В асуанской каменоломне на восточном берегу Нила уже несколько тысячелетий лежит 42-метровый монолитный незаконченный Обелиск из розового гранита. Предположительно (в связи с отсутствием надписей на нем), время его создания относят к 18-й династии Нового Царства Древнего Египта, поскольку в то время у фараонов случилась настоящая обелискомания — большинство известных больших обелисков приходятся как раз на правление 18-й и 19-й династий фараонов.
По мнению исследователей, обелиск для древнего египтянина — это солярный символ, символ жизненных циклов, их постоянного круговорота. И поскольку на всех обелисках конечной формульной надписью было пожелание жизни вечной, то вполне понятно, что обелиск отражал не просто жизнь как некий временной отрезок, а жизнь – как бесконечность, постоянное повторение всех фаз Солнца. И поскольку обелиск поставлен в честь солярного бога, он олицетворяет вечность этого бога, а вместе с ним и царя, как сына бога наряду с прославлением царями своего имени, своего божественного происхождения, своего отца и культа Солнца в целом.
В начале XX века асуанский Обелиск был практически полностью засыпан песком, а в 1920-хх годах его откопал и исследовал знаменитый египтолог Р.Энгельбах, опубликовавший подробные исследования Обелиска в своей работе «The problem of the obelisks, from a study of the unfinished obelisk at Aswan».
-Сейчас, как и во времена Энгельбаха, метод транспортировки обелисков из каменоломни представляется в высшей степени интересным. Подробных описаний технологии перевозки обелисков не сохранилось и существует единственное свидетельство транспортировки — в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. На рельефе показано, что барку с двумя обелисками, лежащими на санях, перемещают по воде с помощью множества кораблей поменьше.
К сожалению, рисунок не дает понимания того, каким методом обелиски извлекались из ямы и грузились на корабли. Однако не так давно, археологами было установлено, что к карьеру обелисков ведет канал, по всей видимости представляющий собой частично доработанную естественную «трещину» с скальном массиве породы:
По одной из версий, во время ежегодных разливов Нила канал заполнялся водой, позволяя предположить погрузку и транспортировку обелисков водным путем, используя минимум перемещения тяжелых камней по суше. Либо, египтяне использовали систему шлюзов для доставки обелисков по каналу к Нилу. Для этого, нужно было переместить отделенный Обелиск на несколько десятков метров вниз и в сторону:
Итак, если бы на уже будучи бОльшей частью готовым Обелиске, внезапно не обнаружилась трещина, положившая конец возможности его использовать по задуманному предназначению, египтяне могли действовать следующим образом:
1. Прежде чем обрубить «хребет», соединяющий Обелиск со скалой, нужно подготовить скат, позволяющий стащить обелиск по наклонной плоскости к каналу. Для этого нужно было вырубить и удалить перегородку с северной стороны Обелиска и подготовить деревянный поддон-сани:
Насыпается «постель» из песка для плавного опрокидывания Обелиска на бок. После этого песок постепенно удаляется и Обелиск медленно ложится на сани. Остатки хребта удаляются, обелиск надежно фиксируется канатами и веревками и стягивается вниз на дно канала:
Далее Обелиск обшивается по бокам «поплавками» из дерева (м.б. тросник), после чего египтяне ждут разлива Нила, открывают шлюз и когда вода заполняет канал, поплавки поднимают Обелиск и его транспортируют по каналу к Нилу, после чего он отправляется в водное путешествие к какому-нибудь храму, для которого предназначался:
А вот как обелиски поднимали и устанавливали — вопрос из вопросов, над которым стоит поломать голову!