Печорская магистраль (29 фото) - «Гиблые зоны» » «Территория Заблуждений»
Меню

Гиблые зоны

Добавлено: 03-дек-2018, 18:17

Печорская магистраль (29 фото) - «Гиблые зоны»





Печорская магистраль — одна из четырёх Великих Северных магистралей России, вместе с более старой Мурманской железной дорогой (построенной еще до революции) и более поздними Югорской и Байкало-Амурской магистралями. Строилась она в самую что ни на есть сталинскую эпоху, частично в годы Великой Отечественной войны, и с 1942 года снабжала Москву и Ленинград воркутинским углём.


В отличие от старой и обжитой, в основном лесопильной Южной Коми, Средняя Коми — глухой таёжный край, где добывают нефть. Здесь же лучше всего сохранилась самая мрачная страница истории Коми — лагеря и тюрьмы. Центр края — второй по величине в республике город Ухта. Проедем на поезде Княжпогост, Ухту, Сосногорск и остановимся на таёжной станции Ираель.


В часе пути от Микуни поезд достигает станции Княжпогост, за которой скрывается городок Емва (14 тыс. жителей):


Емва — коми название реки Вымь, в устье которой стоит древнее село Усть-Вымь. Селение Княжпогост выше по реке известно с 1490 года, и вероятно здесь была резиденция зырянского князя. В 1941 году на другом берегу был основан поселок Железнодорожный, к 1985 году разросшийся настолько, что получил статус города.






Местная архитектурная достопримечательность — ПТУ в стиле деревянного конструктивизма:




Заброшенный лесозавод. Обратите внимание на граффити — помните, была в 1990-е годы такая партия?




Люди на перроне:




Из-за потепления снег посерел и скукожился от дождя. Отсюда получилась такая бесконечная мрачность. Картину дополнил автозак:




Пересадка заключенных в Княжпогосте с поезда на фургон:




Станция Синдор в полутора часах пути от Княжпогоста — многие вокзалы на Печорской магистрали выполнены в похожем стиле:




Большинство сталинских вокзалов Печорской магистрали — деревянные (станция Тобысь):




От Микуни до Ухты — почти 7 часов пути. За полчаса до последней из тайги внезапно вырастает черный террикон:




Это Ярега — место куда более интересное, чем кажется. Здесь находится единственная в мире НЕФТЯНАЯ ШАХТА. Сверхтяжелая нефть Ярегского месторождения больше похожа на битум, насосом из скважины качать ее очень сложно. Правда, залегает неглубоко — всего 200 метров. Еще интереснее, что месторождение не просто нефтяное, а нефтетитановое — то есть вместе с вязкой нефтью добывается и титановая руда.




На станции — один из немногих аутентичных сталинских вокзалов, сохранившихся на малых станция Печорской магистрали.




Поезд въезжает в Ухту, раскинувшуюся вдоль одноименной реки (на языке коми — Уква) у подножья Тиманского кряжа:




В современной Коми Ухта вторая по величине (117 тыс. жителей), за последние 20 лет почти вдвое опередив опустевающую Воркуту. Основана в 1929 году как посёлок Чибью, с 1933 года ставший центром Ухтпечлага (Ухтинско-Печорский лагерь), особенно мрачную славу которому создали «Кашкетинские расстрелы» — в 1937-38 годах, при подавлении волнений среди з/к, было расстреляно более 2500 человек. Начальник лагеря Ефим Кашкетин использовал весьма эффективный метод: смертников вели через тайгу якобы в другой лагерь, а в определенном месте без предупреждения расстреливали из пулемета — в то время как оставшиеся в лагере об этом даже не знали…


Однако время шло, расположенный в центре республики посёлок разрастался, и в 1938 году был выведен из ГУЛага, получив статус ПГТ и название Ухта. В 1939-41 годах были планы перенести туда столицу Коми АССР (в силу гораздо более адекватного расположения).




Вокзал на станции Ухта — почти такие же в Инте и Воркуте:




Станция находится в глубокой низине, где-то в километре от центра города — но путь туда лежит через промзону и мост, так что лучше ехать на маршрутке. За железной дорогой — высокие и очень крутые холмы Тиманского кряжа:




Один из них, гору Ветласян, венчает Электрический Ленин… точнее, давно уже не электрический, но остающийся одним из символов Ухты:




С поездов прекрасно виден Ухтинский нефтезавод — по общероссийским меркам небольшой, но в Республике Коми — единственный. Нефть здесь известна еще с 15 века, но тогда люди просто не знали, что с этой гадостью делать. В 1745-67 годах рудознатец Федор Прядунов вел ее добычу — нефть просачивалась из ключей, и он каким-то образом собирал ее с водяной плёнки. Было добыто аж 3,5 тонны! С Ухты нефть отправлялась в Москву, где перерабатывалась. Следующую скважину пробурили спустя сто лет (1868), и в конце 19 века ухтинская нефть использовалась для дозаправки пароходов на Баренцевом море, отправляясь вниз по Печоре. И первый нефтезавод на этом месте действовал еще в 1914-24 годах.




Магистраль идет параллельно реке Ухта. Станция Ветласян, опять же в черте города:




Полчаса езды на поезде от Ухты — и вот станция Сосногорск:




Пригород Ухты (27 тыс. жителей) стоит уже на Ижме, в устье реки Ухта. Собственно, он и вырос из основанной в 1939 году станции Ижма. Отсюда ответвляется ус на Троицко-Печорск, но главное не это: для автомобильной дороги Сосногорск — это Край Земли. Дальше есть зимник на Печору, а в летнее время это тупик. Грузы перегружают с машин на поезда, а сами автомобили возят на железнодорожных платформах. В общем, наверное поэтому Сосногорск — едва ли не крупнейшая станция в Коми:




Сам город Сосногорск довольно самобытен:






Частный сектор советского времени:


Подкрасить дом и забор — и получится картинка для новогодней открытки.




И одна из самых странных особенностей Средней Коми — заборы с колючей проволокой. Наиболее вероятно — это защита от животных, причем скорее всего не только собак.




Деревянные церкви Сосногорска:




Впечатляет суровой постапокалиптичностью Сосногорский газоперерабатывающий завод, основанный в конце 1940-х как завод технической сажи:




Между Ижмой и Печорой — глухой таёжный край, где вдоль железной дороги не увидеть крупных селений, только мелкие станционные посёлки. Поэтому закончим поездку на станции Ираель в 2,5 часах от Ухты.


Дело в том, что Ираель — это «ворота» сразу двух дальних таёжных районов. Поближе — Ижма, населенная самым необычным и сплоченным субэтносом коми. Подальше — поморская старообрядческая Усть-Цильма, которую принято считать одним из последних оплотов заповедного Русского Севера. От станции Ираель до Ижмы за все 100 километров вдоль дороги нет никаких признаков жилья — лишь глухая тайга.




Такой вот суровый и брутально-красивый край можно наблюдать из окна поезда. Интересно, конечно, познакомиться с Севером поближе. Ведь, самое интересное начинается там, вдали от магистрали.


Печорская магистраль — одна из четырёх Великих Северных магистралей России, вместе с более старой Мурманской железной дорогой (построенной еще до революции) и более поздними Югорской и Байкало-Амурской магистралями. Строилась она в самую что ни на есть сталинскую эпоху, частично в годы Великой Отечественной войны, и с 1942 года снабжала Москву и Ленинград воркутинским углём. В отличие от старой и обжитой, в основном лесопильной Южной Коми, Средняя Коми — глухой таёжный край, где добывают нефть. Здесь же лучше всего сохранилась самая мрачная страница истории Коми — лагеря и тюрьмы. Центр края — второй по величине в республике город Ухта. Проедем на поезде Княжпогост, Ухту, Сосногорск и остановимся на таёжной станции Ираель. В часе пути от Микуни поезд достигает станции Княжпогост, за которой скрывается городок Емва (14 тыс. жителей): Емва — коми название реки Вымь, в устье которой стоит древнее село Усть-Вымь. Селение Княжпогост выше по реке известно с 1490 года, и вероятно здесь была резиденция зырянского князя. В 1941 году на другом берегу был основан поселок Железнодорожный, к 1985 году разросшийся настолько, что получил статус города. Местная архитектурная достопримечательность — ПТУ в стиле деревянного конструктивизма: Заброшенный лесозавод. Обратите внимание на граффити — помните, была в 1990-е годы такая партия? Люди на перроне: Из-за потепления снег посерел и скукожился от дождя. Отсюда получилась такая бесконечная мрачность. Картину дополнил автозак: Пересадка заключенных в Княжпогосте с поезда на фургон: Станция Синдор в полутора часах пути от Княжпогоста — многие вокзалы на Печорской магистрали выполнены в похожем стиле: Большинство сталинских вокзалов Печорской магистрали — деревянные (станция Тобысь): От Микуни до Ухты — почти 7 часов пути. За полчаса до последней из тайги внезапно вырастает черный террикон: Это Ярега — место куда более интересное, чем кажется. Здесь находится единственная в мире НЕФТЯНАЯ ШАХТА. Сверхтяжелая нефть Ярегского месторождения больше похожа на битум, насосом из скважины качать ее очень сложно. Правда, залегает неглубоко — всего 200 метров. Еще интереснее, что месторождение не просто нефтяное, а нефтетитановое — то есть вместе с вязкой нефтью добывается и титановая руда. На станции — один из немногих аутентичных сталинских вокзалов, сохранившихся на малых станция Печорской магистрали. Поезд въезжает в Ухту, раскинувшуюся вдоль одноименной реки (на языке коми — Уква) у подножья Тиманского кряжа: В современной Коми Ухта вторая по величине (117 тыс. жителей), за последние 20 лет почти вдвое опередив опустевающую Воркуту. Основана в 1929 году как посёлок Чибью, с 1933 года ставший центром Ухтпечлага (Ухтинско-Печорский лагерь), особенно мрачную славу которому создали «Кашкетинские расстрелы» — в 1937-38 годах, при подавлении волнений среди з/к, было расстреляно более 2500 человек. Начальник лагеря Ефим Кашкетин использовал весьма эффективный метод: смертников вели через тайгу якобы в другой лагерь, а в определенном месте без предупреждения расстреливали из пулемета — в то время как оставшиеся в лагере об этом даже не знали… Однако время шло, расположенный в центре республики посёлок разрастался, и в 1938 году был выведен из ГУЛага, получив статус ПГТ и название Ухта. В 1939-41 годах были планы перенести туда столицу Коми АССР (в силу гораздо более адекватного расположения). Вокзал на станции Ухта — почти такие же в Инте и Воркуте: Станция находится в глубокой низине, где-то в километре от центра города — но путь туда лежит через промзону и мост, так что лучше ехать на маршрутке. За железной дорогой — высокие и очень крутые холмы Тиманского кряжа: Один из них, гору Ветласян, венчает Электрический Ленин… точнее, давно уже не электрический, но остающийся одним из символов Ухты: С поездов прекрасно виден Ухтинский нефтезавод — по общероссийским меркам небольшой, но в Республике Коми — единственный. Нефть здесь известна еще с 15 века, но тогда люди просто не знали, что с этой гадостью делать. В 1745-67 годах рудознатец Федор Прядунов вел ее добычу — нефть просачивалась из ключей, и он каким-то образом собирал ее с водяной плёнки. Было добыто аж 3,5 тонны! С Ухты нефть отправлялась в Москву, где перерабатывалась. Следующую скважину пробурили спустя сто лет (1868), и в конце 19 века ухтинская нефть использовалась для дозаправки пароходов на Баренцевом море, отправляясь вниз по Печоре. И первый нефтезавод на этом месте действовал еще в 1914-24 годах. Магистраль идет параллельно реке Ухта. Станция Ветласян, опять же в черте города: Полчаса езды на поезде от Ухты — и вот станция Сосногорск: Пригород Ухты (27 тыс. жителей) стоит уже на Ижме, в устье реки Ухта. Собственно, он и вырос из основанной в 1939 году станции Ижма. Отсюда ответвляется ус на Троицко-Печорск, но главное не это: для автомобильной дороги Сосногорск — это Край Земли. Дальше есть зимник на Печору, а в летнее время это тупик. Грузы перегружают с машин на поезда, а сами автомобили возят на железнодорожных платформах. В общем, наверное поэтому Сосногорск — едва ли не крупнейшая станция в Коми: Сам город Сосногорск довольно самобытен: Частный сектор советского времени: Подкрасить дом и забор — и получится картинка для новогодней открытки. И одна из самых странных особенностей Средней Коми — заборы с колючей проволокой. Наиболее вероятно — это защита от животных, причем скорее всего не только собак. Деревянные церкви Сосногорска: Впечатляет суровой постапокалиптичностью Сосногорский газоперерабатывающий завод, основанный в конце 1940-х как завод технической сажи: Между Ижмой и Печорой — глухой таёжный край, где вдоль железной дороги не увидеть крупных селений, только мелкие станционные посёлки. Поэтому закончим поездку на станции Ираель в 2,5 часах от Ухты. Дело в том, что Ираель — это «ворота» сразу двух дальних таёжных районов. Поближе — Ижма, населенная самым необычным и сплоченным субэтносом коми. Подальше — поморская старообрядческая Усть-Цильма, которую принято считать одним из последних оплотов заповедного Русского Севера. От станции Ираель до Ижмы за все 100 километров вдоль дороги нет никаких признаков жилья — лишь глухая тайга. Такой вот суровый и брутально-красивый край можно наблюдать из окна поезда. Интересно, конечно, познакомиться с Севером поближе. Ведь, самое интересное начинается там, вдали от магистрали.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика