Печорская магистраль — одна из четырёх Великих Северных магистралей России, вместе с более старой Мурманской железной дорогой (построенной еще до революции) и более поздними Югорской и Байкало-Амурской магистралями. Строилась она в самую что ни на есть сталинскую эпоху, частично в годы Великой Отечественной войны, и с 1942 года снабжала Москву и Ленинград воркутинским углём.
В отличие от старой и обжитой, в основном лесопильной Южной Коми, Средняя Коми — глухой таёжный край, где добывают нефть. Здесь же лучше всего сохранилась самая мрачная страница истории Коми — лагеря и тюрьмы. Центр края — второй по величине в республике город Ухта. Проедем на поезде Княжпогост, Ухту, Сосногорск и остановимся на таёжной станции Ираель.
В часе пути от Микуни поезд достигает станции Княжпогост, за которой скрывается городок Емва (14 тыс. жителей):
Емва — коми название реки Вымь, в устье которой стоит древнее село Усть-Вымь. Селение Княжпогост выше по реке известно с 1490 года, и вероятно здесь была резиденция зырянского князя. В 1941 году на другом берегу был основан поселок Железнодорожный, к 1985 году разросшийся настолько, что получил статус города.
Местная архитектурная достопримечательность — ПТУ в стиле деревянного конструктивизма:
Заброшенный лесозавод. Обратите внимание на граффити — помните, была в 1990-е годы такая партия?
Люди на перроне:
Из-за потепления снег посерел и скукожился от дождя. Отсюда получилась такая бесконечная мрачность. Картину дополнил автозак:
Пересадка заключенных в Княжпогосте с поезда на фургон:
Станция Синдор в полутора часах пути от Княжпогоста — многие вокзалы на Печорской магистрали выполнены в похожем стиле:
Большинство сталинских вокзалов Печорской магистрали — деревянные (станция Тобысь):
От Микуни до Ухты — почти 7 часов пути. За полчаса до последней из тайги внезапно вырастает черный террикон:
Это Ярега — место куда более интересное, чем кажется. Здесь находится единственная в мире НЕФТЯНАЯ ШАХТА. Сверхтяжелая нефть Ярегского месторождения больше похожа на битум, насосом из скважины качать ее очень сложно. Правда, залегает неглубоко — всего 200 метров. Еще интереснее, что месторождение не просто нефтяное, а нефтетитановое — то есть вместе с вязкой нефтью добывается и титановая руда.
На станции — один из немногих аутентичных сталинских вокзалов, сохранившихся на малых станция Печорской магистрали.
Поезд въезжает в Ухту, раскинувшуюся вдоль одноименной реки (на языке коми — Уква) у подножья Тиманского кряжа:
В современной Коми Ухта вторая по величине (117 тыс. жителей), за последние 20 лет почти вдвое опередив опустевающую Воркуту. Основана в 1929 году как посёлок Чибью, с 1933 года ставший центром Ухтпечлага (Ухтинско-Печорский лагерь), особенно мрачную славу которому создали «Кашкетинские расстрелы» — в 1937-38 годах, при подавлении волнений среди з/к, было расстреляно более 2500 человек. Начальник лагеря Ефим Кашкетин использовал весьма эффективный метод: смертников вели через тайгу якобы в другой лагерь, а в определенном месте без предупреждения расстреливали из пулемета — в то время как оставшиеся в лагере об этом даже не знали…
Однако время шло, расположенный в центре республики посёлок разрастался, и в 1938 году был выведен из ГУЛага, получив статус ПГТ и название Ухта. В 1939-41 годах были планы перенести туда столицу Коми АССР (в силу гораздо более адекватного расположения).
Вокзал на станции Ухта — почти такие же в Инте и Воркуте:
Станция находится в глубокой низине, где-то в километре от центра города — но путь туда лежит через промзону и мост, так что лучше ехать на маршрутке. За железной дорогой — высокие и очень крутые холмы Тиманского кряжа:
Один из них, гору Ветласян, венчает Электрический Ленин… точнее, давно уже не электрический, но остающийся одним из символов Ухты:
С поездов прекрасно виден Ухтинский нефтезавод — по общероссийским меркам небольшой, но в Республике Коми — единственный. Нефть здесь известна еще с 15 века, но тогда люди просто не знали, что с этой гадостью делать. В 1745-67 годах рудознатец Федор Прядунов вел ее добычу — нефть просачивалась из ключей, и он каким-то образом собирал ее с водяной плёнки. Было добыто аж 3,5 тонны! С Ухты нефть отправлялась в Москву, где перерабатывалась. Следующую скважину пробурили спустя сто лет (1868), и в конце 19 века ухтинская нефть использовалась для дозаправки пароходов на Баренцевом море, отправляясь вниз по Печоре. И первый нефтезавод на этом месте действовал еще в 1914-24 годах.
Магистраль идет параллельно реке Ухта. Станция Ветласян, опять же в черте города:
Полчаса езды на поезде от Ухты — и вот станция Сосногорск:
Пригород Ухты (27 тыс. жителей) стоит уже на Ижме, в устье реки Ухта. Собственно, он и вырос из основанной в 1939 году станции Ижма. Отсюда ответвляется ус на Троицко-Печорск, но главное не это: для автомобильной дороги Сосногорск — это Край Земли. Дальше есть зимник на Печору, а в летнее время это тупик. Грузы перегружают с машин на поезда, а сами автомобили возят на железнодорожных платформах. В общем, наверное поэтому Сосногорск — едва ли не крупнейшая станция в Коми:
Сам город Сосногорск довольно самобытен:
Частный сектор советского времени:
Подкрасить дом и забор — и получится картинка для новогодней открытки.
И одна из самых странных особенностей Средней Коми — заборы с колючей проволокой. Наиболее вероятно — это защита от животных, причем скорее всего не только собак.
Деревянные церкви Сосногорска:
Впечатляет суровой постапокалиптичностью Сосногорский газоперерабатывающий завод, основанный в конце 1940-х как завод технической сажи:
Между Ижмой и Печорой — глухой таёжный край, где вдоль железной дороги не увидеть крупных селений, только мелкие станционные посёлки. Поэтому закончим поездку на станции Ираель в 2,5 часах от Ухты.
Дело в том, что Ираель — это «ворота» сразу двух дальних таёжных районов. Поближе — Ижма, населенная самым необычным и сплоченным субэтносом коми. Подальше — поморская старообрядческая Усть-Цильма, которую принято считать одним из последних оплотов заповедного Русского Севера. От станции Ираель до Ижмы за все 100 километров вдоль дороги нет никаких признаков жилья — лишь глухая тайга.
Такой вот суровый и брутально-красивый край можно наблюдать из окна поезда. Интересно, конечно, познакомиться с Севером поближе. Ведь, самое интересное начинается там, вдали от магистрали.