В провинции Шанлыурфа (историческая Западная Армения) на юго-востоке Турции, в Гебекли-Тепе (в переводе — «Пуповинная гора» или на арм. — «Портасар»), был обнаружен самый древний в мире храм. То, что холм рукотворный, было известно археологам еще в прошлом веке (в 60-х годах).
А с середины 90-х стамбульское отделение немецкого археологического института начинает здесь раскопки, и уже по первым находящимся на поверхности камням был сделан вывод, что они из каменного века. Это не только самое древнее культовое, но и самое крупное на сегодняшний день мегалитическое сооружение. Его уже окрестили «турецким Стоунхенджем», хотя, поскольку его возраст более 12 тысяч лет, он на 7 тысяч лет старше знаменитого Стоунхенджа, находящегося в Англии. А еще он построен на 5 с половиной тысяч лет раньше, чем первые города Месопотамии, известные нам по учебникам истории.
ГЕБЕКЛИ-ТЕПЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ идеально ровные круги, выложенные из прямоугольных каменных глыб, из которых поднимаются десятки гигантских Т-образных колонн, вырезанных из известняка. Колонны весом до 50 тонн достигают 5 м в высоту. Их приносили и устанавливали вручную. Ведь даже домашнего вьючного скота тогда еще не было. Полы в строениях сделаны из известняка, а вдоль стен, судя по всему, были расположены каменные скамейки. Т-образные колонны украшены искусной резьбой. На них изображены лисы, змеи, кабаны, журавли, львы, коршуны и другие птицы и животные.
Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда изображаются без глаз, носа и рта. Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких — лев, спускающийся вниз по колонне. Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что первобытные люди обладали высоким уровнем художественного вкуса и утонченности восприятия мира.
Первый камень был вырыт пастухом в 1994 году. На следующий год в Гебекли-Тепе с группой археологов приехал немецкий археолог Клаус ШМИДТ, который и по сей день возглавляет раскопки. Как говорит сам Шмидт: «Когда я впервые увидел это место, то понял, что у меня два варианта: либо уйти отсюда и никому ничего не рассказывать, либо всю жизнь исследовать этот объект».
Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.
Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.
РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ, что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен.
Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом — поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.
Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.
Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.
Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.
На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.
В НАЧАЛЕ VIII ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э. храмовый комплекс Гебекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан слоем земли в 300-500 метров. Кем и почему это было сделано — неизвестно. Первые поселения с глинобитными домами и закромами, полными гороха, пшеницы, миндаля и фисташек, нашли в этом же регионе.
Судя по этим находкам, земледелие и животноводство появились на Армянском нагорье около 9 тысяч лет назад, а оттуда распространились на восток до Месопотамии и на запад до Средиземного моря. А дальше поселения разошлись по всей Европе и 7 тысяч лет назад достигли ее западной границы. С точки зрения известных археологов Гамкрелидзе и Иванова, Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов.
Комментарий председателя организации, ИКОМОС-Армения директора Музея-заповедника «Эребуни» Гагика ГЮРДЖЯНА однозначен:
— Изучение этого уникального храма займет многие десятки лет. Он имеет несколько археологических пластов. И каждый хранит в себе много тайн и сюрпризов. То, что этот храм находится на территории Армянского нагорья, предполагает наличие армянского следа, скорее всего, довольно внушительного. Поэтому к исследованию этого слоя нужно привлечь и наших специалистов.
Тигран Мирзоян, «Голос Армении»