Каждый из склонов горы называют лицом. Южный от вершины до подножия и аккурат посередине прорезан ровной прямой расщелиной. Слоистые террасы образуют на стенах трещины гигантскую каменную лестницу. На закате игра теней создает на поверхности южной стороны Кайласа изображение знака свастики — солнцеворота. Этот древнейший символ Духовной Силы виден за десятки километров! Точно такая же свастика находится на вершине горы. Здесь она образована хребтами Кайласа и руслами истоков четырех великих рек Азии, берущих свое начало на ледниковой шапке горы: Инд — с севера, Карнапи (приток Ганга) — с юга, Сатледж — с запада, Брахмапутра — с востока. Эти потоки снабжают водой половину территории всей Азии! Какую информацию несут они всему живому с вершины священной горы? Какую энергетическую силу? А может быть, чье-то послание?..
Никто не знает истинной высоты Кайласа. Замеры показывают, что она ежегодно меняется: гора то «подрастает» на несколько десятков метров, то становится ниже. Средняя амплитуда «дыхания» Кайласа — 6666 метров! Считается, что три шестерки — «число зверя», но в библейском Апокалипсисе сказано, что это — и число человека. А в эзотерических учениях три шестерки являются выражением высшего творческого начала Космоса и символизируют силу Божественного Разума. Четыре же шестерки — знак Абсолюта.
Необычный вид Кайласа, невероятные явления, происходящие в его окрестностях, сделали таинственную гору главным местом паломничества в Азии и священным Центром четырех религий, объединяющих около миллиарда человек. Тибетские буддисты называют Кайлас Ганг Римпоче («драгоценный камень») и видят в нем «пуп Мира». Индусы считают его олицетворением мифологической горы Меру — Космологического Центра Вселенной. В древних текстах Кайлас назван «мировой колонной», покрытой золотом и драгоценными камнями, вокруг которой крутится все мироздание. Последователи индийской религии джайнов поклоняются Кайласу как месту, где наступило духовное прозрение их первого пророка — Махавиры, познавшего иллюзорность явного Мира.
Буддизм пришел в Тибет из Индии. Коренной же религией этих мест является бон-язычество, которому уже больше девяти тысяч лет. По преданию, основатель бон-язычества Тонпа Шенраб спустился с неба на Кайлас и основал Шамг-Шунг — духовный центр древнейшей империи Бонпо, которая когда-то простиралась от Аравийского полуострова до Древнего Китая. В священных текстах бон-религии Кайлас называется Юндрунг Гутсек — «девятиэтажная гора-свастика». Говорится в тех текстах также о том, что никогда обычный человек не сможет подняться на священный Кайлас и узнать тайну связи нашей планеты с Космическим Разумом.
Действительно, после того как китайцы открыли Тибет для посещения иностранцами, на Кайлас состоялось несколько европейских, американских и японских экспедиций, оснащенных самыми современными приборами и оборудованием. Однако все попытки восхождения на эту относительно невысокую, по альпинистским меркам, гору закончились полным крахом: никто не только не смог подняться на Кайлас, но и абсолютно все участники восхождения умерли мучительной смертью сразу после спуска. Больше того: ни один самолет никогда не пролетал над загадочной горой, и ни одна космическая станция не смогла сделать четких фотоснимков этих мест!
Поскольку подъем к вершине невозможен также из-за категорического запрета местных властей, паломники совершают ритуальный круговой обход горы — кору. Такое движение (по кругу вращения Солнца) символизирует причастность верующего к круговороту времени и судьбы. Паломники знают: Кайлас является естественной природной мандалой, медитация у которой приводит к измененному состоянию сознания (трансу) и открывает путь в иные миры.
Внешняя сторона этого пути (поиски физической смерти на склонах Кайласа), расчленение тел и «похороны в небо» — склёвывание останков орлами-ягнятниками — для непосвященного выглядят ужасающе. Однако многие приходят сюда в поисках именно такой участи. Внутренняя, запретная кора к «сердцу» Кайласа совершается раз в 60 лет, когда в жизни горы наступает особый период.