наконец, один трагический случай радикально изменил кладбищенскую историю Парижа. Рухнула стена, хотя бы отчасти защищавшая от кладбища ближайшую улицу Рю де ля Ланжри. Подвалы домов моментально наполнились полуразложившимися трупами, землей и грязью, так что властям пришлось срочно запретить любые захоронения в городской черте. Вскоре было принято решение использовать для складирования останков заброшенные подземные карьеры.
Следующие 15 месяцев крытые траурной тканью телеги перевозили горы костей к их будущему подземному прибежищу. Дабы упорядочить стремительно разрастающийся город мертвых, галереям присваивали те же названия, что носили проходящие над ними улицы Парижа.
Надо заметить, что груды человеческих останков никто даже не пытался идентифицировать, с тех пор большинство из них сделались безымянными. Известны лишь имена самых знаменитых «обитателей» подземного могильника. В разное время в катакомбах оказались останки министров «короля-солнца» Фуке и Кольбера, «сынов революции» Робеспьера и Дантона, литераторов Рабле и Перро. Кости свозили в катакомбы еще почти столетие, очистив таким образом 17 городских кладбищ.
Легенды и тайны империи мертвых
Однако еще до того как парижские подземелья сделались последним приютом миллионов мертвецов, там начали селиться собственные призраки. В XVII веке катакомбы обзавелись привидениями юных влюбленных. Анри был сыном знатных родителей, а Маргарита родилась в бедной семье, но это не помешало им полюбить друг друга.
Семья юноши, разумеется, была в шоке от его выбора и запрещала ему встречаться с девушкой. Тогда влюбленные тайно обвенчались и вознамерились бежать из Франции, а в ожидании побега спрятались в катакомбах.
Однако трагическая случайность оборвала их жизни: в подземелье произошел обвал, и юная пара оказалась замурованной в одном из ходов. В память о погибших влюбленных возле предполагаемого места их гибели установлена скульптура, изображающая их предсмертное объятие. Посетители утверждают, что поблизости от памятника из-за стены иногда слышны плач девушки и молитва ее любимого.
Несколько позже в подземных проходах появилось таинственное существо. Возникало оно всегда неожиданно, как будто вырастало из-под земли, и так же быстро, с молниеносной скоростью исчезало. Полиция так и не смогла составить внятное описание загадочного монстра из катакомб, тем более многие очевидцы заявляли, что больше всего он походил на бесплотную тень, от которой распространялись холод и запах тления.
Склонные к мистике парижане утверждали, что большинство встретивших монстра лицом к лицу навсегда пропали в темноте подземных галерей. Заблудившихся там в самом деле почти никогда не находили — слишком длинной и запутанной была сеть ходов. Например, церковного сторожа, решившего позаимствовать бутылочку вина из подземного монастырского хранилища, обнаружили лишь через 11 лет, по иронии судьбы, совсем рядом со входом в катакомбы.
Вокруг мест, где находились выходы из подземелий наверх, также постоянно происходили разнообразные загадочные происшествия. Одну историю репортеры поместили в парижской газете в середине XIX столетия. Дом почтенного продавца дерева, расположенный рядом с рабочей площадкой по прокладке над катакомбами новых улиц, еженощно подвергался грандиозному «обстрелу» солидными глыбами известняка.
В результате строение выглядело так, будто ему объявил войну какой-то неведомый великан: двери и окна были выбиты, стены покрыты трещинами, а крыша — вся в дырах. Полицейские не одну неделю караулили злоумышленников, но так никого и не смогли арестовать.
Любители парижских тайн усмотрели в этом загадочном деле гнев растревоженных строительством мертвецов из подземелий, но ни единого подтверждения мистической теории так.и не было обнаружено. А каменные обстрелы прекратились однажды так же внезапно, как и начались.
Сегодняшний день «нижнего Парижа»
Практичные французы постоянно пытались пристроить огромные подземные территории к делу. В разное время в «нижнем Париже» пробовали разводить шампиньоны, варить пиво, хранить вино, устраивать концертные залы и питейные заведения для любителей экстрима. Наполеон III любил иногда нагнать страху на своих гостей, прогуливаясь с ними по катакомбам. Миновали столетия, но что-то до сих пор влечет людей в подземные ходы и галереи.
Общая протяженность подземелий составляет до 300 километров, а для посещения туристами открыт лишь небольшой участок два километра длиной. Законопослушным гражданам для осмотра довольно и этого, однако находятся также храбрецы, желающие путешествовать под землей без ограничений.
Любители и знатоки истории подземного Парижа — катафилы — отправляются на прогулки по катакомбам, вооружившись подробными картами, мощными фонариками и прочим полезным снаряжением. Поэтому никакая опасность им обычно не угрожает. Бродят под землей и «стихийные туристы», пожелавшие взглянуть на чудеса городских подземелий из тех, что закрыты для официальных экскурсий.
Эти мало подготовленные к походам под землей личности подвержены разным опасностям: они легко могут заблудиться, попасть под обвал или провалиться в подземный колодец. Катафилы относятся к таким дилетантам с изрядным скепсисом и при случае разыгрывают их, оставляя надолго в полной темноте без всякого ориентира.
Но сколько бы энтузиастов ни бродило по бесконечным подземельям, катакомбы французской столицы продолжают ревниво охранять свои тайны от постороннего взгляда. И никому неведомо, сколько их еще прячется в темноте подземных галерей.