Это сооружение было построено в начале 80-ых годов недалеко от города Ивенец в Минской области, но после нескольких лет эксплуатации было навсегда покинуто людьми. По одной из версий причиной тому послужила авария на ЧАЭС. Сегодня мы отправимся в это странное и интересное место.
Территория санатория выглядит вот так.
Само здание — типичный проект для семидесятых годов — угловатые формы, минимализм, практически полное отсутствие декора.
Башню (внутри которой оказалась водонапорная установка) украшает вот такой флюгер. «Аист на крыше, мир на Земле», как пелось в одной старой песне.
Фонарь уличного освещения. В семидесятые годы такие фонари ставили буквально везде.
Обойдем вокруг. Видно, что здание уже в достаточно плохом состоянии. На стенах — граффити типичного «постъядерного» стиля.
Яркий мох напомнил о Припяти. Я поймал себя на том, что стараюсь на него не наступать (привычка из Припяти, где мох радиоактивен).
Какая-то боковая пристройка. Наверное, здесь была столовая.
Здание с обратной стороны.
Обрушения.
Одна из внешних дверей — запасной выход (ключ у дежурной медсестры).
Возле него — вход в бомбоубежище. Туда попасть не удалось, гермодверь не открывается без специальных приспособлений.
Давайте попробуем попасть внутрь самого здания. С главного входа заходить нельзя — он под сигнализацией, оснащенной растяжкой и датчиком движения. Попробуем поискать боковые порталы.
Находится вот такой лестничный пролет, обсыпанный толстым слоем битого кирпича и заваленный рубленными ветками колючего шиповника (импровизированная «колючая проволока» от непрошеных гостей). Ок, заходим здесь.
Осторожно поднимаемся по полуразрушенной лестнице и попадаем в коридор второго этажа.
Одна из комнат. Что здесь было — трудно сказать. Виден какой-то столик и остатки какой-то электрической коробки на стене. Батарея под окном срезана и вывезена.
Решетка вентиляции. Помните такие?
Битая плитка в углу. Судя по коммуникациям, когда-то здесь стояла раковина с горячей и холодной водой.
Лестничный пролет в середине здания. Виды остатки типичного советского декора (какие-то волнистые висюльки, имитирующие шторы) и граффити, оставленные малолетними «сталкерами» снаружи здания.
Паркет.
Комната с документами.
Нашлось много интересного. Например, график работы на декабрь 1989 года, уже в пост-чернобыльский период.
А вот смета и отчетные документы бухгалтерии за 1989 год.
И какие-то профсоюзные заявления за тот же период.
Попадались документы и за 1990, и за 1991-1992 годы. Получается, что санаторий работал еще как минимум 5 лет после аварии на ЧАЭС. Интересно, почему его не закрыли сразу, и связано ли вообще его итоговое закрытие с аварией. Тут возможны варианты. Первый вариант (советское раздолбайство) — по нормам радиационной безопасности санаторий действительно нужно было закрыть, но он какое-то время работал по экономическим причинам, просто потому что ему не было никакой замены.
Второй вариант (воровство) — по нормам можно было ничего не закрывать, но в итоге кому-то стало выгодно «закрыть» санаторий, чтобы, скажем, списать те или иные растраты на «радиацию». Мол, предприятие закрыто, и концы в воду.
И, наконец, третий вариант — санаторий стал просто экономически невыгоден. Он находится достаточно далеко от крупных городов, а наличие рядом (пусть и не на территории) радиоактивного пятна окончательно «подмочило репутацию» месту. Кому понравится отдыхать рядом с вот такими знаками:
Впрочем, оставляю расследование причин закрытия другим экспедициям. Лично мне интереснее бытовая сторона жизни предприятия.
Типичная жилая комната в санатории выглядит вот так. Слева от входа — что-то вроде стенного шкафчика, справа — санузел с небольшой ванной, раковиной и унитазом. Почти вся сантехника, кроме ванн, уже снята.
Антресоли.
Дверная ручка.
Остатки люстры.
Розетка и выключатели.
Еще одна, очень интересной модификации (с пиктограммами), никогда раньше такой не видел.
Коридор.
Особенность оформления комнат — настенные «трафаретки» с различными сюжетами, чаще анималистической тематики. Например, ёжики.
Или мишка.
Или белорусские буслики.
А возле одной электрической коробки приютилась вот такая птичка.
Пойдем дальше.
В некоторых комнатах от сырости паркет очень сильно «повело».
А некоторые комнаты и совсем в ужасном состоянии. Заходить туда не хочется. Почему-то хуже сохранились комнаты в правом крыле здания.
Еще один запасной выход.
Боковая лестница правого крыла.
Чердак.
Пойдем обратно. Снова центральная лестница здания.
Если спуститься на первый этаж, то можно увидеть холл напротив входа. Именно там установлена сигнализация.
На перилах возле этого места обнаружилась интересная пометка. Интересно, связано ли это как-то с наличием сигнализации? Что такое «NC» я не знаю.
Осторожно спустимся вниз.
И пойдем направо. Там когда-то были процедурные кабинеты.
Здесь сохранились какие-то огромные ванны.
Вернее, одна ванна сохранилась. От остальных остались вот такие подиумы.
А здесь когда-то был душ Шарко.
На территории санатория нашлось несколько интересных артефактов. Например, вот такая водочная бутылка, «привет из девяностых».
Красные кофейники. Наверное, когда-то такой стоял в каждой комнате, был перечислен в инвентарном списке комнатной обстановки — «кофейник красный в горошек 1 шт».
Крем для обуви.
«Советская Белоруссия». Наказы и приказы.
Натюрморт. Аптекарская посуда и ампулы с витамином B12.
Пол.
Коридор.
Гостиная на втором этаже.