Вокруг пирамиды Джосера раскинулся большой (549*274 м), окружённый расчлененной выступами стеной, мемориальный комплекс.Интересно отметить, что настоящий вход в комплекс всего один , в восточной стене, хотя существовали ещё и тринадцать ложных дверей. От входа дорога идёт через длинный зал из 40 колонн ( по 20 с каждой стороны). Каждая колонна связана с главной стеной перегородкой, образуя нишу.
Общепринятой считается версия, что это остатки комплекс молелен, посвященных царскому празднику — юбилею, называющемуся “хебсед”(или «сет» во время которого происходила церемония «омоложения»). Они были накрыты характерными выпуклыми крышами, поддерживаемыми каннелированными полуколоннами. Стволы этих колонн не имели капителей, они были украшены спускающимися с двух сторон рельефными листьями.Однако существует и другая точка зрения.
Дело в том, что этот колонный зал ведёт к одиннадцати большим помещениям — хранилищам. Все они соединены туннелем, проходящем ниже уровня земли. Самое большое хранилище имеет лестницу, доходящую до пола. В «хранилища» есть и ещё один вход/выход ( сейчас скрытый слоем грунта) — с наружной стороны южной стены, ниже её уровня.
Обычно, когда археологи находят подобные помещения, они признаются их » зернохранилищами». Но египтологи придерживаются мнения что это остатки культовых сооружений, а найденные в хранилищах остатки зерна, лишь пища для духов.
Однако, если согласится с версией о наличии в комплексе крупнейшего в Древнем Египте зернохранилищного комплекса — то явно прослеживается аналогия между этим комплексом и Библией (Иосиф/Имхотеп и семь лет голода, позволившие фараону сказочно обогатиться на продаже зерна). Джосер повелел поставить свою гробницу в месте, позволившем ему сказочно увеличить свои богатства и власть.
Однако вернёмся к Пирамиде Джосера. Новейшие её исследования позволяют предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе, выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата фараона Санахта, которого Манефон считает основателем III династии.
Не исключено, что сохранившаяся до сих пор пирамида Джосера, имеющая шесть уступов, некогда облицованных блоками известняка (сохранились их остатки), является лишь сердцевиной огромного первоначального сооружения. Ибо мы не знаем, была ли эта облицовка окончательной наружной отделкой постройки или же, как позже в Медуме, ее внутренней частью, поскольку проект придания этой гробнице так называемой классической формы не был по-видимому осуществлен.
Пирамида в процессе строительства неоднократно расширялась. Первоначальное основание пирамиды занимало площадь 125х115 метров, высота — примерно 61 метр. Ветер пустыни затупил острые грани ее ступеней, а поколения разрушителей и строителей сняли с нее великолепно отшлифованную облицовку. Ныне площадь ее основания равна 121х109 метров, а высота — 59 метрам.
Вход в пирамиду находился с ее северной стороны и вел по лестнице вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны. У ее восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка, близких по размерам к блокам, которым была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире.
Погребальная камера помещалась под первоначальной мастабой, примерно посередине и, таким образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Возможно, что внутри этой камеры, выложенной красным гранитом, находился деревянный саркофаг. К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее. Под пирамидой были обнаружены также подземные галереи с двумя алебастровыми саркофагами, кроме этого, там было найдено 300 каменных сосудов, многие из которых были разбиты камнями обрушившегося потолка коридора.
И последнее. Уже более тридцати лет на территории возведенного Имхотепом монументального комплекса ведутся работы по реставрации и частичной реконструкции этого ансамбля. По поручению египетского Археологического управления этими работами руководит французский архитектор Жан-Филипп Лауэр.