Загадки Каменной Могилы (8 фото) - «Загадочные Сооружения» » «Территория Заблуждений»
Меню

Загадочные Сооружения

Добавлено: 04-дек-2018, 15:13

Загадки Каменной Могилы (8 фото) - «Загадочные Сооружения»



Загадки Каменной Могилы (8 фото) - «Загадочные Сооружения»

На территории современной Украины не так много исторических памятников возрастом десятки тысяч лет. Их то и в мире не много. Среди них особое место занимает Каменная могила на юге Украины. До сегодняшнего времени в её пещерах и гротах сохранилось множество наскальных рисунков, отображающих сцены жизни первобытных людей.


В Запорожской области, в 2 км от поселка Мирное Мелитопольского района, в долине реки Молочной находится небольшой изолированный массив песчаника высотой до 12 метров. Он занимает площадь примерно 240 на 160 метров и состоит из крупных каменных глыб.



Нагромождение камней по форме напоминает курган, а поскольку курганы часто являются погребальными сооружениями, т.е. могилами, то и отсюда соответствующее название — «Каменная могила».



Геологическая редкость таких образований способствовала распространению идеи об его искусственном происхождении. Одна из славянских легенд рассказывает о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы. Другая, записанная от ногайцев, говорит о богатыре Богуре, наказанном Аллахом за какую-то провинность. Тот велел богатырю сложить на берегу реки гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Но богатырь, взявшись за постройку, начал хитрить, неплотно складывая камни. В результате он оступился, упал в щель между каменными глыбами, и его засыпало песком.


Возникающие в народе легенды всегда интересны, но они не имеют ничего общего с настоящей историей каменного холма. На самом деле, миллионы лет назад здесь была отмель Сарматского моря. После ухода воды, бывшая отмель осталась песчаным массивом. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения. Позже ушло и это море. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Под их воздействием песчаник окончательно отвердел.



В период таяния ледника на севере (граница его достигла района современного Днепропетровска) «большая вода», стекая к югу, образовала долины рек и так называемые «амфитеатры» -огромные вымоины в правом берегу реки Молочной. Вследствие естественного углубления русла реки огромный остров, ставший впоследствии Каменной могилой, оказался на поверхности долины. Со временем первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку. Под воздействием воды и ветра они приобрели удивительные очертания.


В настоящее время Каменная могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. На 3 гектарах их насчитывается около 3 тысяч. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — пещер, гротов, проходов между камнями и тому подобного.


История исследований


Самое старое упоминание о Каменной могиле относится к 1778 году. Во время русско-турецкой войны, Суворов поставил здесь пост для охраны почтового тракта. Первым же исследователем, упомянувшим Каменную могилу, был Кеппен П. И.. В 1837 году, во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности», в своем дорожном дневнике он писал:


«Каменная могила. Так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной… Взгроможденные тут природою камни то выступают из земли вертикально, то, склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы. В одном месте меж скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы, шириною в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход к пещере, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку; в других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере занесен песком около 1822 года».


В 1889 году археолог Н. И. Веселовский, раскапывая неподалеку от Каменной могилы курган, «для проверки слухов» приехал к могиле и произвел здесь раскопки. Веселовский раскопал несколько пещер и предположил искусственное происхождение кургана.


Он писал: «Первоначально была очищена главная пещера под громадным камнем, имевшим упоры по сторонам. Вход в нее образовали два камня, неплотно прилегавшие друг к другу. Через этот ход и вычерпали песок ведрами. Впоследствии обнаружился другой вход в пещеру, параллельный первому, несколько шире… Вскоре пришлось оставить работу вследствие того, что с боков пещеры обвалились два камня по 10 пудов весом. Потому ли, что жители села (Терпенье) пороховыми взрывами расшатали пещеру, (в поисках клада (Ред.)) или вследствие того, что рабочие, подрывая песок, плотно слегшийся по краям пещеры, ослабили основания ее, только она стала опасною и угрожала осунуться. Рабочие не успели расчистить ее настолько, чтобы можно было произвести точные измерения, в пещере можно было свободно сидеть, а местами даже стоять.


На потолке нацарапаны довольно глубоко, местами в полвершка, пересекающиеся прямые и изогнутые линии. Подобные же фигуры оказались и в другой небольшой пещере, возле так называемого «богатырского памятника»… Эти насечки жители и приняли за надписи, в другой пещере, тоже довольно длинной, оказались грубо высеченные вглубь изображения козлов и лошадей».


Не обнаружив ни кладов, ни погребения Веселовский разочаровался и прекратил работу.


Изображение мамонта или быка в гроте № 9. Эпоха энеолита, конец IV — начало. Ill тыс. до н.э.




С 1932 года памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. В 1934 году В. Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. В 1936 году Каменная могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Черноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Возглавил экспедицию известный советский археолог О. Н. Бадер. Тогда было открыто более 30 новых мест, содержащих изображения.


Работы продолжались только до 1941 года, так как были прерваны Второй мировой войной. После войны исследования Каменной могилы возобновились только в пятидесятые годы. Даниленко, Б. Д. Михайлов и М. Я. Рудинский, открыли еще 13 мест, содержащих изображения.


Изображение с грота «Быка» (№ 9). Поздний палеолит. Конец IV — начало III тыс. до н.э.



В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское водохранилище, которое затопило бы Каменную могилу, однако исследователям удалось добиться для нее статуса заповедника. 7 июля 1954 г. правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина.


В 1986 году по инициативе Б. Д. Михайлова Совет Министров Украины и Запорожское областное управление культуры приняли решение о создании государственного историко-археологического музея-заповедника «Каменная могила».


Петроглифы


Каменная могила это не беспорядочное нагромождение песчаниковых плит, а развалившийся каменный панцирь с гротами и пещерами, в 65-ти из которых сохранились петроглифы. Именно они, тысячи изображений, выбитые и прочерченные на плитах гротов и пещер, обеспечили славу Каменной могиле. Тут можно увидеть и достаточно определенные изображения, и таинственные кружева шаманских знаков.


Поскольку в древности по нашей степи бродили бизоны, мамонты и носороги, носились табуны коней, сайгаков, в зарослях камыша и терновника водились лоси и кабаны, на равнине паслись быки-туры — они то и стали основными сюжетами для древних творцов.


В основном рисунки наносились на песчаник не красками, как, например, во Франции или на Южном Урале, а протирались куском твердого камня. Они образовывали углубления, которые лишь иногда покрывались минеральными черными и красными красками.


Кто эти неизвестные живописцы можно лишь догадываться, поскольку ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от нее не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.


Для жителей степи того времени Каменная могила была своеобразным маяком на равнине, к которому стягивались многие дороги и тропы. На протяжении многих тысячелетий сюда шли древние охотники, скотоводы, многочисленные народы: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, печенеги, хазары, половцы, славяне… Каждый, кто приходил сюда, находил себе место среди камней на песчаном холме и вносил свой вклад в их дизайн.


Хронология петроглифов охватывает огромный период от XXIV-XXII тысячелетия до н.э. до X-XII веков. Нанесены они небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.



На небольшой удаленности от Каменной могилы были выявлены палеотические, неолитические поселения, а также поселение эпохи бронзы, однако какой-либо непосредственной связи с самой Каменной могилой обнаружено не было. Отсутствие археологического материала и уникальность многих изображений Каменной могилы вынудило исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов.


Более раннюю палеотическую датировку отстаивали в основном В. Н. Даниленко и О. Н. Бадер, М. Я. Рудинский и другие исследователи придерживались неолитической датировки. Дискуссия, по существу, свелась к тому, является ли один из самых крупных петроглифов изображением мамонта или быка (мамонт свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии так и не смогли прийти к единому мнению и до конца жизни продолжали каждый по-своему, называть грот со спорным изображением «Грот быка» и «Грот мамонта».



Вместе с этим некоторые исследователи отмечали возможность использования святилища, как в течение палеолита, так и затем во времена неолита, а некоторые отвергали такую возможность. В частности, М. Я. Рудинский обращал внимание, что в Каменной могиле не обнаружено следов наложения новых изображений на старые, что, по его мнению, свидетельствует скорее о нанесении петроглифов одной культуры в течение одной исторической эпохи.


Среди найденных пещер особенно выделяются пещера Бизона и пещера Мистерий с позднепалеолитическими изображениями. В пещере №36-6, найдены мезолитические живописные рисунки оленя, оленихи, лучника и женщины. Порадовала и пещера Подковы с многочисленными изображениями эпохи ранней-средней бронзы, среди которых — человеческие стопы, подкова, животное (конь?) в маске оленя. А пещера №54 содержала рисунки водоплавающих птиц и животных (овцебыки?).


Уникальным оказался грот Дракона, в глубинах которого сохранилась скульптура головы ведического дракона Вритру. Примечательным фактом стала находка песчаниковых плит с изображением древних «письмен», датируемых VI -началом IV тыс. до н.э.



Многие изображения исследователи считают рисунками животных (быков, ланей), а также их комбинациями («упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение человека и животного») и т. п. Остальные петроглифы традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т. п. Например, характерное для Каменной могилы частое использование перекрещивающихся линий иногда трактуется как символ рыболовных сетей, изображение которых было предназначено для культового ритуала, способного принести удачу во время рыбной ловли.


Внутри грота № 9 (Грота Быка или Мамонта) был обнаружен горизонтальный камень, который мог использоваться как жертвенник, что отчасти подтверждает подобные толкования. (Однако никаких археологических подтверждений использования камня как жертвенника обнаружено не было.)


Своеобразие основного корпуса петроглифов Каменной могилы привнесло множество трудностей для попыток интерпретации. Среди изображений встречаются такие, которые перекликаются с петроглифами Швеции и Карелии. К таким изображениям относятся серии круглых лунок и «отпечатки» человеческих следов. Однако, основная масса петроглифов Каменной могилы уникальна в своем роде.


С 1983 по 2004 год исследования памятника проводил Б.Д. Михайлов. Результатом полевых работ явилось открытие 15 новых гротов и пещер, в которых обнаружено множество редчайших наскальных изображений. Эти глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйственной деятельности первобытных людей, населявших Южную Украину.



Письменность?


Нестандартный подход к интерпретации петроглифов предложил востоковед А. Г. Кифишин. Он исследовал Каменную могилу в 1994—1996 годах и пришел к выводу, что изображения представляют собой протошумерские надписи. А. Г. Кифишин считает, что расшифровал большинство известных изображений Каменной могилы и приводит результаты своей работы в крупной монографии.


Прорисовка из грота № 9, панель № 5. Согласно традиционной трактовке — «Животные в зарослях»,
согласно А. Г. Кифишину — протошумерский текст




Например, согласно выводам А. Г. Кифишина, изображение «Животные в зарослях» следует транслитерировать так: «Медведь (медведица) (на) Суде Воды семя ануннаков, 140 семя ануннаков (в) утробе (матери) 10 Птиц Водой осудил(а),//Месламтаэа, Ашнан,//Ниназу// (и) Наннарушги (ради) голов (то есть жертв) Царице// (этих) ануннаков убили (и ушли из преисподней?)».


Последовавшие за предположением А. Г. Кифишина различные высказывания общественных деятелей Украины вызвали широкий резонанс в СМИ. Но эти исследования так и не были опубликованы в научной литературе. А известный востоковед И. М. Дьяконов, давний противник и оппонент методов Кифишина в шумерологии даже называл их «бредом».


На территории современной Украины не так много исторических памятников возрастом десятки тысяч лет. Их то и в мире не много. Среди них особое место занимает Каменная могила на юге Украины. До сегодняшнего времени в её пещерах и гротах сохранилось множество наскальных рисунков, отображающих сцены жизни первобытных людей. В Запорожской области, в 2 км от поселка Мирное Мелитопольского района, в долине реки Молочной находится небольшой изолированный массив песчаника высотой до 12 метров. Он занимает площадь примерно 240 на 160 метров и состоит из крупных каменных глыб. Нагромождение камней по форме напоминает курган, а поскольку курганы часто являются погребальными сооружениями, т.е. могилами, то и отсюда соответствующее название — «Каменная могила». Геологическая редкость таких образований способствовала распространению идеи об его искусственном происхождении. Одна из славянских легенд рассказывает о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы. Другая, записанная от ногайцев, говорит о богатыре Богуре, наказанном Аллахом за какую-то провинность. Тот велел богатырю сложить на берегу реки гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Но богатырь, взявшись за постройку, начал хитрить, неплотно складывая камни. В результате он оступился, упал в щель между каменными глыбами, и его засыпало песком. Возникающие в народе легенды всегда интересны, но они не имеют ничего общего с настоящей историей каменного холма. На самом деле, миллионы лет назад здесь была отмель Сарматского моря. После ухода воды, бывшая отмель осталась песчаным массивом. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения. Позже ушло и это море. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Под их воздействием песчаник окончательно отвердел. В период таяния ледника на севере (граница его достигла района современного Днепропетровска) «большая вода», стекая к югу, образовала долины рек и так называемые «амфитеатры» -огромные вымоины в правом берегу реки Молочной. Вследствие естественного углубления русла реки огромный остров, ставший впоследствии Каменной могилой, оказался на поверхности долины. Со временем первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку. Под воздействием воды и ветра они приобрели удивительные очертания. В настоящее время Каменная могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. На 3 гектарах их насчитывается около 3 тысяч. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — пещер, гротов, проходов между камнями и тому подобного. История исследований Самое старое упоминание о Каменной могиле относится к 1778 году. Во время русско-турецкой войны, Суворов поставил здесь пост для охраны почтового тракта. Первым же исследователем, упомянувшим Каменную могилу, был Кеппен П. И В 1837 году, во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности», в своем дорожном дневнике он писал: «Каменная могила. Так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной… Взгроможденные тут природою камни то выступают из земли вертикально, то, склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы. В одном месте меж скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы, шириною в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход к пещере, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку; в других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере занесен песком около 1822 года». В 1889 году археолог Н. И. Веселовский, раскапывая неподалеку от Каменной могилы курган, «для проверки слухов» приехал к могиле и произвел здесь раскопки. Веселовский раскопал несколько пещер и предположил искусственное происхождение кургана. Он писал: «Первоначально была очищена главная пещера под громадным камнем, имевшим упоры по сторонам. Вход в нее образовали два камня, неплотно прилегавшие друг к другу. Через этот ход и вычерпали песок ведрами. Впоследствии обнаружился другой вход в пещеру, параллельный первому, несколько шире… Вскоре пришлось оставить работу вследствие того, что с боков пещеры обвалились два камня по 10 пудов весом. Потому ли, что жители села (Терпенье) пороховыми взрывами расшатали пещеру, (в поисках клада (Ред.)) или вследствие того, что рабочие, подрывая песок, плотно слегшийся по краям пещеры, ослабили основания ее, только она стала опасною и угрожала осунуться. Рабочие не успели расчистить ее настолько, чтобы можно было произвести точные измерения, в пещере можно было свободно сидеть, а местами даже стоять. На потолке нацарапаны довольно глубоко, местами в полвершка, пересекающиеся прямые и изогнутые линии. Подобные же фигуры оказались и в другой небольшой пещере, возле так называемого «богатырского памятника»… Эти насечки жители и приняли за надписи, в другой пещере, тоже довольно длинной, оказались грубо высеченные вглубь изображения козлов и лошадей». Не обнаружив ни кладов, ни погребения Веселовский разочаровался и прекратил работу. Изображение мамонта или быка в гроте № 9. Эпоха энеолита, конец IV — начало. Ill тыс. до н.э. С 1932 года памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. В 1934 году В. Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. В 1936 году Каменная могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Черноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Возглавил экспедицию известный советский археолог О. Н. Бадер. Тогда было открыто более 30 новых мест, содержащих изображения. Работы продолжались только до 1941 года, так как были прерваны Второй мировой войной. После войны исследования Каменной могилы возобновились только в пятидесятые годы. Даниленко, Б. Д. Михайлов и М. Я. Рудинский, открыли еще 13 мест, содержащих изображения. Изображение с грота «Быка» (№ 9). Поздний палеолит. Конец IV — начало III тыс. до н.э. В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское водохранилище, которое затопило бы Каменную могилу, однако исследователям удалось добиться для нее статуса заповедника. 7 июля 1954 г. правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина. В 1986 году по инициативе Б. Д. Михайлова Совет Министров Украины и Запорожское областное управление культуры приняли решение о создании государственного историко-археологического музея-заповедника «Каменная могила». Петроглифы Каменная могила это не беспорядочное нагромождение песчаниковых плит, а развалившийся каменный панцирь с гротами и пещерами, в 65-ти из которых сохранились петроглифы. Именно они, тысячи изображений, выбитые и прочерченные на плитах гротов и пещер, обеспечили славу Каменной могиле. Тут можно увидеть и достаточно определенные изображения, и таинственные кружева шаманских знаков. Поскольку в древности по нашей степи бродили бизоны, мамонты и носороги, носились табуны коней, сайгаков, в зарослях камыша и терновника водились лоси и кабаны, на равнине паслись быки-туры — они то и стали основными сюжетами для древних творцов. В основном рисунки наносились на песчаник не красками, как, например, во Франции или на Южном Урале, а протирались куском твердого камня. Они образовывали углубления, которые лишь иногда покрывались минеральными черными и красными красками. Кто эти неизвестные живописцы можно лишь догадываться, поскольку ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от нее не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности. Для жителей степи того времени Каменная могила была своеобразным маяком на равнине, к которому стягивались многие дороги и тропы. На протяжении многих тысячелетий сюда шли древние охотники, скотоводы, многочисленные народы: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, печенеги, хазары, половцы, славяне… Каждый, кто приходил сюда, находил себе место среди камней на песчаном холме и вносил свой вклад в их дизайн. Хронология петроглифов охватывает огромный период от XXIV-XXII тысячелетия до н.э. до X-XII веков. Нанесены они небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований. На небольшой удаленности от Каменной могилы были выявлены палеотические, неолитические поселения, а также поселение эпохи бронзы, однако какой-либо непосредственной связи с самой Каменной могилой обнаружено не было. Отсутствие археологического материала и уникальность многих изображений Каменной могилы вынудило исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов. Более раннюю палеотическую датировку отстаивали в основном В. Н. Даниленко и О. Н. Бадер, М. Я. Рудинский и другие исследователи придерживались неолитической датировки. Дискуссия, по существу, свелась к тому, является ли один из самых крупных петроглифов изображением мамонта или быка (мамонт свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии так и не смогли прийти к единому мнению и до конца жизни продолжали каждый по-своему, называть грот со спорным изображением «Грот быка» и «Грот мамонта». Вместе с этим



Исторический факт

Прокомментировать статью

Похожие новости